Блок «Профессиональное самоопределение»

Профессиональное самоопределение предполагает поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Данный блок неразрывно связан с блоком «Личностное развитие», так как мы можем говорить о профессиональном самоопределении только тогда, когда человек хочет и готов решать свои проблемы самостоятельно, имеет собственные идеалы и устремления, знает, чего хочет добиться в жизни.

Профессиональный выбор является частью профессионального самоопределения, он затрагивает ближайшую перспективу школьника, и может быть осуществлен без учета отдаленных последствий принятого решения. Кроме самого школьника на его профессиональный выбор сильное влияние оказывают родители, сверстники, педагоги и другие, значимые для него люди. Важно учитывать и то, что профессиональный выбор обычно растянут во времени, кроме того, существует определенная и постоянно меняющаяся иерархия факторов, определяющих принятие решения. В течение жизни (профессиональной карьеры) человек вынужден совершать множество выборов, поэтому в этом разделе придается большое значение обучению учащихся делать самостоятельные, независимые выборы.

Перечень возможных методик, игр, занятий, направленных на реализацию целей профессионального самоопределения:

1. Цикл занятий: «Удивительный мир профессий»

2. Анкета «Природа и я»

3. Анкета «Мои профессиональные намерения»

4. Анкета для родителей

5. Занятие «Мой выбор»

6. Занятие «План моего будущего»

7. Круглый стол «Мои жизненные и профессиональные планы»

8. Классификация профессий по предмету труда

9. Участие в акциях: «Мое трудовое лето»

10. Игры:

10.1. «Советчик»

10.2. «Один день из жизни»

10.3. «Ловушки – капканчики»

10.4. «Угадай профессию»

10.5. «Человек – профессия»

10.6. «Цепочка профессий»

10.7. «Поступь профессионала»

10.8. «Кто есть кто?»

10.9. «А вот и Я»

10.10. «Cобеседование с работодателем»

10.11. (ролевая игра)

10.12. «Остров сокровищ»

10.13. «Путь к цели»

10.14. «5 шагов»

10.15. «Исследование восприятия времени»

11. Работа с родителями

12. Профессиональные пробы (Курс Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера»[4])

13. Презентация программ элективных курсов

14. Индивидуальное консультирование учащихся по вопросам профориентации

15. Активизирующий опросник "Перекресток" [2]

Блок «Личностное развитие»

Целью данного блока является развитие свободы и самостоятельности личности, развитие независимости человека от внешнего окружения, развитие адекватного восприятия действительности. В данном блоке также представлены занятия и игровые упражнения позволяющие развивать способности каждого учащегося.

Перечень возможных методик, игр и занятий:

1. Тренинг коммуникативной компетентности (тренинг общения)

2. Тренинг «Мои взаимоотношения со временем»

3. Занятие «Исследование восприятия времени»

4. Техники активного слушания

5. Занятие «План моего будущего»

6. Рисунок – мандала «Мои жизненные ценности»

7. Занятие «Эмпатия»

8. Круглый стол «Мои жизненные и профессиональные планы»

9. Социально – психологические игры:

9.1. «Выжить в пустыне»

9.2. «Создание государства»

9.3. «Слепой и поводырь»

10. Участие в акциях: «Мое трудовое лето»

11. Активизирующий опросник "Самооценка нравственности, гражданственности (СНГ) [2]

12. Игровые упражнения:

12.1. «Cобеседование с работодателем»

12.2. «Официант»

12.3. «Покажи настроение»

12.4. «Остров сокровищ»

12.5. «А вот и Я»

12.6. «Человек – профессия»

12.7. «Поступь профессионала»

12.8. «Кто есть кто?»

12.9. «Мигалки»

12.10. «Зеркало»

12.11. «Обезьянки»

12.12. «Эмпатия»

12.13. «Угадай настроение»

12.14. «Муха»

12.15. «Сделайте вместе»

12.16. «Ловушки – капканчики»

12.17. «Светофор»

12.18. «Разговор»

12.19. «Комплимент»

12.20. Продажа лошади (лошадь, ковбой)

12.21. «Слепой и поводырь»

12.22. «Восковая палочка»

12.23. «Я такой же, как ты…»

12.24. «Живые картинки»

12.25. «Путь к цели»

12.26. «5 шагов»

12.27. «Атомы и молекулы»

12.28. «Заросли»

12.29. «Пальцы»

12.30. «Волшебное кольцо»

12.31. «Своя песня»

Психологическое сопровождение предпрофильной
подготовки. Учебный план.

Цикл занятий: «Удивительный мир профессий»

Классы

Основной целью данной программы является профинформация и развитие у учащихся таких качеств как самостоятельность и ответственность. Цикл занятий «Удивительный мир профессий» рассчитан на два учебных года (6 – 7 классы). Данный цикл позволяет познакомить учащихся с разнообразием профессий их классификацией, а также с требованиями, предъявляемыми человеку различными профессиями.

