Работа в классном уголке по технике речи

В процессе обучения глухих учащихся устной речи стоит задача не только научить их правильному произ­ношению, но и сформировать у них навыки самостоятель­ной работы над внятностью. Однако не все существую­щие формы организации работы позволяют это сделать в полной мере. Например, речевая зарядка, как правило, проводится фронтально при руководящей роли учителя. На уроках истории, географии и т. д. самостоятельная работа над произношением тоже в значительной степени ограничена. С нашей точки зрения, наибольшую возмож­ность для привития самостоятельности дают индивиду­альные занятия, уроки по технике речи и специальная форма организации работы над произношением—само­стоятельная работа учащихся. Однако уроки по технике речи проводятся лишь один раз в неделю, а на индиви­дуальные занятия берутся не все учащиеся класса. Та­ким образом, при существующих формах организации работы довольно трудно создать большие возможности для привития самостоятельности и активности при усвое­нии устной речи. Поэтому целесообразно появляется по­требность найти такую форму организации работы, кото­рая создавала бы наибольшие возможности для реали­зации указанных принципов. Ею могут быть занятия в уголке по технике речи.

Уголок по технике речи оборудуется в классе на спе­циальном стенде. В нем должны быть представлены ма­териалы, содержание которых позволяет учащимся овла­деть различными сторонами устной речи: звуками, сло­весным и логическим ударением, орфоэпией, темпом речи и т. д. Естественно, овладение это происходит в полном соответствии с программными требованиями.

В уголке по технике речи решаются не только образо­вательные, но и воспитательные задачи. Материал здесь подбирается таким образом, чтобы учащиеся понимали практическую значимость внятности речи. Важно также

воспитать у детей желание и потребность овладеть наи­более совершенной формой общения. Среди материалов особое место должно быть отведено словарю, связанному с овладением устной речью. Имеются1 в виду такие, на­пример, слова и обороты речи: звук, слог, ударный слог, при звуке с голоса нет и т. д. В уголке по технике речи должны быть данные о состоянии произношения учащих­ся и динамике его совершенствования. Для этого в угол­ке помещается соответствующая таблица. В связи с тем что учебников по технике речи пока нет, в уголке должны быть представлены материалы, которые помогали бы учащимся Боспроизводить во время индивидуальных за­нятий и речевых зарядок материал, который был на уроке.

Это прежде всего специальные вопросы и ответы на них, например: «Какие бывают звуки?» — «Звуки быва­ют гласные и согласные». — «Какие бывают согласные?» и т. д.

Формирование, закрепление .и совершенствование произносительных навыков в уголке л о технике речи осу­ществляется на материале звуков, слогов, фраз, связного текста. Как и при других формах организации работы над произношением, речевой материал должен подби­раться по фонетическому принципу, включать слова, обо­роты речи и тексты, с которыми учащиеся знакомятся на уроках по различным предметам. Например, воспиты­вая навыки правильного произнесения сочетаний соглас­ных звуков и слитности слов, можно использовать сле­дующий материал: имя существительное, местоимение, сто двадцать три.

Речевой материал может быть оформлен в виде спе­циальных плакатов со словами и предложениями, фото­графий, рисунков, картинок, .схем, карточек и т. д. В уголке должны быть представлены рисунки профилей артикуляции всех звуков речи !.

Наличие профилей позволяет учащимся осуществлять самостоятельную работу над произношением звуков и воспитывать навыки самоконтроля. Могут быть плакаты с текстом правил, например:

1 Разумеется, что в приготовительном, I классе и первом полу­годии IIкласса помещаются рисунки профилей артикуляции только пройденных звуков,

118

Двойные согласные звуки надо говорить как один долгий звук. Короткое предложение надо говорить на одном выдохе, длинное — с паузой.

Содержание плаката должно отображать и воспита­тельные задачи. Приведем образцы таких плакатов:

Учись правильно говорить — тебя будут все хорошо пони­мать. Кто хорошо говорит, тот хорошо учится. Могут быть плакаты, содержание которых опреде­ляет круг требований к внятности речи:

Чтобы правильно говорить, нужно хорошо произносить все звуки, правильно ставить ударение в словах, правильно делать паузы.

Особенно широко в содержание плакатов должны включаться различного рода задания для самостоятель­ной работы учащихся над устной речью, которые могут касаться как речи в целом, так и отдельных ее сторон,

например:

Научись правильно произносить звуки н—б, m—д, к—г в слогах и словах 1. Эти слова (...) скажи с правильным уда­рением. Приведем пример задания более общего характера:

Научись правильно говорить предложения: Здравствуйте, Ольга Ивановна! Дайте мне, пожалуйста, тетрадь. Можно взять книгу?

Эта задача является более общей, так как ученики здесь должны выполнять несколько требований: правиль­но произносить звуки, соблюдать ударение в словах и орфоэпически правильно их произносить, соблюдать правильный темп речи.

Учащимся может быть предложено разучивание тек­ста разговора с целью отработки внятности произно­шения:

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Коля.

- Где ты живешь?

- Я живу в деревне.

На плакатах могут быть сформулированы задания, имеющие в виду подготовку учащихся к конкретным ра­ботам в конце четверти, полугодия, например:

Через десять дней будет контрольный урок. Повтори зву­ки с, з, ц, ш, ж, ч. Подбери текст загадки, чтобы в словах были эти звуки. Научись правильно говорить свою загадку.

Приводится конкретный речевой материал,


работа в классном уголке по технике речи - student2.ru

Содержание материала, представленного в уголке, пе­риодически меняется, в зависимости от выполнения про­граммных требований. Общее руководство над работой в уголке осуществляется учителем, в старших классах в оформлении уголка (подбор речевого материала, зада­ний и т. д.) принимает участие не только учитель, но и глухие школьники.

Таким образом, мы раскрыли значение работы в угол­ке по технике речи, сформулировали примерное ее со­держание, дали указания по характеру'проведения этой работы в связи с раскрытием содержания.

В заключение приведем образцы материалов, из ко­торых бывают составлены утолки по технике реч-и.

работа в классном уголке по технике речи - student2.ru
Имеется в виду IV класс.

Уголокпо технике речи'

1 Имеется в виду VII класс.



работа в классном уголке по технике речи - student2.ru

Рис. 26. Аня ела арбуз. Ма­ша надела сарафан.

Наши рекомендации