Формы организации работы над произношением
УРОК ПО ТЕХНИКЕ РЕЧИ '
Обучение глухих детей произношению осуществляется в различных формах, но основной является урок по технике речи. Его содержанием может быть работа над звуками .речи, над голосом, над речевым дыханием, орфоэпией, словесным и логическим ударением и т. д. Основная цель уроков по технике речи—совершенствование и автоматизация произносительных навыков. Можно выделить следующие основные типы уроков1: объяснение нового материала, смешанный тип, тренировочный контрольный урок. Каждый тип урока имеет определенную структуру.
Основными структурными элементами урока, посвященного объяснению нового материала, являются: а) голосовые и дыхательные упражнения2; б) повторение ранее пройденного материала; в) объяснение нового материала; г) закрепление вновь полученных знаний и навыков.
Основными структурными элементами урока смешанного типа являются: а) голосовые и дыхательные упражнения; б) повторение и закрепление ранее пройденного; в) объяснение нового материала; г) закрепление вновь полученных знаний и навыков и совершенствование ранее усвоенных.
1 В литературе и практике примят термин «урок по технике
речи». Мы полагаем, что целесообразнее эти уроки называть «уро
ками по обучению устной речи», так как обучение произношению
немыслимо без развития речи учащихся в целом. Однако в своем
изложении мы будем придерживаться привычного термина — «урок
по технике речи».
2 Данный структурный элемент в уроках разного типа может
быть представлен и не полностью: на том или ином уроке могут
даваться либо дыхательные, либо голосовые упражнения.
Основными структурными элементами урока тренировочного типа являются: а) голосовые и дыхательные упражнения; б) тренировочные упражнения.
Основными элементами урока контрольного типа: а) голосовые и дыхательные упражнения; б) контрольные упражнения.
На уроках объяснения нового повторяется именно тот материал, который помогает учащимся усвоить новое. Новый материал дается в соответствии с программными требованиями. Учитель должен использовать урок такого типа для того, чтобы дать учащимся усвоить возможно большее количество материала.
На уроках смешанного типа структурный элемент — повторение и закрепление ранее пройденного материала — отличается от подобного структурного элемента на уроках объяснения нового. Это отличие состоит в том, что наряду с повторением материала, который помогает учащимся усвоить новое, здесь предусматривается также закрепление ранее полученных произносительных навыков, которые могут не иметь прямого отношения к усваиваемому новому материалу. На уроках смешанного типа объем нового относительно сокращается и. вместе с тем отбирается более легкий для усвоения материал.
На уроках тренировочного типа оба этих структурных элемента должны быть представлены в виде ряда тренировочных упражнений, соответствующих содержанию
урока.
Наконец, мы выделяем контрольные уроки.
Контрольные уроки должны проводиться не реже одного раза в четверть. Содержанием их может быть тот или иной раздел программы, например: звуки речи, темп речи, словесное ударение и т. д. В содержание контрольных уроков можно включать одновременно один или несколько разделов программы.
Контрольные уроки могут проводиться не только в устной, но и в письменной форме.
Уроки по технике речи существенно отличаются от других уроков. Поэтому мы сочли необходимым осветить их характерные особенности.
При построении и проведении уроков по технике речи нужно учитывать не только общие требования, но и те, которые обусловлены спецификой предмета (обучение произношению),
ты1. Индивидуальные занятия как форма организации работы имеют определенные задачи, содержание и методику. Главной целью этих занятий является формирование и коррекция трудноусваиваемых произносительных навыков. Кроме того, с нашей точки зрения, в задачу индивидуальных занятий необходимо включать подготовку учащихся к восприятию материалов предстоящего урока и закрепление материала пройденного урока по технике речи. Это необходимо для того, чтобы к уроку по технике речи все учащиеся были бы подготовлены более или менее одинаково. Содержание индивидуальных занятий определяется программными требованиями и особенностями произносительной стороны речи учащегося. Следовательно, сюда может входить работа над любой стороной произношения — работа над голосом, над дыханием, над орфоэпией, над темпом речи, над звуками речи. По каждому разделу обучения произношению берется то содержание, которое предусмотрено программными требованиями применительно к данному классу. Однако те или иные особенности произношения учащихся приводят к тому, что дети иногда забывают программный материал предыдущих лет обучения. Тогда и он может стать содержанием индивидуальных занятий.
