Статья 20. Применение программно-целевого метода в бюджетном процессе

1. В бюджетном процессе программно-целевой метод применяется на уровне государственного бюджета и на уровне местных бюджетов (по решению Верховной Рады Автономной Республики Крым, соответствующего местного совета).

2. Особыми составляющими программно-целевого метода в бюджетном процессе являются бюджетные программы, ответственные исполнители бюджетных программ, паспорта бюджетных программ, результативные показатели бюджетных программ.

3. Бюджетные программы определяются главными распорядителями бюджетных средств с учетом положений части второй статьи 21 и пункта 2 части пятой статьи 22 настоящего Кодекса.

4. Ответственный исполнитель бюджетных программ определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом). Ответственным исполнителем бюджетных программ может быть главный распорядитель бюджетных средств по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом, и / или распорядитель бюджетных средств низшего уровня, который выполняет бюджетные программы в системе главного распорядителя.

Ответственный исполнитель бюджетных программ в процессе их выполнения обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации соответствующих бюджетных программ в пределах определенных бюджетных назначений.

5. Результативные показатели бюджетной программы используются для оценки эффективности бюджетной программы и включают количественные и качественные показатели, которые определяют результат выполнения бюджетной программы, характеризующие ход ее реализации, степень достижения поставленных целей и выполнения задач бюджетной программы. Такие показатели должны подтверждаться официальной государственной статистической, финансовой и другой отчетности, данными бухгалтерского, статистического и внутрихозяйственного (управленческого) учета.

Перечень результативных показателей по каждой бюджетной программы разрабатывается главными распорядителями бюджетных средств согласно нормативно-правовым актом Министерства финансов Украины.

6. На всех стадиях бюджетного процесса его участники в пределах своих полномочий осуществляют оценку эффективности бюджетных программ, предусматривающий меры по мониторингу, анализу и контролю за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на основании анализа результативных показателей бюджетных программ, а также другой информации, содержащейся в бюджетных запросах, сметах, паспортах бюджетных программ, отчетах об исполнении смет и отчетах об исполнении паспортов бюджетных программ. Организационно-методологические основы оценки эффективности бюджетных программ определяются Министерством финансов Украины.

Результаты оценки эффективности бюджетных программ, в том числе заключения органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства, является основанием для принятия решений о внесении в установленном порядке изменений в бюджетных назначений текущего бюджетного периода, соответствующих предложений к проекту бюджета на плановый бюджетный период и к прогнозу бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, включая остановки реализации соответствующих бюджетных программ.

7. По бюджетным программам, осуществление мероприятий по которым требует нормативно-правового определения механизма использования бюджетных средств, главные распорядители средств государственного бюджета разрабатывают проекты порядков использования средств государственного бюджета и обеспечивают их утверждения в сроки, определенные Кабинетом Министров Украины. По решению Кабинета Министров Украины порядка использования средств государственного бюджета утверждаются Кабинетом Министров Украины или главным распорядителем средств государственного бюджета по согласованию с Министерством финансов Украины. Об утверждении таких порядков информируется Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Порядки использования средств государственного бюджета по бюджетным программам, впервые определенными законом о Государственном бюджете Украины, утверждаются в течение 30 дней со дня вступления в силу.

Если реализация бюджетной программы продолжается в следующих бюджетных периодах, действие порядка использования бюджетных средств по такой бюджетной программе (с учетом изменений в этот порядок, внесенных в случае необходимости) продолжается до завершения ее реализации.

Порядок использования бюджетных средств должна содержать:

  • цели и направления использования бюджетных средств;
  • ответственного исполнителя бюджетной программы, основания и / или критерии привлечения получателей бюджетных средств для выполнения бюджетной программы;
  • задачи главного распорядителя бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств низшего уровня (получателей бюджетных средств), обеспечивающих выполнение бюджетной программы, с определением порядка отчетности о ее выполнении (в том числе относительно результативных показателей) и мер воздействия в случае ее невыполнения;
  • в случае необходимости порядок, сроки и основания, а также критерии распределения (перераспределения) расходов между административно-территориальными единицами в разрезе распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств с учетом соответствующих нормативно-правовых актов;
  • конкурсные требования к инвестиционных программ (проектов), включая порядок и критерии их отбора, а также критерии и условия определения исполнителей таких программ (проектов);
  • критерии и условия отбора субъектов хозяйствования, которым предоставляется государственная поддержка из бюджета, а также определение объема такой поддержки;
  • условия и критерии конкурсного отбора заемщиков и проектов (программ), на реализацию которых предоставляются кредиты из бюджета, условия предоставления кредитов из бюджета и их возврата, включая положения о контроле за их возвращением;
  • положения о необходимости перечисления средств по бюджетным программам, которые предусматривают предоставление субвенций из государственного бюджета местным бюджетам;
  • пути погашения бюджетной задолженности в случае ее наличия;
  • требования о необходимости отражения в первичном и бухгалтерском учете полученных (созданных) оборотных и необоротных активов бюджетными учреждениями и получателями бюджетных средств, в том числе полученных (созданных) в результате проведения централизованных мероприятий;
  • в случае необходимости - положение об осуществлении закупки товаров, работ и услуг, определение условий и сроков поставки и проведения расчетов;
  • другие положения об особенностях бюджетной программы.

