Процедура проведения занятия
Разминка.
Инструкция: «Сейчас мы с вами вспомним какие бывают профессии. Для начала у нас будет небольшая разминка. Я буду читать стихотворение, а вы будете называть профессию там, где я буду делать паузу».
Поезд водит… (машинист)
Пашет в поле… (тракторист)
Самолетом правит… (летчик)
Клеит книжки… (переплетчик)
В школе учит нас… (учитель)
Строит здания… (строитель)
Красит стену нам… (маляр)
Столы делает… (столяр)
Песни нам поет… (певец)
Торговлей занят… (продавец)
На станке ткет ткани… (ткач)
От болезней лечит… (врач)
Хлеб печет в пекарне… (пекарь)
Книжку даст… (библиотекарь)
Нарисует нам… (художник)
Сапоги сошьет… (сапожник)
Нам печку сложит на зиму… (печник)
Обслужит в поезде нас… (проводник)
Потушит в миг пожар… (пожарный)
На крайнем Севере работает… (полярник)
С другого языка переведет нам… (переводчик)
Исправит кран… (водопроводчик)
Часы починит… (часовщик)
Погрузит краном… (крановщик)
Рыбу ловит нам… (рыбак)
Служит на море… (моряк)
В машине возит груз… (шофер)
В доме свет провел… (монтер)
Хлеб убирает… (комбайнер)
В шахте трудится… (шахтер)
В жаркой кузнице… (кузнец)
Кто все знает — молодец!
Основная игра.
Инструкция: «Молодцы. А теперь мы будем с вами отвечать строго по очереди, за каждый правильный ответ вы можете заработать для своей команды 1 балл. Сейчас я буду называть одну характеристику профессии. Ваша задача назвать профессию, отвечающую данной характеристике. Например, как вам кажется, какие профессии связаны с огнем? (Правильными ответами могут быть: пожарный, кочегар, металлург, сталевар, повар). Команды будут называть профессии по очереди. За каждую правильно названную профессию команда получает 1 балл. На первый вопрос отвечать начинает команда №1, на второй вопрос начинает отвечать команда №2 и т.д.
Итак, начинаем. Первый вопрос, начинает отвечать первая команда: Какие профессии связаны с природой?».
Вопросов должно быть кратно количеству команд. Если участвует 2 команды, то вопросов – 4 или 6. Если 3 команды, то вопросов – 3 или 6. Больше 6 вопросов задавать не стоит, так как игра может надоесть.
Варианты вопросов:
1. Какие профессии связаны с искусством?
2. Какие профессии связаны с риском?
3. Какие профессии связаны с историей?
4. Какие профессии связаны с водой?
5. Какие профессии связаны с общением с другими людьми?
6. Какие профессии связаны с большими физическими нагрузками?
Для наглядности баллы, заработанные командами, лучше всего писать на доске.
Обсуждение.
При обсуждении важно обратить внимание ребят на то, что у совсем разных профессий (например, сталевар и пожарник или водолаз и сантехник) может быть нечто общее. Можно предложить ребятам придумать, как такая профессия как музыкант может быть связана с риском (музыкант военного оркестра или артист цирка, который играет на скрипке стоя на проволоке и т.д.). Если остается время, можно предложить ребятам нарисовать человека какой-либо интересной профессии (кому какая профессия нравится). Это задание можно оставить в качестве домашнего, а затем устроить выставку рисунков.
Викторина «Острова профессий»
На основе разработки Еременко Н.И.
Цель занятия: Поддерживать интерес к различным профессиям, способствовать самостоятельности выбора.
Процедура проведения:
Инструкция. «Сегодня мы отправляемся в необыкновенное путешествие по островам профессий. На каждом острове вам надо будет выполнить задание и получить баллы». Желательно, чтобы ребята могли подвигаться после каждого из туров игры. Это могут быть небольшие игры – разминки типа игр: «повтори движение», «прыжки».
Остров «Профессии неба».
Задание 1. «Напишите все летательные аппараты, которые вы знаете. За каждый правильный ответ – 1 балл. Можно писать и самые древние летательные аппараты»
Задание 2. «Напишите, какие вы знаете профессии, связанные с небом. За каждый правильный ответ – 1 балл»
Задание 3. «Я сейчас буду зачитывать вопрос и несколько вариантов ответа, выберите тот вариант ответа, который, по вашему мнению, является правильным. В своих листочках около номера вопроса проставьте букву, обозначающую выбранный вами вариант ответа».
1 вопрос – В Москве в музее Чуковского, под самым небом висит планер. Этому планеру больше:
а) 100 лет (+)
б) 200 лет
в) 300 лет
2 вопрос – На холме, с которого в последний раз спускался на своем планере Отто Лилиенталь, стоит:
а) часовня
б) памятник (+)
в) макет планера
3 вопрос – Первый эскиз вертолета был сделан более 500 лет назад. Его сделал:
а) Аристотель
б) Пифагор
в) Леонардо да Винчи (+)
4 вопрос – Первый космический корабль с человеком на борту был запущен в:
а) Англии
б) Америке
в) Советском Союзе (+)
5 вопрос - Николай Егорович Жуковский – известный ученый в области:
а) авиации (+)
б) космоса
в) ракетостроения