Следует отметить, что по каждому разделу в содер-1 жание работы на индивидуальных занятиях может включаться первичная работа над произносительными навыками. Однако основу содержания работы все же составляет коррекция произношения. Вместе с тем следует заметить, что на индивидуальных занятиях, как правило, осуществляется коррекция трудноисправляемых дефектов речи глухих, например: коррекция бокового сигма-тизма, закрытой или открытой гнусавости, фальцета и других. Легко устраняемые дефекты не являются основной частью содержания работы на индивидуальных занятиях, эти дефекты обычно корригируются на уроках и во внеклассное время. Кроме того, в содержание индивидуальных занятий включается и материал урока по технике речи.
Содержание индивидуальных занятий в первую очередь зависит от результатов обследования речи глухого
1 См. «Программы для восьмилетней школы глухих детей». Учпедгиз, 1962.
ребенка в начале учебного года. Каждый учитель обязан в начале учебного года обследовать всех учащихся класса и составить характеристику устной речи (в отношении произношения) каждого из учеников. Речь учащихся должна быть изучена всесторонне (состояние звуков речи, голоса, речевого дыхания, умение соблюдать словесное и логическое ударение, нормы орфоэпии, темп речи). По каждому классу обследование определяется программными требованиями.
Остановимся на организации индивидуальных занятий. Вначале рассмотрим вопрос о том, как целесообразнее организовывать индивидуальные занятия в младших классах школы для глухих.
Известно, что по учебному плану в приготовительном классе для индивидуальных занятий отводится 6 часов в неделю в первом полугодии, начиная со второго полугодия и во всех последующих классах по четвертый включительно— 4 часа в неделю. В старших классах учебный план предусматривает 2 часа в неделю.
При организации индивидуальных занятий прежде всего необходимо исходить из того, чтобы между заня-• тиями не было длительных промежутков. Поэтому в первых четырех классах их надо проводить не реже, чем через один-два дня. В старших классах промежутки между занятиями можно увеличить до двух-трех дней.
После того как учитель проверит состояние устной речи учащихся, ему нужно решить, кто из детей нуждается в индивидуальных занятиях. При организации индивидуальных занятий в приготовительном классе следует учитывать тот факт, что эти дети еще не имеют произносительных навыков и, как правило, находятся в сравнительно одинаковом положении, так как их речь в первой четверти и даже в первом полугодии еще мало индивидуализирована (имеются в виду глухие дети, не обучавшиеся устной речи в дошкольном возрасте). Учащиеся приготовительного класса в первом полугодии еще не располагают большим запасом слов. Поэтому в этот период времени с каждым из учеников необходимо заниматься не менее двух-трех раз в неделю.
Приведем график индивидуальных занятий в приготовительном классе с двенадцатью учениками. Вместо фамилий детей для краткости обозначения мы поставим
номера — 1 —12.
Дни недели | Ученики, выделенные дли занятий | |||
Понедельник . . Вторник . . . . | 1, 5, 9, !, 5, 9, | 2, 6, 10 2, 6, ю, | з, 7, 11 3, 7, i И, | 4 8 12 4 ? 12 |
Четверг .... Пятница . . , . Суббота . . . . |
С каждым из учащихся приготовительном классазанимаются не более 10 минут, так как эта работа вызывает у глухих много трудно- стей, требует большого нервного напряжения..) В старших классах, где на индивидуальные
занятия отводится 4 часа в неделю, эта работа органи- зуется следующим образом. Прежде всего необходимо руководствоваться положением, что каждый ученик в течение учебного года обязательно должен пройти определенный курс индивидуальных занятий. Этот курс-занятий разные учащиеся проходят в разное время одни учащиеся в первую четверть, другие — во вторую третьи — в третью, четвертые — в четвертую. Слабые ученики могут заниматься весь год.
