Технология программно-целевого проектирования
Технологическая схема проектирования позволяет сформулировать исходные цели, проанализировать современное положение дел, выявить варианты решения задач и оценить их в соответствии с критериями непротиворечивости и ресурсной доступности.
Алгоритмы решения социальных проблем разрабатываются на основе следующих принципов:
§ принцип социальной целесообразности и целеобусловленности, предполагающий соответствие ожидаемых эффектов нормативным (ценностным) целям общественного развития;
§ принцип социально-воспроизводственной ценности и соответствия проектируемых перемен физиологической, психической и социальной природе человека;
§ принцип комплексности;
§ принцип реалистичности и реализуемости, предполагающий не только адекватное выдвижение целей, но и опору на действительные, подлежащие учету ресурсы.
В проектном цикле можно выделить два этапа.
Этап программирования состоит из нескольких стадий:
§ анализ информации на региональном (муниципальном или более конкретном) уровне с целью определения проблем, препятствий и возможностей развития;
§ анализ приоритетов региональной (муниципальной, более конкретной) политики и стратегий донорских организаций;
§ первоначальное формулирование идей проекта;
§ «просеивание» идей проекта с целью дальнейшего изучения и проверки по критерию «уместность»;
§ разработка «просеянных» идей до стадии программы и плана действий;
§ обсуждение плана и проверка на «выполнимость» и «устойчивость»;
§ подготовка стандартного финансового предложения.
Этап финансирования предполагает:
§ обсуждение и принятие решения о финансировании (доноры, бюджет);
§ подписание контракта (договора).
Третий этап – этап осуществления проекта наступает после принятия решения о том, что проект утвержден донором к исполнению и финансовые документы оформлены. На третьем этапе важно выполнить, минимум, три действия
§ претворить проект в жизнь;
§ провести анализ эффекта и отдачи проекта;
§ внести предложения по корректировочным действиям для будущих проектов.
Для реализации социального проекта требуются определенные ресурсы. К ним относятся:
§ взносы;
§ внебюджетные средства (средства грантовых отечественных и зарубежных фондов);
§ пожертвования частных лиц;
§ волонтерский труд (переводят в стоимость из расчета оплаты труда за 1 час);
§ материально-технические вложения (помещение, техника, мебель, связь);
§ услуги.
Опишем технологию программно-целевого проектирования. Процесс проектирования начинается с постановки целей. Цель деятельности – это, во-первых, идеальное представление о результате, новом, измененном состоянии проектируемого объекта, являющимся итогом всей деятельности. Во-вторых, возникновение в сознании человека сверхзадачи, которая и заставляет его продвигаться вперед, не отклоняясь в сторону.
При постановке целей следует придерживаться некоторых правил:
§ цели и задачи должны быть сложными, но достижимыми;
§ цели должны иметь конкретное выражение, их достижение определено во времени;
§ характер целей должен соответствовать характеру и предназначению деятельности организации;
§ цели должны быть реальными, иначе они не являются мотиваторами.
Проект развития должен предусматривать возможность и объем привлечения инвестиций, которые с точки зрения всей социальной системы должны рассматриваться как капиталовложения на мезоуровне, связующем микроуровень повседневной жизни населения соответствующей территории и макроуровень социальной политики государства. Эту системную связь можно представить в виде вертикали. На одном конце – органы государственного управления с их широкими социальными целями (проблемы стабилизации, а затем и ускорения социально-экономического развития, регулирования распределения и потребления, справедливого распределения социальных благ и услуг, вопросы занятости, сохранения окружающей среды, проблемы доступа к образованию и культуре и др.). На противоположном конце – индивиды, которые надеются на достижение собственного благополучия (не только материального, но и морального, и духовного).
Механизмом связи между ними и являются разнообразные социальные проекты, которые могут различаться по масштабам, заявленным целям и методам их разрешения. Неразрывность такой вертикальной связи требует тщательного анализа целей и задач проекта, исследования возможностей ресурсного обеспечения его осуществления. Ибо к числу основных задач проекта относится, кроме всего прочего, формирование «вертикальной проницаемости» социума. Это означает налаживание эффективных связей между
ü активной инициативой «снизу вверх» (участие населения в разработке и реализации локальной социальной политики, в контроле над ее осуществлением)
ü и четкой направленностью волевых управленческих импульсов «сверху вниз» (политические, правовые акты, организационные меры, инвестиции, осуществляемые государством).
Избираемые инициаторами проекта цели должны базироваться на постулатах новой парадигмы приоритетов общественного развития, являющихся атрибутами правового гражданского общества и социального государства. К ним относятся:
ü приоритетность личностного начала перед групповым;
ü ориентация процессов управления и самоуправления на высокое качество жизни;
ü активное использование местного самоуправления в выработке и реализации социальной политики на локальном уровне и др.
