Работа над темпом речи глухих учащихся

Темп речи является одним из факторов, влияющих на внятность устной речи глухих. Медленный темп речи за­держивает мыслительный процесс учащихся.

Согласно программе восьмилетней школы для глухих работа над темпом речи проводится преимущественно в старших классах. В первые три года обучения дети дол­жны уметь слитно, на одном выдохе и в замедленном темпе произносить словосочетания и фразы с определен­ным количеством слогов (до IV класса). В IV классе требуется уже более ускоренный темп при произношении наиболее употребительных слов и фраз из материала разговорной речи. В V классе к глухим учащимся предъ­является требование уметь соблюдать правильный темп речи, а в программе VI и VII классов предусмотрено исправление различных недостатков произношения в от­ношении темпа речи. Для VIII класса содержание рабо­ты над темпом речи программой конкретно не опреде­лено. Таким образом, работа над правильным темпом речи проводится в основном периоде, т. е. в том периоде, когда в устной речи совершенствуются и закрепляются произносительные навыки.

Обучая правильному темпу речи, необходимо руко­водствоваться следующим: обучение произношению глу­хих учащихся старших классов является специфическим этапом в формировании устной речи. На этом этапе усложняется содержание обучения, вместе с тем имеются своеобразные особенности в его методике. В основном периоде развитие и совершенствование произношения протекает в условиях ослабления дактильной формы ре­чи как средства обучения. В этот период устная речь вы­ступает не только как предмет обучения, но и как сред­ство обучения и общения.

Следует также .стремиться к тому, чтобы обучение глухих правильному темпу речи находилось в неразрыв­ном единстве с речевой деятельностью учащихся. Речевая практика становится ведущим фактором формирования произношения и воспитания потребности общаться по­средством речи.

При построении процесса обучения правильному теме пу речи следует обратить внимание на изыскание раз­личных путей развития самостоятельности и активности

учащихся, на использование разнообразных видов их деятельности, которые будут способствовать созданию необходимых условий для формирования правильного

темпа устной речи.

Организуя 'процесс обучения правильному темпу речи, необходимо помнить, что должно быть отведено сущест­венное место разработке различных форм контроля над

темпом речи глухих.

Учащиеся старших классов находятся на таком уровне развития, когда их возможность к сознательному воспри­ятию учебного материала может стать важнейшим фак­тором, способствующим овладению не только умениями и навыками произношения, но и воспитанию у них кри­тического отношения к качеству своей речи. Поэтому в процессе обучения ставится задача выработки у уча­щихся умения контролировать качество речи, в частности

следить за ее темпом.

Определяя виды работы над темпом речи, целесооб­разно создавать условия, при которых у учащихся появ­ляется потребность в самостоятельных высказываниях. Учащимся необходимо давать различные по степени трудности задания. При этом надо иметь в виду, что более сложными и трудными для выполнения считаются такие, которые связаны с самостоятельными высказываниями учащихся. Работа над темпом речи должна проводиться на разнообразном речевом материале (слогов, слов, фраз, текста). Характер речевого материала прежде всего опре­деляется программными требованиями, уровнем речевого развития учащихся. Отрабатывая правильный темп речи на словарном материале, можно использовать обиходные, а также труднопроизносимые слова из словаря, которым учащиеся пользуются на других уроках, например: здрав­ствуйте, спасибо, пожалуйста, электричество, большин­ство, ствол, библиотека, предложение, существительное, подлежащее, сказуемое и т. д. Правильный темп речи отрабатывается не только на материале слов, но главным образом на материале фраз, используется прежде всего обиходно-разговорная речь и обороты, которыми должны овладеть учащиеся при изучении различных предметов. Приведем образцы речевого материала: Обиходная речь: Скажи, пожалуйста, сколько времени? Где Вы живете? Какую книгу ты прочитал? Можно взять тетрадь? Дай мне карандаш и т. п.

Обороты речи и термины, связанные с изучением литературы: Пустился наутек. Царев­на-лягушка. В некотором, царстве, в некотором государ- стве.

Специально отрабатывается темп речи при произнесе­нии слов с предлогами, например: на столе, к шкафу, с окна.