Время, отведенное на курс индивидуальных занятий, будет для разных учащихся различным. Некоторые из них занимаются полтора месяца, другие — два, третьи — четыре и т. д. Все будет зависеть от состояния навыков произношения данного ученика.
Организуя индивидуальные занятия, необходимо создать условия, при которых учащиеся, не выделен- ные в данный период времени для систематических инди- видуальных занятий, могли бы получить от учителя необ- ходимую помощь.
Индивидуальные занятия в первых четырех классах целесообразно организовать так: для систематической работы в каждой четверти выделяется 3—4 ученика с каждым из которых работа проводится два раза в неделю по 15 минут, на каждое занятие берется два ученика и на них тратится 30 минут из 45. Оставшиеся от урока 15 минут отводятся для индивидуальных занятий с теми учащимися, которые нуждаются в экстренной помощи. Так, например, если учитель предусмотрел, что в первой четверти он будет заниматься с четырьмя уче-1 пиками (Бахарев, Синицина, Любимова, Николаев), но на одном из уроков обнаружил, что у Сергеева появился фальцет, он начинает с ним индивидуальные занятия с цел ью коррекции этого дефекта.
Организацию индивидуальных занятий в первых четы рех классах представим в виде графика (на данный пе риод времени выделено четыре ученика
Дни недели | Фамилии учащихся, выделенных для систематических занятий | Фамилии учащихся, выделенных для эпизодических индивидуальных занятий1 |
Вторник .... Среда .................... Пятница .... Суббота .... | Бахарев, Синицина Любимова, Николаев Бахарев, Синицина Любимова, Николаев | Сергеев Сергеев Сергеев |
1 В данную графу записываются фамилии учащихся, которым срочно требуется оказать помощь в работе над произношением.
Индивидуальные занятия должны проводиться в определенных условиях: они должны проходить в комнате, в которой в этот момент находится только 2—3 ученика и учитель.
После того как сурдопедагог выяснит состояние речи учащихся, он составляет план работы по коррекции произношения в целом. В общем плане работы должны быть предусмотрены два момента — во-первых, в нем должно быть отображено, какой дефект корригируется в первую очередь, и, во-вторых, над коррекцией каких дефектов можно работать параллельно. Затем следует уточнить ход работы по исправлению каждого дефекта в отдельности. Поэтому учитель должен составить еще планы работы по коррекции отдельных дефектов речи.
Чтобы составить общий план работы, необходимо руководствоваться определенными положениями. Прежде всего устраняются такие дефекты, которые сильно влияют на внятность речи глухого ребенка. К числу таких дефектов следует отнести фальцет, открытую гнусавость, закрытую гнусавость, сигматизмы, сонантность и др.
При коррекции звуков речи нужно иметь в виду, что в первую очередь исправляются дефекты в произношении основных звуков' речи. Наконец, следует отметить,
1 Имеются в виду 17 основных звуков по системе сокращенных фонем (см. работы Ф. Ф. Pay и Н, Ф. Слезина в списке литературы в конце книги).
что в первую очередь корригируются легко устранимые дефекты произношения, к их числу можно отнести коррекцию гласного звука а, если он заменяется гласным звуком 3, и др.
Для одновременной работы берется коррекция таких дефектов, которые по своей сущности резко отличаются друг от друга.
Кроме того, одновременно должны исправляться такие дефекты речи, устранение которых требует использования сходных методических приемов. Так, например, можно работать над фальцетом вместе с выработкой правильного речевого дыхания. Это допустимо потому, что и в том и другом случае одним из приемов коррекции] является протяжность произнесения. Приведем еще один пример одновременного устранения нескольких дефектов речи. Работу над словесным ударением целесообразно объединить с выработкой звучности голоса, так как в обоих случаях общим методическим приемом является указание на наличие вибрации голосовых связок и протяжность звучания.
