Материально-техническое обеспечение игры
Для проведения игры необходимо иметь апьбомы с образцами различных текстильных материалов-тканей, трикотажных и нетканых полотен, отделочных материалов, меха, колеи и. других видов материалов, используемых для изготовления, ремонта и обновления одежды.
Студентов следует обеспечить альбомами и журналами мод, прейскурантами на различные виды товаров. Играющие должны иметь необходимую учебную и методическую литературу.
В перспективе — обеспечение компьютерной техникой, способной передавать на дисплее рисунок модели и возможные варианты ее, расчет экономичности и технологичности модели с учетом возможностей тканей, заказчика и предприятия.
2. Задача деловой игры, ее социальная сущность
В условиях изготовления одежды по индивидуальным заказам населения выбор материалов имеет особое значите. Объектом творческого труда будущего специалиста является сам человек, его облик, многочисленные материалы для одежды.
Художники-модельеры должны создавать изделия, составляющие часть материальной среды, в которой живет человек. Творческая проблематика одежды связана с такими разнообразными сферами, как экономика, производство, культура, психология и идеология, национальные традиции и т. п. Поэтому в каждом конкретном случае студентами неукоснительно должна соблюдаться формула: «1ыя кого создается одежда, из чего, для какой цели», выражающая взаимосвязь человека и одежды со всеми сферами его деятельности.
Отличительной чертой одежды является ее приверженность моде. Ни в какой другой области не сказывается ее влияние так, как в одежде. Ритм движения моды убыстряется, заставляя обновлять целые отрасли промышленного производства. Особенно сильное воздействие оказывает фактор моды на индустрию одежды в условиях рыночных отношений. Сложные процессы формообразования и движения моды прослеживаются в развитии производства одежды в нашей стране. Очень часто встречается у нас ссылка на зарубежные образцы, их копирование. Необходим поиск и утверждение своих стилистических черт, отражающих новый характер социальных отношений. Необходимо помнить, что от труда художника-модельера, инженера-конструктора зависит не только культура одежды, но и, что более важно, культура и престиж страны, потому что выпуск художествен- t
но полноценной продукции — это показатель уровня культуры общества. Художник-модельер, равно как и конструктор, должен быть ответственным за художественную политику предприятия. Они несут прямую ответственность за воспитание гармонически развитой личности, совершенствование вкуса широких масс населения. Как плохая, так и хорошая работа дизайнера касается каждого из нас и всего общества в целом. Цели художников-мо- дельеров и конструкторов одежды носят социальный характер. Плоды их творческих усилий непосредственно влияют на качество продукции, которая должна быть гордостью будущего профессионала.
Поэтому задачу учебной деловой игры необходимо четко определить. исходя из следующих принципов:
• кто будет носить одежду?
• в каких условиях (где? когда?)
• из каких материалов будет изготовлено изделие?
3. Организация деловой игры
Для проведения учебно-деловой игры организуется группа из 8—10 человек. Обстановка в группе должна быть творческая. Творчеству помогает дружелюбие и доверие. Резкая критика найденных решений или высказанных идей исключается, так как она может нарушить творческий поиск, нарушить все связи.
Корректные дружеские отношения в группе будут наилучшими условиями деловой игры. Здесь конфликтные взаимоотношения между партнерами не могут способствовать успешности работы. В деловой игре важны не только успех или неудача, но и то, как они достигнуты. Извлечь из игры уроки, осознать полученную информацию, постичь стиль общения невозможно без высокой культуры анализа и самоанализа. Поэтому участники игры должны осмыслить свои действия в ходе поиска ответов на поставленные boi ipocbi.
Работа группы должна проводиться в форме совместного обсуждения изучаемой проблемы или ситуации. Каждый участник игры должен выполнять следующие требования:
1. Приходить подготовленным к решению поставленной задачи, знать необходимый теоретический материал.
2. Уметь излагать свои собственные мысли кратко, четко (время ограничено), уметь правильно задавать вопросы или формулировать задачи.
3. Быть благожелательным к решениям других и не настаивать на своих прежних решениях, если они не пбдходят для данной задачи или ошибочные.
4. Строго соблюдать трудовую (учебную) дисциплину и свои игровые обязанности.
Кроме того, в период работы каждый студент проявляет интерес к успехам коллег по игровой группе, а не ограничивается результатами только своего задания. Допускается и поощряется товарищеская взаимопомощь.
3.1. Формирование групп участников игры
Вся группа, участвующая в деловой игре, разбивается на подгруппы (подгруппы можно разделить на бригады):
1- я подгруппа — «заказчики», 2—3 человека (может быть больше);
2- я подгруппа — «исполнители» (художники-модельеры, художники-технологи, инжеиеры-конетрукторы), 3—4 человека;
3- я подгруппа — контрольно-экспертная, 2—3 человека.
Подгруппа «заказчики» предлагает «исполнителям» любой
вид женской, мужской или детской одежды. В их функции входит «заказать» модель конкретного изделия:
• по своему эскизу модели, не имея своего материала;
• имея свой материал и эскиз или без эскиза;
• не имея ни рисунка модели, ни материала;
• другие варианты (обновление, изменение модели и т. д.).
«Заказчики» должны грамотно ставить задачу, четко и конкретно формулировать, что они хотят. От четкости зависит качество выполнения задачи. Вид одежды (пальто, платье, костюм и др.), ее назначение (повседневная или деловая, спортивная, для конкретного торжественного случая, эстрадная, домашняя), сезонность (зимняя, летняя) и т. д. могут быть любыми (непредвиденными — по желанию заказчика).