Перейдем к изложению отдельных видов работы и ме­тодики их проведения.

1. Чтение речевого материала. Для чте­ния могут быть использованы отдельные слова, фразы, текст.

Приведем некоторые тексты сообщений, которые уча­щиеся могут читать для отработки правильного темпа произношения:

Я списал. Я проверил. Я решил. Я исправил ошибки.; Я выполнил работу. Я решил задачу. Я купил книгу. У нас будет пионерский сбор. Сегодня я получил письмо от дедушки. Скоро у нас будет соревнование. Я не понял.

Методика проведения чтения с целью отработки пра- •вильного темпа речи глухих учащихся состоит в следую­щем: отобранный речевой материал учителем записывает­ся либо на доске, либо на карточке, либо на плакате. Прежде всего он сам дает образец правильного темпа речи, затем учащиеся несколько раз читают речевой материал. Применяется хоровое чтение под дирижирова­ние учителя, самостоятельное чтение учащихся под свое дирижирование, а также самостоятельное чтение учащих­ся без всякого дирижирования.

2. Следующий вид работы — называние карти­нок. Здесь могут быть использованы картинки, на кото­рых изображены отдельные предметы, действия или це­лые сюжеты. Выбор картин определяется характером речевого материала (слово, фраза, текст), на котором будет отрабатываться темп речи. Так, например, могут использоваться картинки с изображением отдельных предметов (троллейбус, автобус, трамвай, виноград, клуб­ника и пр.). Могут использоваться картинки, называние которых связано с произнесением предложений: Бабушка пришивает пуговицу. Воспитательница одевает мальчика. Дети пошли в кино.

Методика работы «с такими картинками состоит в том, что учащиеся в течение 1—2 минут самостоятельно про-74

думывают содержание предложения по картинке, а за­тем его произносят, однако дети могут задавать учителю вопросы в отношении подбора слов, построения предло­жений, их грамматического оформления. Если работа проводится впервые, целесообразно записывать предло­жения в тетрадях по технике речи, проставляя все над­строчные знаки. После этого учащиеся несколько раз самостоятельно произносят предложение вслух. Перво­начально данное предложение произносится в медленном темпе, а затем постепенно осуществляется переход к пра­вильному темпу. После этого каждый ученик проговари­вает свое предложение перед классом, произнося его в правильном темпе. Применяется и хоровое проговари-вание предложений. Если картинка показывается уже не впервые, требуется сначала составить предложение устно. Но и в этом случае ребенок получает помощь со стороны учителя (словарь и грамматическое оформление). Затем каждый ученик произносит вслух несколько раз свое предложение. На самостоятельное разучивание и в пер­вом и во втором случае отводится определенное время, в зависимости от трудности речевого материала для про­изнесения его в правильном темпе (от 1 до 3—4 минут). Перед глазами учащихся должны находиться часы. Сле­дует заметить, что в том случае, если учащиеся впервые начинают произносить в правильном темпе данный рече­вой материал, то им дается время для самостоятельной подготовки к правильному произнесению. Если материал предлагается повторно, учащиеся должны его произно­сить без предварительной подготовки.

Работая над темпом речи, важно не только активизи­ровать уже имеющийся речевой материал, но и постоянно обогащать его, совершенствовать умение глухих облекать речь в нужные грамматические формы. В целях объеди­нения работы над темпом с формированием грамматиче­ского строя языка можно предложить учащимся называть картинки и отвечать на вопрос. На доске размещаются картинки и записываются вопросы к ним (см. рисунки на стр. 76 и 77).

3. При обучении глухих правильному темпу речи сле­дует практиковать самостоятельные высказы­вания учащихся. Для этого целесообразно исполь­зовать оречевление действий, высказывание просьб, по-ручений, сообщений, Этот вид работы всецело побуждает

Где?

Откуда?



работа над темпом речи глухих учащихся - student2.ru

работа над темпом речи глухих учащихся - student2.ru

работа над темпом речи глухих учащихся - student2.ru

Куда?

С кем?

Рис. 17.

работа над темпом речи глухих учащихся - student2.ru

Рис. 18.