При коррекции звуков речи для параллельной работы рекомендуется выбирать те звуки, которые находятся в разных родственных группах. Известно, что согласные звуки делятся на следующие родственные по артикуляции группы:
первая группа — смычные согласные: м — п — б; н — т — д] к — г;
вторая группа — фрикативные согласные: ф—в; с—з; ш — ж\ х — и;
третья группа — аффрикаты: ц — ч — Щ]
четвертая группа — сопоры: р — л,
Значит, для параллельной работы можно выделить, например, звуки б, 3, ч, р, так как они находятся в разных родственных группах, и не рекомендуется одновременно работать, например, над звуками ж, х, с, ш, так как они находятся в одной родственной группе. Однако это не значит, что никогда нельзя вести параллельной работы над звуками с и ш. Но работать над ними параллельно можно только тогда, когда стоит задача сформировать у глухих умение дифференцировать эти звуки. Если же ученик произносит звуки с и ш плохо, то одновременно корригировать их нельзя.
Таковы основные положения, которыми необходимо 96
руководствоваться при составлении общего плана работы с глухими учащимися.
Для конкретизации изложенных положений приведем образцы планов, показывающих ход работы над коррекцией устной речи в целом.
Допустим, что после обследования речи ученика К. выявлены следующие дефекты: ук — сонантное, б—звучит как п, ш — как с (свистящий сигматизм), р — мягкое, открытая гнусавость (на все гласные), ц — боковой сигматизм, закрытая гнусавость. Все эти дефекты не могут исправляться одновременно, поэтому необходимо определить, что исправлять в первую очередь и над чем можно работать параллельно. Руководствуясь изложенными положениями, при составлении общего плана необходимо рассуждать так: в первую очередь следует устранять дефекты, сильно влияющие на внятность речи. Но у ученика К. много таких дефектов. Чтобы определить, с чего начать работу по коррекции, мы должны посмотреть, какие из дефектно произносимых звуков являются основными. Из звуков с, ц, ш, л основными являются звуки с, ш, х- Таким образом, коррекция звука Ц пока в план работы не включается. Далее мы видим, что звуки с, ш, х находятся в одной родственной группе, следовательно, параллельно над их корригированием работать нельзя. В связи с тем что постановка звуков ш и х строится на базе звука с, становится ясным, что прежде всего нужно исправить произношение звука с. Следовательно, в пункте первом общего плана будет стоять: коррекция звука с. Далее встает задача подобрать еще один-два дефекта, которые могут корригироваться параллельно со звуком с. Сильно влияет на внятность речи открытая и закрытая гнусавость. Для параллельной работы над звуком с могут быть взяты оба эти дефекта. Для того чтобы определить, какой вид гнусавости надо устранять в первую очередь, необходимо проанализировать их влияние на внятность произношения. Открытая гнусавость у ученика К. связана с неправильным произношением всех гласных звуков. Разумеется, что это очень снижает внятность речи глухого. Поэтому в пункте первом общего плана «Работа над звуком с» необходимо поставить: «Корригирование открытой гнусавости».
Наконец, в первый пункт плана для параллельной работы целесообразно включить исправление звука р
7 Заказ 706 97
(произносится мягко), так как это легко устранимый дефект и звук р не находится в одной родственной группе со звуком с.
При дальнейшем планировании работы необходимо руководствоваться высказанными соображениями. Поэтому общий план коррекции произношения ученика К. выглядит примерно так:
1. Коррекция произношения звука с, открытой гну-
савости, произношения звука р.
2. Коррекция произношения звуков ш, б.
3. Коррекция произношения звука ук, исправление
закрытой гнусавости.
4. Коррекция произношения звука х.
5. Коррекция произношения звука Ц,
Контрольные вопросы и задания
1. Какими положениями необходимо руководствоваться при пла-
нировании индивидуальных занятий по обучению произношению?
2. Составьте график индивидуальных занятий для учащихся ва-
шего класса.