8. Главный распорядитель бюджетных средств разрабатывает и в течение 45 дней со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) утверждает совместно с Министерством финансов Украины (местным финансовым органом) паспорт бюджетной программы.

Правила составления паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении устанавливаются Министерством финансов Украины.

9. Программно-целевой метод в бюджетном процессе предполагает составление прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.

Статья 21. Составление прогноза бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода

1. Министерство финансов Украины при участии Министерства экономики Украины, Национального банка Украины, а также главных распорядителей средств государственного бюджета составляет прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода, основанного на Программе деятельности Кабинета Министров Украины, прогнозных и программных документах экономического и социального развития , государственных целевых программах.

Прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода включает индикативные прогнозные показатели:

  1. основных макропоказателей экономического и социального развития Украины (с указанием показателей номинального и реального объема валового внутреннего продукта, индексов потребительских цен и цен производителей, официального обменного курса гривны в среднем за год и на конец года, прибыли предприятий, фонда оплаты труда, уровня безработицы , экспорта и импорта товаров и услуг, а также других показателей, применяемых при составлении проекта бюджета);
  2. сводного бюджета Украины по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования;
  3. государственного бюджета по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования;
  4. по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных программ (проектов), в том числе тех, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций. Такие бюджетные программы при условии одобрения в установленном законодательством порядке соответствующих инвестиционных программ (проектов) включаются в прогноза Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода в течение всего срока их реализации с учетом требований настоящего Кодекса;
  5. взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами.

Прогноз Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода подается в Верховную Раду Украины вместе с проектом закона о Государственном бюджете Украины, уточняется на основании принятого закона о Государственном бюджете Украины и одобряется Кабинетом Министров Украины в месячный срок со дня опубликования закона о Государственном бюджете Украины .

2. Главные распорядители средств государственного бюджета, исходя из индикативных прогнозных показателей объемов расходов и предоставления кредитов из бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода, доведенных Министерством финансов Украины вместе с инструкцией по подготовке бюджетных запросов, составляют планы своей деятельности на плановый и следующие за плановым два бюджетных периоды (включающие мероприятия по реализации инвестиционных программ (проектов)) согласно прогнозных и программных документов экономического и социального развития, государственных целевых программ с определением ожидаемых результатов деятельности. Такие планы деятельности ежегодно приводятся в соответствие с показателями государственного бюджета на плановый бюджетный период и прогнозу Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода.

С целью достижения поставленных целей главные распорядители средств государственного бюджета формируют бюджетные программы (с учетом срока их реализации) на плановый и следующие за плановым два бюджетных периода.

3. Показатели проекта Государственного бюджета Украины на бюджетный период, который наступает за плановым, основанные на индикативных прогнозных показателях Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода (включая индикативные прогнозные показатели по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных программ (проектов), в том числе тех, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций).

4. Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих местных советов составляют и одобряют прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода согласно прогнозных и программных документов экономического и социального развития страны и соответствующей территории, государственных целевых программ, основанный на прогнозе Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода.

Прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода включает индикативные прогнозные показатели местного бюджета по основным видам доходов, финансирования, расходов и кредитования, а также индикативные прогнозные показатели по бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных программ (проектов).

Прогноз местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода подается в Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующих местных советов вместе с проектом решения о местном бюджете, уточняется на основании одобренного Кабинетом Министров Украины прогноза Государственного бюджета Украины на следующие за плановым два бюджетных периода и принятого решения о местном бюджете и одобряется Советом министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями, исполнительными органами соответствующих местных советов.

Показатели проекта местного бюджета на бюджетный период, который наступает за плановым, основанные на индикативных прогнозных показателях местного бюджета на следующие за плановым два бюджетных периода.

5. По бюджетным программам, которые обеспечивают в течение нескольких лет выполнения инвестиционных программ (проектов), в том числе тех, которые осуществляются с привлечением государством кредитов (займов) от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций, и определены законом о Государственном бюджете Украины (решением о местный бюджет), Кабинет Министров Украины (Совет министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация, исполнительный орган соответствующего местного совета) принимает меры по приоритетности предсказания бюджетных средств на следующий бюджетный период в проекте закона о Государственном бюджете Украины (проекте решения о местном бюджете) для продолжение таких инвестиционных программ (проектов) с учетом необходимости поэтапного их завершения и ввода в действие соответствующих объектов.

Наши рекомендации