учащихся к активной речевой практике. Проведение его предусматривает создание необходимой ситуации, кото­рая будет побуждать учащихся к самостоятельным вы­сказываниям. Создается такая ситуация, при которой у учащегося появляется потребность словесно определить действие учителя или другого ученика. От учащегося требуется соблюдать правильный темп речи. Методика работы над темпом речи глухих при высказывании ими просьб, поручений, сообщений может быть разнообраз­ной. Приведем некоторые варианты. Первоначально мож­но предложить учащимся составить просьбы, поручения, сделать сообщение по опорным словам: принеси, дай, по­ложи, убери, поставь, покажи и т. д. На столе учителя лежат конкретные предметы и игрушки: лев, самолет, паровоз, чашка и др. Учащимся дается задание — соста­вить поручение или просьбу с включением в них слов, за­писанных на доске, а также названий тех предметов, которые находятся на столе. Просьба или поручение должны быть произнесены в правильном темпе. Можно здесь использовать и диалог. Вызываются одновременно два ученика, которые дают друг другу поручения, напри­мер: Дай мне паровоз. Возьми паровоз.

Для отработки высказывания в правильном темпе речи можно также взять еще и такую ситуацию: учитель обращается с просьбой к одному из учеников сходить после уроков в писчебумажный магазин и купить бумаги Для оформления класса. Он предлагает учащимся дать


 

ряд поручений ученице, которая идет в магазин, напри­мер: Лида, купи мне три тетради по 2 копейки. Посмотри, сколько стоит перочинный ножик. Узнай, в котором часу закрывается магазин на обед и т. д.

Во всех случаях речь учащихся контролируется с точ­ки зрения правильности темпа.

Приведем ситуации, которые могут быть использованы для отработки правильного темпа речи при высказыва­нии учащимися сообщений. В школу пришла ученица Нина, которая пропустила целую неделю занятий. Учи­тель предлагает учащимся рассказать Нине, что было на прошлой неделе. Учащиеся могут сделать такие сообще­ния: У нас была контрольная работа по русскому языку. Мы ходили на экскурсию. У нас было соревнование по волейболу (VI класс). Сообщение должно быть сделано в правильном темпе.

Речь должна контролироваться с точки зрения пра­вильности темпа речи не только со стороны учителя, но и самими учащимися.

4. В процессе обучения глухих правильному темпу речи должен широко использоваться диалог. Методика работы здесь может быть самой широкой и разнообразной. Прежде всего отработку темпа речи можно проводить при построении диалога с использованием сюжетной кар­тинки. Учащимся предлагается составить вопросы и от­веты по картинке и сформулировать их в правильном темпе. Если речевой материал мало знаком учащимся, то со стороны учителя оказывается помощь в построении вопросов и ответов, дается время для самостоятельного разучивания правильного темпа произношения. Если этот материал хорошо знаком учащимся, они должны сразу сформулировать вопросы и ответы на них в правильном темпе. К доске вызываются одновременно два ученика. Один из них задает вопрос, а другой отвечает. Отдель­ные вопросы и ответы на них могут проговариваться хором в правильном темпе под дирижирование учителя.

Диалог может проводиться и на заданную тему. На­пример, учитель предлагает тему для разговора — «В библиотеке». Учащиеся должны задавать друг другу вопросы и произносить их в правильном темпе.

Диалог может также проводиться в связи с опреде­ленной ситуацией. Так, например, учитель может сделать сообщение учащимся о том, что он купил себе новое зим-78

Нее пальто (VII класс). Учащиеся задают вопросы: «Какого цвета ваше пальто? Каков размер пальто?» и т. д. Свои вопросы учащиеся должны произносить в правильном темпе.

Диалог между учениками или учителем и учениками может проводиться и по свободной теме. Например, учи­тель спросит: «Где вы были в четверг? Что вы там дела­ли? Сколько рыбы вы наловили?» '

Диалог можно широко использовать в процессе спе­циальных игр, например в связи с игрой «Сверток». Учи­тель сообщает детям о том, что они будут разговаривать. В процессе разговора они должны узнать, что находится в свертке, а для того чтобы это узнать, им надо спраши­вать учителя (VI класс). Свои вопросы учащиеся должны формулировать в правильном темпе. Могут быть заданы такие, например, вопросы: «Какой формы предмет в свертке? Какого цвета предмет?» и т. д.