3. Обследуйте речь учащихся вашего класса. Составьте на каж-
дого ученика общий план работы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
В школе глухие учащиеся овладевают не только знаниями и навыками, но и подготовляются к активному участию в жизни коллектива. В законе «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» подчеркивается, что формирование самостоятельности и инициативы учащихся должно явиться одной из важнейших задач, стоящих перед школой.
В овладении устной речью большая роль принадлежит самостоятельной работе учащихся. Человеческой личности свойственно стремление к активности. Еще К. Д. Ушинский говорил, что ребенок от природы не имеет душевной лености, любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Это стремление следует беречь и развивать.
Это стремление еще более проявляется у подростков и старшеклассников. Поэтому в процессе обучения глухих устной речи даже в первоначальном, и особенно в после-первоначальном, периоде необходимо вооружать учя-98
щйхся не только знаниями и практическими умениями, но и учить их самостоятельно работать над усвоением устной речи, так как самостоятельность способствует более глубокому усвоению материала, прочности знаний и навыков. Поощряя и развивая самостоятельность, мы тем самым формируем у глухих интерес к овладению произношением, который в свою очередь развивает активность. Самостоятельная работа воспитывает у учащихся уверенность в возможности использовать устную речь как средство общения, вырабатывает настойчивость в достижении цели, создает необходимые условия для ис-пользования полученных знаний и навыков в практической речевой деятельности.
Развитие активности и самостоятельности у школьников тесно связано с вопросом о взаимоотношениях учителя и ученика. Прежде всего необходимо продумать и определить содержание работы и деятельность, которые бы позволили глухим детям проявить необходимую самостоятельность и творческую инициативу при овладении устной речью. Сурдопедагогу нужно точно определить степень самостоятельности глухих учащихся с учетом их возрастных особенностей.
Ни одно умение не вырабатывается без упражнений. Точно так же и самостоятельность у глухих детей при обучении устной речи также не будет развиваться, если они не будут что-либо делать самостоятельно, не будут в чем-либо проявлять свою инициативу.
Условия для развития самостоятельности школьников должен создать учитель. На первых порах учитель должен незаметно направлять деятельность глухих, а затем все более и более расширять круг их самостоятельной речевой деятельности. Знание цели обучения определяет успех самостоятельной работы глухих учащихся, способствует пробуждению творческой активности и развитию самостоятельности.
Чтобы организовать самостоятельную работу в процессе обучения глухих детей устной речи, необходимо прежде всего определить содержание и виды работы, а также методику ее проведения. Самостоятельная работа учащихся должна проводиться на различном речевом материале, на материале слогов, слов, фраз, текста.
Рассмотрим некоторые виды самостоятельной работы
учащихся над устной речью.
7* 99
Самостоятельная работа глухих учащихся надотдельными звуками '
Глухие дети, обучаясь устной речи, овладевают всеми элементами ее произношения, в том числе изолированным произношением звуков. Овладение произношением изолированных звуков является необходимым этапом в обучении устной речи, но главное, чем должны овладеть глухие учащиеся, — это умение произносить звуки в речи. Большая роль в овладении произношением изолированных звуков должна принадлежать самостоятельной работе. Вниманию учащихся могут быть предложены различные задания, которые они должны выполнять самостоятельно. Здесь можно предложить вниманию ученика работу с профилем артикуляции того или иного звука, например самостоятельно изучить артикуляцию звука по профилю и, пользуясь зеркалом для самоконтроля, упражняться в его произнесении. Можно предложить зарисовать профили артикуляции тех или иных звуков. Этот вид работы может проводиться по-разному: можно предложить учащемуся срисовать профиль артикуляции; в момент срисовывания самостоятельно упражняться в произношении звука. Можно предложить ученику самостоятельно нарисовать профиль артикуляции. Самостоятельное зарисовывание профиля должно сопровождаться постоянным произнесением данного звука.
