Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения предмету, условия их оптимального сочетания. Технология организации групповой работы.

В педагогической литературе выделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий: индивидуальную и индивидуализированную.

Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими школьниками, но в едином для всех темпе, вторая предполагает учебно-познавательную деятельность учащихся над выполнением специфических заданий. Именно она позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого школьника сообразно его подготовке возможностям. Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, энциклопедии,и т.д.); построение чертежей, написание рефератов, докладов; выполнение тестов и т.д. Таким образом, индивидуальная форма позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы. Однако этого недостаточно. Не менее важным является контроль учителя за ходом выполнения заданий, его своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Причём для слабоуспевающих учеников разноуровневость должна проявляться не столько в разноуровневых заданиях, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Он наблюдает за их работой, следит, чтобы они работали правильными приёмами, даёт советы, наводящие вопросы, а при обнаружении, что многие ученики не справляются с заданием, учитель может прервать индивидуальную работу и дать всему классу дополнительное разъяснение.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты.

Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Фронтальная форма учебной работы имеет ряд существенных недостатков: Она по своей природе нацелена на некоего абстрактного ученика, на требование единого темпа работы, к чему ученики в силу своей разноуровневой работоспособности, подготовленности не готовы. Ученики с низкими учебными возможностями работают медленно, хуже усваивают материал, им требуется больше внимания со стороны учителя, больше времени на выполнение заданий, больше различных упражнений. Сильные же ученики нуждаются не в увеличении количества заданий, в усложнении их содержания, заданий поискового, творческого типа, работа над которыми способствует развитию школьников и усвоению знаний на более высоком уровне.

Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся необходимо использовать наряду с данной формой организации учебной работы на уроке и другие формы учебной работы.

Способы Организация групповой деятельности:

1. Коллективная игра является необходи­мым условием организации жизни и учебной деятельности детей с помощью вовлечения их в различные придуманные занимательные со­бытия, ситуации, вживания и проигрывания раз­нообразных ролей.

Коллективная игра может применяться во всевозможных разновидностях детской дея­тельности: трудовой, учебной, творческой, организационной, бытовой и повседневной. Она помогает детям в процессе постижения знаний, умений и навыков трудовой и творческой деятельности. Наряду с этим игра служит своего рода помощником в эмоцио­нальной разрядке у детей и удовлетворяет их по­требности в занимательной деятельности.

2. Коллективное самоуправление осу­ществляет подготовку детей к участию в руко­водстве делами общества и трудового коллек­тива. Структура самоуправления представляет собой систему, состоящую из общешкольных собраний, ученического комитета, учреждения ответственности за различные виды коллектив­ной работы. Самоуправле­ние развивает у детей коллективистские, организаторские способности, исполнитель­ность, деятельную жизненную позицию.

3. Коллективное самообслуживание фор­мирует и развивает трудолюбие, умения и навы­ки по поддержанию личного повседневного быта, а также быта близких и коллектива. школьный и до­машний быт, порядок учебной деятельности на уроке, в лаборатории, во время походов и экскур­сий. Результатом этого является развитие аккуратности, эстети­ческого оформления окружающих их вещей.

4. Побуждение к активной деятельности проявляется в активном инициировании детей к труду, общественной работе, физкультуре, творчеству с ориентацией на увлечения, потреб­ности, стремления, желания. При этом внешнее педагогическое побуждение планомерно пере­водится во внутреннюю способность школьников к самопобуждению. Для этого преподавателя­ми используются различные методы моральной поддержки: восхищение деятельностью детей или, наоборот, разочарование по поводу беза­лаберности детей.

Наши рекомендации