Для отработки правильного темпа произношения можно использовать и заранее составленный учителем текст для разговора. Например:

IV КЛАСС

- Что было вчера на пятом уроке?

- Работали в нашей столярной мастерской.

- Что ты делал (а) в мастерской?

- Шила, вышивала (строгал).

— Какую отметку получил (а)?

- Я получил (а) пять (три, четыре).

VIII КЛАСС

- Миша, дай мне, пожалуйста, указку.

— Я не знаю, где она, спроси у дежурного.

- Галя, где указка?

— Указка в шкафу.

— Я никак не найду.

— Она лежит на нижней полке.

- Нашел. Спасибо. Витя, на указку.

При работе над темпом речи необходимо широко ис-

1 Этот пример записан нами на уроке по технике речи в VI классе Ейской школы глухих,

пользовать чтение наизусть. Проведение этого вида ра­боты предусматривает широкое использование перспек­тивных задач. С этой целью содержание перспективных задач и задания для самостоятельной работы оформля­ются в уголке по технике речи. Например, за неделю до предстоящего урока по технике речи в уголке помещается следующий материал:

На следующем уроке по технике речи будем учиться го­ворить наизусть в правильном темпе загадки, пословицы, поговорки, стихотворения, басни. Научись говорить их наизусть в правильном темпе.

В уголке по технике речи могут быть представлены и другие перспективные задачи и задания для самостоя­тельной работы:

1. Подбери загадку. Научись говорить ее в правильном
темпе.

2. Составь вопросы и ответь по картине. Научись их го­
ворить в правильном темпе.

3. Запиши в тетради по технике речи вопросы, ответы,
поручения, сообщения. Научись говорить их в правильном
темпе.

4. Составь рассказ по сюжетной картине. Научись гово­
рить его в правильном темпе.

5. Научись пересказывать в правильном темпе рассказ.

6. Научись рассказывать в правильном темпе о том, как
ты провел выходной день.

 

Методика чтения наизусть предусматривает опрос от­дельных учащихся. Классу дается задание оценить пра­вильность темпа отвечающего и в связи с этим опреде­лить внятность речи, доступность ее для понимания. Чте­ние наизусть может проводиться на соревнование между отдельными учащимися или командами, для чего класс может быть разделен на 2—3 команды, представители которых будут получать за правильность темпа речи то или иное количество очков.

При обучении глухих правильному темпу речи можно использовать такой вид работы, как пересказ текста. Уча­щимся дается время для самостоятельной работы над со­держанием пересказа и темпом речи. Речь оценивается с точки зрения правильности ее темпа. Ошибки синтакси­ческого и грамматического характера в данном случае на оценку не влияют.

Самостоятельное рассказывание используется при ра­боте над беглостью темпа речи. С этой целью учащимся 80

Может быть предложено составить рассказ по картине или по заданной теме. Рассказ составляется письменно с обозначением надстрочных знаков. Для самостоя­тельного рассказывания в правильном темпе можно рекомендовать такие темы: «Как ты провел сегодняш­нее утро?», «Что ты делаешь в свободное от занятий время?»

В VII классе особое внимание надо обратить на отра­ботку правильного темпа речи при рассказывании уча­щимися автобиографии.

Мы изложили основные виды работы, которые можно использовать в процессе обучения глухих правильному темпу речи.

Остановимся на вопросе о контроле за устной речью глухих с точки зрения соблюдения правильного темпа речи. Учет темпа речи глухих может проводиться с ис­пользованием различных форм. Разумеется, прежде всего должен иметь место систематический (текущий) учет. Каждый сурдопедагог должен осуществлять такой кон­троль как на специальных уроках по технике речи, так и на других уроках. Речь глухих учащихся должна прове­ряться и оцениваться сурдопедагогом по правильности произношения звуков, по соблюдению словесного ударе­ния, норм орфоэпии и правильного темпа. Если ученик в устной речи нарушает хотя бы одно из требований, учитель тут же должен исправить произношение, разъяс­нить, как надо правильно говорить.