Самостоятельная работа на материале слогов
В целях отработки правильного произношения звуков на слоговом материале учащимся для самостоятельной работы может быть дано задание — придумать ряд слогов, включающих отрабатываемый звук. Придуманные слоги учащийся должен самостоятельно научиться правильно произносить. Слоги, которые придумывают учащиеся, могут записываться в тетради по технике речи. Во время записи ученик все время должен проговаривать речевой материал.
В целях разнообразия данного вида работы можно предложить учащимся придуманные слоги записывать на
1 Мы не указываем классы, в которых может осуществляться тот или иной вид работы, так как это может сделать учитель с учет • том возможностей своих учащихся.
изготовленных из бумаги кубиках, квадратах, треугольниках:
Рис. 20
И в данном случае письмо учащихся должно сопровождаться произнесением слогов. В дальнейшем кубики, треугольники, квадраты могут'использоваться как дидактический материал и как материал для речевой игры.
Для самостоятельной работы учащихся с целью отработки правильного произношения звука в слоге и перехода к правильному произношению звука в слове ученику можно предложить, например, такую самостоятельную работу с использованием плаката1 (по звуку р).
Задания для самостоятельной работы
1. Произнеси правильно звук р в слогах.
2. Составь слова; произнести правильно звук р в
словах.
3. Научись правильно говорить эти слова.
ры ре ра ря ри ро РУ |
Г...ша
Т...ПКЗ
та...лка ку....ца ...ма ко...бка к...ша
1 Карточки со слогами вынимаются и вставляются вместо точек.
Учащиеся должны поочередно брать карточки со слогами. Например, берется слог ри. Ученик самостоятельно несколько раз произносит его, упражняясь в правильном произношении звука р, а затем определяет место в одном из слов, записанных с пропуском в правой стороне плаката. Поставив карточку со слогом ри правильно, ученик получает слово, например Гриша. Затем он еще раз произносит слог ри « слово Гриша.
Хорошим видом самостоятельной работы учащихся для закрепления артикуляции того или иного звука в слоге является составление и зарисовка лабиринтов. Этот вид работы состоит в том, что ученик получает задание составить слоговые упражнения на отрабатываемый звук, например на звук з, и представить эти упражнения в виде лабиринта. Нарисованный учеником лабиринт может иметь следующий вид.
Рис. 21.
Рисуя лабиринт, ученик все время самостоятельно упражняется в проговаривании составляемых им слогов. Затем учащиеся обмениваются друг с другом рисунками лабиринтов и произносят по ним слоги. Пробираясь по линии лабиринта от звука 3 к одному «з гласных, ученик длительно произносит согласный.
Самостоятельнаяработа на материале слов
В целях совершенствования произносительных навы-Л ков на материале слов, в частности для совершенствования и закрепления артикуляции того или иного звука, учащемуся может быть дано задание самостоятельна 102
придумать слова с отрабатываемым звуком и научиться правильному их произношению.
Учащимся можно рекомендовать и такой вид работы, как подбор слов с противоположным звуком. Этот вид работы целесообразно практиковать в тех случаях, когда происходит выработка умения дифференцировать в речи сходные по артикуляции звуки. Например, учащемуся даются слова, в звуковой состав которых входит глухой согласный т (топор, тарелка, молоток, каток, молот). Ученик должен к каждому из них подобрать такое слово, в звуковой состав которого входил бы звонкий согласный звук д (дом, давай, удочка и др.). Подобрав слова, ученик должен самостоятельно научиться правильно их произносить, соблюдая дифференциацию звуков д и т.
Для самостоятельной работы учащимся можно дать и такое задание, как выбор слов, включающих определенный звук. С этой целью может быть предложен ряд слов, например: чашка, почта, луна, нож, очки, цветы, мяч, стол, врач. Из этих слов нужно выбрать такие, в которых есть звук ч, затем правильно произнести этот звук и все слово.
Это же задание ученик может выполнять по сюжетной картине. Вниманию ребенка может быть предложена картина, изображающая зимний пейзаж. Например, в целях автоматизации звука с детям может быть предложена сюжетная картина «Зима». Учащийся должен самостоятельно назвать предметы и действия, в название которых входит изучаемый звук с, и правильно произвести его в слове.