Рассмотрим классификацию целей [7, с. 24 – 26]
Таблица 2
Классификация целей
№ | Признаки классификации | Виды целей |
Содержание | Социальные, экономические, организационные, технические, научно-технические, политические, комплексные | |
Приоритетность | Главные (основные, ключевые, основополагающие); второстепенные (побочные, вспомогательные) | |
Длительность (период реализации) | Стратегические, тактические, оперативные, текущие | |
Форма фиксации | Официально предъявленные, подразумевающиеся | |
Потребность | Желательные, нежелательные, надуманные | |
Степень обоснованности | Обоснованные, слабо обоснованные, необоснованные | |
Реалистичность | Реальные осуществимые; нереальные, неосуществимые | |
Уровни управления | Общегосударственные (федеральные), отраслевые, региональные, на уровне учреждения (организации), их структурных единиц | |
Политический смысл | Фактически выполняемые; декларируемые, провозглашаемые | |
Объем | Общие, частные, локальные | |
Характер | Конечные, промежуточные | |
Степень выполнения | Выполненные полностью, частично, невыполненные |
После выбора целей переходят к следующему этапу проектирования – оценке текущего состояния объекта. На этом этапе необходимо решение ряда задач:
§ провести анализ с помощью избранных оценочных критериев сильных и слабых сторон объекта;
§ ранжировать недостатки объекта;
§ определить, какие недостатки и с чьей помощью могут быть устранены;
§ определить место проектируемого объекта в пространстве;
§ определить связи с другими объектами.
Следующая стадия проектирования – определение потенциала развития объекта. Он определяется на основе оценки текущего состояния этого объекта и намеченных целей. Далее определяется, каким путем можно быстро достичь цели. Для этого необходимо определить:
§ как расширить функции проектируемого объекта;
§ как повысить качество функционирования;
§ что сделать, чтобы выполняемые функции соответствовали ожиданиям;
§ чьи и какие потребности могут быть удовлетворены в ходе функционирования проектируемого объекта;
§ как улучшить финансово-экономические показатели объекта;
§ как обеспечить взаимодействие субъектов, причастных к функционированию объекта и др.
Следующая стадия проектирования – непосредственная разработка программы решения социальных проблем. Проект программы обычно подготавливается группой разработчиков, после чего дорабатывается с использованием двух методик: всеобщее обсуждение и «мозговой штурм».
Процесс всеобщего обсуждения требует много времени, учет всех его результатов довольно затруднен. Однако достоинствами этого метода являются возможность появления новых идей и новое качество принятия программы. Все участвующие в обсуждении данного документа ощущают свою сопричастность к программе и свою ответственность за ее выполнение.
«Мозговой штурм» – интенсивная методика, дающая более весомые результаты. Формируется группа составом не более 7 – 10 человек (считается, что в противном случае группа не сможет эффективно работать в одном помещении и над одной проблемой). Если количество участников мозгового штурма намного превышает эту цифру, лучше разделить их на несколько групп. Ведущий должен быть знаком с целями социального проекта и с этой методикой.
Можно ознакомить участников «мозгового штурма» с предварительными материалами заблаговременно. Если текст документа не слишком велик, лучше это сделать непосредственно перед началом обсуждения – иначе результаты обдумывания подвергнутся излишней самоцензуре и многие ценные мысли могут быть отброшены. Разумеется, разного рода отвлечения от этой работы (телефонные переговоры, перемещения из комнаты в комнату и т.д.), а также всякие внешние временные ограничения недопустимы.
Все участники «мозгового штурма», не соблюдая субординации (по очереди, по алфавиту или используя иной метод, исключающий давление одних индивидов на других), излагают свои предложения и свое суждение о программе. На этом этапе не предусматривается никаких оценок, применения критериев практичности, экономической целесообразности и даже исполнимости. Все предложения фиксируются в письменном виде.
На втором этапе все предложения рассматриваются с точки зрения их желательности и реалистичности (пока без аргументации). Такое обсуждение позволяет отбросить абсолютно бесперспективные идеи и ранжировать внесенные предложения в порядке возрастания (убывания) их желательности.
Наконец, на третьем этапе работы происходит обсуждение каждого предложения с развернутой аргументацией «за» и «против», исходящей как от авторов предложения, так и от любого участника обсуждения.
Поскольку участники «мозгового штурма» устают, испытываемые ими чувства раздражения, агрессивности, нетерпимости и т.п. могут проявиться в ходе активной дискуссии. Ведущий должен знать, что именно на этом этапе чаще всего в «мозговом штурме» случается кризис, который бесполезно пытаться нивелировать. По окончании всеобщего обсуждения, когда все аргументы исчерпаны, логично устроить перерыв, во время которого все участники, так или иначе, отрегулируют свои отрицательные эмоции. После перерыва, как правило, наблюдается всплеск результативности деятельности: предложения достаточно быстро одобряются или отвергаются, иногда они могут быть развиты, иногда фрагменты отвергнутых идей в сочетании с каким-нибудь приемлемым предложением получают признание. Результаты обсуждения в письменном виде передаются разработчикам программы. Функция «мозгового штурма» этим ограничивается. Разумеется, некоторые предложения его участников будут впоследствии переформулированы после анализа их юридической базы, ресурсных потребностей и т.д. Возможно также отвержение даже весьма привлекательных предложений, их откладывание до лучших времен.