Наряду с текущим учетом темпа речи глухих учащих­ся необходимо проводить и специальный учет, который проводится с использованием самых разнообразных форм организации работы. Прежде всего необходимо исполь­зовать такую форму организации работы, как специаль­ные контрольные уроки.

Контрольный урок может быть целиком посвящен учету состояния навыков правильного темпа речи уча­щихся. Тогда в содержание его можно включить контроль за умениями учащихся формулировать в правильном темпе вопросы и ответы, просьбы, приказания, сообще­ния, излагать связный текст. В других случаях проверка умения учащихся говорить в правильном темпе может быть лишь частью контрольных уроков. В этих случаях содержание материала (ответы на вопросы, просьбы и т. д.) подбирается учителем. Целесообразно широко

6 Заказ 706

использовать контроль над речью учащихся не только со стороны учителя. Важно, чтобы и сами учащиеся контро­лировали друг друга. Это значительно активизирует их работу.

Другой формой организации контроля за темпом речи является специальное обследование устной речи. Предме­том такого обследования должны быть различные виды речевой деятельности ребенка. Для обследования должен быть подобран специальный речевой материал. Приведем примеры речевого материала и опишем, как проводится обследование.

а) Учет правильности темпа речи при ответах на
вопросы: «Сколько тебе лет? Какие книги ты прочитал?
В каком кружке ты занимаешься?»

б) Учет правильности темпа речи при формулирова-­
нии вопросов.

Здесь мы рекомендуем использовать сюжетную кар­тину, по которой учащиеся должны составить и произне­сти в правильном темпе несколько вопросов.

в) Учет правильности темпа речи при высказывании
просьб, поручений, сообщений.

Для того чтобы ученик произнес ту или иную просьбу или сообщение, а учитель имел возможность провести учет правильности темпа его речи, необходимо создать определенную ситуацию, побуждающую ребенка к тако­му высказыванию (об этом смотри выше).

г) Учет правильности темпа речи при чтении текста
наизусть.

Учитель предлагает произнести наизусть текст загад­ки, пословицы, поговорки или стихотворения. Учителем заранее должен быть заготовлен учетный лист, в котором записан текст, который учащийся может произнести на­изусть.

По ходу произнесения учитель делает в учетном лист­ке соответствующие пометки в отношении темпа речи этого ученика, а затем проводит анализ количества и ка­чества ошибок.

д) Учет правильности темпа речи при пересказе.
Учащимся предлагается сделать пересказ знакомого

текста. Во время пересказа учитель контролирует пра­вильность темпа речи ученика.

е) Учет правильности темпа речи при самостоятель-­
ном рассказывании.

Для самостоятельного рассказывания учащимся пред­лагается какая-либо тема, например: «Как я провел вы­ходной день».

Обследования должны протоколироваться. На осно­вании полученных результатов учитель выводит оценку устной речи учащихся в отношении правильности ее темпа.

Все описанные выше способы обследования могут быть использованы для записи речи глухих учащихся на магнитофон.

Такая форма фиксации устной речи имеет ряд преи­муществ: во-первых, учитель имеет возможность прослу­шивать ее неоднократно; во-вторых, первоначальную запись можно сопоставлять с последующими.

Изложение темы «Работа над темпом речи глухих» закончим примером урока по технике речи.

УРОК (VI КЛАСС, 2-Я ЧЕТВЕРТЬ)

Тема. Работа над темпом речи.

Цель. Тренировка учащихся в умении соблюдать правильный темп речи во время разговора и при рас­сказывании.

План урока

1. Упражнение в правильной постановке ударения в
словах по теме «Одежда».

2. Упражнение в умении соблюдать правильный темп
речи при формулировке вопросов и ответов.

3. Упражнение в умении соблюдать правильный темп
речи при произнесении отдельных предложений.

4. Упражнение в умении соблюдать правильный темп
речи во время разговора и при рассказывании.

5. Домашнее задание.

6. Итог урока.

Ход урока

1. Учащимся дается задание назвать слова, обозна­чающие предметы одежды. Слова надо произнести с пра­вильным ударением.