Для самостоятельной работы можно предложить разного рода чайнворды и кроссворды. Приведем образцы.
Образец 1
Составь слова со звуком ц.
Произнеси правильно звук ц в этих словах.
J03 |
Рис. 22.
Образец 2
Кто первый?
Говори хорошо звук ш в словах! Сделай самостоятельно:
1. Составь пять слов со звуком ш\ в первом слове
звук ш должен быть на первом месте, во втором — на
втором месте и т. д.
2. Составленные слова запиши.
3. Научись правильно говорить звук ш в словах, ко
торые ты записал 1.
Для самостоятельной работы над произношением на материале слов можно рекомендовать учащимся работу со следующим материалом, который тоже оформляется в виде пособия (см. рис. 43—45).
Работая с этими пособиями, ученик должен подобрать вместо имеющегося там знака вопроса слово, в состав которого входит звук я, поупражняться в правильном произношении звука н в словосочетаниях: острый нож, вкусные вишни, красный флаг.
Наконец, остановимся еще на одном виде самостоятельной работы на материале слов. Ученику дается елка и.гпапье-маше, а также игрушки: белка, заяц, слива, конфета, флаг, хлопушка, бусы, яблоко и др. Ученик должен повесить на елку только те игрушки, в названии которых есть звук л (белка, хлопушка, яблоко и т. д.). Действие все время нужно сопровождать проговариванием.
1 Имеются в виду следующие слова: 1) шапка, шарик; 2) пшено, уши; 3) кошка, мышка, пышка, пушка, пешка, мешок, мишка, чашка; 4) крышка, груша; 5) шалаш, малыш.
Рис. 23.
Рис. 24.
Рис. 25,
Самостоятельная работа на материале фраз
Распространенным видом самостоятельной работы на материале фраз является придумывание предложений по опорным словам, по картинкам и т. д. Во всех случаях в задачу самостоятельной работы ученика входит правильное произношение изучаемого звука. В целях тренировки ученик должен произнести предложение несколько раз.
Для самостоятельной работы учащихся необходимо широко использовать различного рода диалоги. Например, для выработки умения дифференцировать в речи звуки сиз ученику может быть предложено разучивание такого диалога:
- Саша, где ты был?
- В зоопарке.
— С кем ты был?
- С сестрой.
— Как зовут твою сестру?
— Зоя.
Приведем пример диалога 1 на дифференциацию зв) ков с — ш:
— Саша, где твой карандаш?
- В сумке.
— Где твоя сумка?
- В шкафу.
- А шкаф закрыт. Где ключ? Посмотри на столе.
- Спасибо, я взял карандаш.
При разучивании диалога перед учеником стоит задача самостоятельно поупражняться в умении дифференцировать в речи звуки с — з и с — ш.
Можно предложить ученику самому составить диалог, на основе которого у него вырабатывался бы тот или иной произносительный навык. Тема диалога предла-гается учителем или выбирается детьми самостоятельно. Например, в VII классе учащемуся можно дать задание составить диалог, в котором имеются слова, оканчиваю-щиеся на -ться, -тся. Составляя диалог, глухой должен самостоятельно поупражняться в правильном произношении звука ц (сочетания ться, тся произносятся
Диалог зафиксирован на уроке по технике речи в VI! классе,
как ца). Приведем диалог, составленный учеником на тему «Футбольный матч».
— Как начинают игру?
- Появляются команды. Они строятся и здоровают
ся. Мяч ставится в центре. Игра начинается.
— О чем думают болельщики?
— Мяч прорвется в ворота.
- Кем охраняются ворота?
- Ворота охраняются всей командой и вратарем.
— Как вратарь защищает ворота?
- Вратарь бросается и ловит мяч.