Проект программы дорабатывается с использованием необходимых критериев требований к его качеству, например, отсутствие декларативности, профессионализм исполнителей, отсутствие подробной детализации (она уместна не в программе, а в квартальных и месячных планах ее реализации) и т.п.
Разработка программы – сложный поисковый этап социального проектирования, требующий разработки «дерева проблем» и «дерева целей», построения шкалы приоритетности достижения целей. Создать «дерево проблем» можно на основе сопоставления множества «сеток» (матриц) взаимного влияния проблем. Методики их построения разнообразны и зависят как от характера исходной информации, так и от приоритетов разработчиков, однако функции и принципы построения сходны. Существуют следующие методики матрицирования [20]:
§ социальное картографирование – особый способ организации и представления данных в виде проблемно- ориентированной «сетки», характеризующей «поисково-прогнозно-проектное поле» применительно к исследуемому объекту. В ходе социального картографирования используются имеющиеся статистические показатели, результаты исследований. К этой методике примыкают зондажно-информационные обследования объекта; способы «паспортизации» населения микрорайона, города и т.д., включая фиксацию сети элементов социальной инфраструктуры; информационно-аналитическая информация об оказании населению услуг и др.;
§ выборочные опросы местных жителей с использованием анкет, интервью и других достоверных способов, позволяющих диагностировать жизненные проблемные ситуации и пути их разрешения. В этой методике используются процедуры, позволяющие получить данные о степени информированности населения о существующих услугах, действующих организациях и т.п.;
§ экспертные опросы должностных лиц и специалистов-практиков, исследователей, изучающих существующие социальные проблемы и способы их разрешения. Эта методика дополняется анализом нормативных документов и специальной литературы по данной проблеме;
§ организация мониторинга, способствующего отслеживанию постоянства показателей в области исследуемых проблем, с тем, чтобы на основе существующих тенденций иметь возможность делать прогнозы о перспективах состояния социального объекта. Это довольно дорогостоящая и объемная методика; достоверный прогноз требует большого объема данных и длительного периода времени.
Результаты всех процедур используются в совокупности, что позволяет не только увидеть острые проблемы и картину социальной ситуации, но и применить определенный комплекс действий, чтобы разрешить эти проблемы, либо хотя бы предотвратить негативную динамику их развития.
Непосредственным руководством к действию являются планы деятельности, составляемые на месяц, квартал, год. Мероприятия включаются в планы исходя из двух оснований:
§ алгоритмизация программы, т.е. ее поэтапное деление – с указанием: что за чем должно следовать, что чем обусловлено,
§ наличие ресурсов, т.е. наличие (или отсутствие) тех или иных экономических, материальных, организационных и кадровых возможностей.
Планы являются для исполнителей локальным нормативным распорядительным документом.
Последняя стадия проектирования – контрольнад реализацией программы и ее коррекция. Контроль и коррекция бывают непрерывными и плановыми. Непрерывные контроль и коррекция подразумевают доработку базовых данных программы ее авторами и исполнителями. Потребность в этом возникает при изменении социально-экономической ситуации, демографической обстановки, внедрении новых технологий деятельности, утверждении иных приоритетов, принятии новых нормативно-законодательных актов и т.д. Кроме того, отклонения в реализации программы или ошибки в ней могут постепенно выявляться в процессе деятельности. Плановые контроль и коррекция осуществляются по этапам, каждый из которых имеет промежуточный результат. В конце каждого полугодия или года анализируется выполнение программы и оценивается, насколько итог деятельности способствует продвижению к намеченным целям. Технологии контроля основаны на сравнении того, что есть, с тем, что должно быть. Используют три аксиомы:
1) необходимо постоянно устранять неопределенность: даже тщательно разработанные программы и планы не могут учесть всех деталей развития социального объекта, тем более в изменяющейся ситуации. Поэтому непрерывное отслеживание точности плана и его «привязка» к текущим обстоятельствам – обязательное условие эффективного гибкого планирования;
2) ожидание кризиса заставляет предусмотреть систему экстренных мер, которые при необходимости могут быть быстро применены. Любой процесс сопряжен с трудностями, внутренними проблемами. Контроль позволяет заметить первые признаки надвигающейся опасности и предотвратить их нарастание;
3) необходимо отметить первые проявления успеха и воздать должное тем, кто способствовал успеху.
Разумеется, процесс программно-целевого проектирования не исключает промежуточных стадий, а какие-то его стадии могут иметь второстепенное значение, но в целом его основное содержание можно представить следующим образом [10] (см. таблицу 3):
Таблица 3
Основное содержание процесса программно-целевого проектирования
№ | Актуальные вопросы | Компоненты программы |
Что должно быть достигнуто? | Цель программы | |
Что требуется сделать для достижения цели? | Основные задачи, перечень мероприятий | |
Во что обойдется реализация программы? | Ресурсы (кадровые, материальные, финансовые, информационные) | |
К какому времени должна быть выполнена программа? | Сроки реализации | |
Каков механизм организации работы по реализации программы? | Организационная структура | |
Как оценивается выполнение программы? | Учет, контроль | |
Какие изменения необходимо внести в содержание и реализацию программы? | Текущие коррективы | |
В каком объеме выполнена программа? | Результаты реализации программы |