Учитель по очереди опрашивает детей, и слова, кото-­
рые они произносят, записываются на доске. Затем один
из учеников выходит к доске и графически обозначает
ударение в записанных словах.
6* 83

2. Следующий вид работы предусматрййает трении-­
ровку глухих в умении 'Соблюдать правильный темп речи
при произнесении вопросов и ответов. Учитель предла-­
гает учащимся узнать, что делали их товарищи вчера
вечером. Для этого нужно задавать вопросы. Формули-­
ровку задания учитель записывает на доске, а класс про-­
читывает ее хором. Учитель подчеркивает, что в разгово-­
ре, при формулировке вопросов и ответов, учащиеся дол­
жны соблюдать правильный темп речи. Затем вызывается
ученик, который должен расспросить одного из товари-­
щей о проведенном вечере. В процессе разговора уча­
щиеся могут обращаться к учителю за помощью в Отно-­
шении словаря и грамматического оформления речи.

Между учащимися может происходить примерно та­кой диалог:

- Что ты делал вчера вечером?

- Я делал уроки.

- Какие ты делал уро«и?

- По чтению, по арифметике, по естествознанию.

- Сколько времени ты учил уроки?

- Два часа.

— Во сколько ты начал учить уроки?

- В шесть часов.

- Что ты ел за ужином?

- Я ел гречневую кашу с молоком.

- Что ты делал после ужина?

- Я играл с ребятами в холле.

- Весело было вам?

— Нам было весело.

Диалог оценивается учителем и классом с точки зре­ния правильности темпа речи. Затем вызывается второй ученик, который также расспрашивает одного из своих товарищей, но уже по другой теме. Например, учитель предлагает такое задание: «Узнай, какие уроки заданы на вторник».

3. Отработка правильного темпа речи при произнесе-­
нии отдельных предложений на данном уроке осущест-­
вляется в процессе высказываний учащимися различного
рода сообщений. Учащимся дается задание: сделать сооб­-
щение перед классом. Учащиеся произносят свое сообще­-
ние один раз. Если класс правильно поймет сообщение,
следовательно, ученик говорил достаточно хорошо. Учи­-
тель и учащиеся оценивают произношение говорящего



в первую очередь с точки зрения правильности темпа

речи.

Учащиеся могут сделать, например, такие сообщения: «Скоро мы поедем в Музей Льва Николаевича Толстого». «Скоро у нас будут соревнования по лыжам». «Завтра я пойду на каток».

4. Следующий вид работы предусматривает трениров­ку учащихся в умении соблюдать правильный темп речи при рассказе. Учащиеся получают задание: «Расскажи, как ты учишься». При этом учащимся дается возмож­ность некоторое время обдумать содержание рассказа, грамматическое оформление речи, затем начинается

опрос.

Следующее задание состоит в том, чтобы учащиеся

рассказали, как доехать до их дома. .

Методика выполнения этого задания аналогична пре­дыдущей. Затем дается задание, которое заключается в том, что каждый ученик должен произнести в правильном темпе текст любой загадки. Каждый ученик произносит текст загадки один раз. Класс оценивает правильность темпа его речи, а затем ученик, загадавший загадку, спрашивает у товарищей ответ на нее.

5. На дом дается задание составить короткие расска­-
зы на темы: «Как ты учишься?», «Как доехать до твоего

дома?».

Тексты рассказов надо записать в тетради по технике речи, выучить наизусть и уметь рассказать в правильном

темпе.

6. В итоге урока учитель делает обобщение, в котором
подчеркивает необходимость соблюдения правильного
темпа речи. Особое внимание он обращает на то, что,
когда учащиеся начинают переходить от медленного
темпа речи к правильному, они должны сохранять верное
произношение всех звуков и соблюдать ударения в словах.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы цели, задачи и содержание работы над темпом речи

глухих?

2. Определите основные теоретические положения, на которых
строится методика обучения правильному темпу речи.

3. Перечислите формы контроля, применяющиеся во время ра­
боты над темпом речи,

4. Укажите пути развития самостоятельности и активности уча­
щихся при работе над темпом речи.

5. Составьте конспект контрольного урока для учащихся вашего
класса.

6. Опишите виды работы над темпом речи, которые используют­
ся учителями в их практической деятельности.

Наши рекомендации