Самостоятельная работа на материале текста
Очень хорошим видом самостоятельной работы при обучении глухих устной речи на материале текста является произнесение текста наизусть в целях автоматизации и дифференциации того или иного звука. Для заучивания учащимся можно дать стихотворный текст, загадки, пословицы, скороговорки и т. д. Например, автоматизируя звук ч, ребенок получает задание — выучить наизусть стихотворение А. Барто: «Наша Таня»:
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч!
Разучивая стихотворение наизусть, ученик должен самостоятельно упражняться в правильном произношении звука ч.
Для автоматизации звука ц учащимся может быть предложено разучивание текста загадок. Например:
Два конца, два кольца, посредине гвоздик.
(Ножницы.) На шесте дворец, во дворце певец.
(Скворец.)
Учащимся можно предложить самим найти тексты, на материале которых удобно закреплять произношение того или иного звука. Можно предложить учащимся самостоятельно найти стихотворение, текст загадок, пословиц, поговорок, считалок и др. Так, например, можно
дать такое задание: «Подбери загадку, чтобы в словах часто встречался звук р, правильно говори этот звук». Заканчивая изложение этой темы, мы хотим напомнить, что тут представлены не все виды 'самостоятельной работы, которые могут -применяться при обучении глухих устной речи, а лишь те, которые могут быть использованы в качестве образца.
Контрольные вопросы и задания
1. Каково значение самостоятельной работы при обучении глухих
устной речи?
2. Составьте задания для самостоятельной работы, способствую
щие усвоению норм орфоэпии, словесного и логического ударения,
темпа речи. Опишите методику их выполнения.
3. Составьте задания для самостоятельной работы над произно
шением ученикам вашего класса.
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
Речевая зарядка — это одна из форм организации работы над произношением. Как и всякой организационной форме работы, ей свойственны определенные задачи, содержание и методика работы.
Основной задачей речевой зарядки является закрепление в устной речи учащихся ранее усвоенных произносительных навыков, их совершенствование и предупреждение распада.
Другой не менее важной задачей речевой зарядки является закрепление вновь приобретенных навыков. Однако задачи речевых зарядок этим не ограничиваются. На речевых зарядках осуществляется подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться на предстоящем уроке по технике речи. Если это урок тренировочный, то в этом случае задачей речевой зарядки будет тренировка учащихся в тех произносительных навыках, которые будут совершенствоваться на уроке. Если предстоящий урок по технике речи посвящается контролю за состоянием устной речи глухих, задачей речевых зарядок будет подготовка учащихся к контрольному уроку.
Кроме того, на речевой зарядке закрепляется тот материал, над которым учащиеся работали на предыдущих 108
уроках. -И здесь имеет1 место такая же последовательность: если урок посвящается новому материалу, то на речевой зарядке .после урока необходимо закреплять этот новый материал. Если урок был посвящен тренировочным упражнениям, направлен на автоматизацию навыков произношения, то на речевой зарядке должна быть продолжена работа по автоматизации именно этих
навыков.
Таким образом, в задачу речевой зарядки входит подготовка учащихся к урокам по технике речи и закрепление материала, который учащиеся изучали на этих уроках.
Содержанием речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, над речевым дыханием, словесным и логическим ударением, над усвоением норм орфоэпии, работа над темпом речи. Конкретное содержание речевой зарядки определяется программными требованиями. Кроме того, содержание речевой зарядки зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.
Иногда содержание речевой зарядки может выходить за рамки программных требований. Так, в нее допустимо включать материал, пройденный в предыдущие годы, если большинство учащихся не имеет прочных навыков по некоторым уже изученным разделам программы. Поскольку устной речи каждого ученика свойственны свои особенности (произношения), то даже в параллельных классах допустимо иметь варианты в содержании речевых зарядок.
При любой форме работы над произношением ее содержание должно планироваться. Это относится и к речевой зарядке. В четвертных планах (при определении форм организации работы над произношением) .предусматриваются и речевые зарядки. Приведем примерный план работы по технике речи (см. табл. на стр. 110—112). Из плана видно, что содержанием реч