Примечания.
1. Целесообразно поручать деление па подгруппы самим студентам. Тогда лучше обеспечивается психологическая совместимость и взаимопонимание внутри игровых подразделений.
2. К участию в деловой игре в подгруппу «Заказчики» можно приглашать преподавателей и студентов других групп и курсов, желающих получить консультацию по выбору материалов и моделей от будущих специалистов.
Вторую подгруппу участников деловой игры — «исполнителей» — можно разбить на бригады по 2—3 человека. Каждый член бригады может одновременно совмещать функции художника, конструктора и технолога. Возможен вариант разделения этих функций.
Перед участниками этой подгруппы стоит наиболее сложная задача — удовлетворить спрос и желания заказчика. Студенты этой подгруппы должны уметь выбрать модель изделия, зарисовать ее, оценить возможности текстильного материала как с точки зрения его назначения, так и по конструктореко-технологи- чееким параметрам. Кроме того, участники этой подгруппы должны учиться правильно вести себя с заказчиками: уметь выслушать заказчика, дать ему совет в отношении выбора модели (одобрить предлагаемую или тактично заменить ее), дать консультацию но выбору материала, по просьбе заказчика назвать ориентировочную стоимость изделия.
Примечания:
1. Не допускается: бестактность, равнодушие, ирония, критика возраста или фигуры заказчика.
2. Допускается: максимум творчества и идей.
В любой из возникших ситуаций перед будущим специалистом стоит его основная задача — красиво одеть человека. Необходимо помнить, что личность художника-модельера или конструктора и культура его одежды должны быть примером для заказчика.
Третья подгруппа участников учебно-деловой игры — контрольно-экспертная — включает преподавателя (или ассистента) и 2—3 студентов.
Необходимо учитывать, что наиболее сложные задачи стоят перед участниками второй подгруппы, поэтому в роли дизайнера одежды должны побывать все студенты группы.
3.2. Ввод в игру
Играющим следует выдать задание после первой лекции по ассортименту материалов для одежды. Распределяют функции участников деловой игры и варианты заданий между подгруппами и конкретными исполнителями сами студенты на нервом сборе деловой игры. Можно предложить два варианта выдачи задания.
1 вариант — задание выдается «заказчиками».
Д,гя привлечения «заказчиков» со стороны можно вывесить соответствующее объявление. Полученное задание вносится в «журнал заказав», где имеется таблица, в которой регистрируются данные о заказчике, материале и модели (табл. 1).
Таблица 1.«Журнал заказов»
|
Примечание. Так как в задачу деловой игры входит только выбор соответствующего материала и фасона одежды и не предусматривается разработка конструкции, го мерки с заказчика не снимают, а в 1рафу «данные о заказчике» вносят внешние данные: возрастная группа, полнота, рост, данные о фигуре, осанка, цвет волос, липа и т. д. |
2 вариант — задание выдается контрольно-экспертной группой (можно по заранее изготовленным карточкам-заказам. Примерные образцы проблемных заданий см. в л. 5).
3.3. Оформление задании деловой игры
Чтобы подчеркнуть коллективную ответственность за соблюдение графика и показать индивидуальную особешюсть каждого члена коллектива, каждая подгруппа должна коллективно оформить выполненное задание (реферат или отчет). Первой страницей этого задания является титульный лист, где указываются задание, исполнители, руководитель (преподаватель).
В отчете должны быть сформулированы основные требования к одежде конкретного вида в соответствии с заданием, обоснованы выбор материала верха (или пакет материалов) и выбор модели. Кроме того, в отчете рассматриваются примеры лучших фасонных решений с учетом направления моды и в соответствии с внешними данными заказчика. Указывается личный вклад каждого участника игры в выполненную работу. Примерная структура или содержание отчета дается ниже.
Примерная структура отчета:
1. Формулировка полученного задания. Его цель.
2. Сведения о материале (краткая характеристика волокнистого состава, структуры, цвета; отделка, толщина, назначение, и т. д. Приклеить образец 3x3 см, если имеется материал).
3. Сведения о заказчике.
4. Требования к заказанному изделию.
5. Требования к материалам, входящим в пакет изделия.
6. Рисунок модели изделия (возможно несколько вариантов).
7. Описание предложенной модели.
8. Краткие рекомендации по конструкции и обработке изделия (с учетом основных свойств выбранных материалов).
9. Работу выполнили (указать фамилии студентов, и что конкретно делал каждый из них).
10. Работу приняли (экспертная группа).
11. Заключение (оценка выполненной работы и замечания).
Общим требованием к оформлению деловой игры является
четкость построения, краткость и точность формулировок, конкретность рекомендаций. Эскизы или рисунки моделей могут быть выполнены черно-белыми или в цвете. Объем выполненного задания 5—8 стр.
Примечание.. Предварительно деловая игра может быть проведена в устной форме — «Экспресс-игра». Задания подгруппам выдаются в виде карточек. После краткого совещания представитель подгруппы даст устный ответ в такой последовательности, как указано выше.
Оценка выполненных заданий
Выполненное студентами задание учебной деловой игры оценивает контрольно-экспертная подгруппа в установленные графиком сроки по пятибалльной системе.
Предусматривается взаимное рецензировние рефератов и обсуждение студентами эскизных разработок. Лучшие рефераты отмечаются на заключительном занятии (заседании),
Семестровая оценка по дисциплине должна учитывать качество и оценку выполненных рефератов по деловой игре.