Предполагает (ориентировочно):

6 класс – 12 учебных часов

7 класс – 12 учебных часов

Класс

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
Увлекательный мир профессий. Викторина «Мир профессий»  
Профессии типа «Человек – природа» (растительный мир). Экскурсия в ботанический сад  
Профессии типа «Человек – природа» (растительный мир). Личностные качества (Любовь к природе, терпение, аккуратность) Анкета «Природа и я» (часть А)
Профессии типа «Человек – природа» (животный мир). Экскурсия в зоопарк  
Профессии типа «Человек – природа» (животный мир). Личностные качества (Любовь к животным, эмпатия, внимательность, заботливость). Игры «Обезьянки», «Эмпатия», Угадай настроение» Анкета «Природа и я» (часть Б)
Встреча с людьми профессий типа «человек – природа»  
Профессии типа «Человек – художественный образ». Поход в театр, в кино  
Профессии типа «Человек – художественный образ». Личностные качества (воображение, артистизм, трудолюбие). Игра «Покажи настроение» Мяч, карточки с заданиями
Профессии типа «Человек – художественный образ». Экскурсия в музей, на выставку  
Профессии типа «Человек – художественный образ». Личностные качества (восприятие, самовыражение, наблюдательность). Игра «Что изменилось?».  
Профессии типа «Человек – художественный образ». Экскурсия на производство, связанное с художественными промыслами (роспись или резьба по дереву, гончарные мастерские, роспись по фарфору, роспись по ткани, вышивка, чеканка и т.д.)  
Встреча с людьми профессий типа «человек – художественный образ», «Мастер – класс», игра «Что – откуда?»  

Примечание:

1. Занятия, посвященные профессиям типа «человек – природа» позволяют формировать бережное отношение к природе, дают возможность решать вопросы экологического воспитания. Участие учащихся в таких акциях как: «Чистый берег», «Сделаем город зеленым» и т.д. также может быть включено в программу профессионального сопровождения.

2. При знакомстве с профессиями типа «человек – художественный образ» очень увлекательно проходят такие практические занятия как «мастер – класс». Это могут быть занятия организованные в школе совместно с преподавателем ИЗО, музыкальным руководителем, а могут быть занятия организованные непосредственно в художественных мастерских, в театральных студиях и т.д.

Класс

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
Профессии типа «Человек – человек». Экстраверсия – интроверсия  
Профессии типа «Человек – человек». Личностные качества (эмпатия, сенситивность). Игра «Мигалки»  
Умеем ли мы общаться. Игра «Официант»  
Встреча с людьми профессий типа «человек – человек»  
Профессии типа «Человек – техника». Экскурсия на какое – либо производство (строительство, в автопарк)  
Профессии типа «Человек – техника». Внимание, переключаемость внимания, объем внимания Таблицы Шульте, Проба Бурдона
Профессии типа «Человек – техника». Координация движений, ручная умелость. Тест Pointillage, нанизывание бус, вырезание
Встреча с интересными людьми профессий типа «Человек – техника».  
Профессии типа «Человек – знаковая система». Игра «Остров сокровищ»  
Тренируем логику  
Конкурс «День защиты профессии»  

Класс

Цель работы психолога :

Создать психолого-педагогические условия для проектирования индивидуальной образовательной траектории.

Задачи:

  • Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий.
  • Сформировать у учащихся представление о своих психофизиологических качествах.
  • Сформировать у учащихся умение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
  • Развитие у учащихся самостоятельности и ответственности.
№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
Свойства нервной системы. Исследование типа нервной системы. СНС, Теппинг - тест Опросник СНС,
Тип нервной системы и выбор профессии  
Исследование моторной ловкости. Профессии, требующие высокого уровня развития моторной ловкости.  
Исследование ощущений (тактильных, зрительных)  
Исследование восприятия времени. (метод 225/226- отмеривание времени или тест «восприятие времени»)  
Исследование памяти (объем кратковременной памяти, преобладающий тип запоминания). Профессии, требующие высокого уровня развития памяти.  
Исследование внимания (концентрация внимания, переключаемость внимания). Методика «Лабиринт». Профессии, требующие высокого уровня развития внимания.  
Исследование воображения  
Исследование эмоционально- волевых процессов (тревожность, настроение). Профессиональный успех и эмоциональное состояние. Метод 125/126 (Тест школьной тревожности Филлипса)
Психологический тип. Опросник Кейрси Опросник Кейрси (метод 199/200)
Профессиональные предрасположенности для каждого типа  
  Всего часов  

Класс

Цель программы:

Создать психолого-педагогические условия для сознательного ответственного выбора учащимся своего дальнейшего образовательного маршрута.

Задачи:

  • Определение и коррекция уровня профессиональной готовности и готовности к профильному обучению учащихся 9-го класса
  • Расширение знаний учащихся о квалификационных требованиях предъявляемых профессией.
  • Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг.
  • Развитие самостоятельности, независимости от внешнего окружения
  • Развитие навыков общения
  • Психологическое просвещение родителей об актуальных проблемах учащихся 9-го класса

Курс рассчитан на 36 часов (34 часа - работа со школьниками, 2 часа – работа с родителями)

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
Выбор профессии
Вводное занятие. Заполнение анкеты. Анкета «Мои профессиональные намерения» Анкета «Мои профессиональные намерения» 1 час
Практическое занятие «Мой выбор». Основные ошибки при выборе профессии. Анализ «Как я делаю свой выбор?»   2 часа
Опросник профессиональной готовности (или методика Йоваши) ОПГ (метод 189/190) или опросник Йоваши (метод 79/80) 1 час
Понятие о профессиях и специальностях. Требования, предъявляемые профессией к человеку
Многообразие профессий. Игра «Профессия на букву», упражнение «Человек – профессия»   1 час
Классификация профессий по предмету труда. Игра «Цепочка профессий»   1 час
Образ «Я» и профессия. Игра «Кто есть кто?», игровое упражнение «Советчик»   1 час
Схема анализа профессии, игра «Угадай профессию»   2 часа
Свойства личности и выбор профессии. Опросник Голланда. Опросник Голланда (метод 77/78) 2 часа
Игра «Самая – самая». Здоровье и выбор профессии   1 час
Труд в жизни человека. Игра «Один день из жизни»   1 час
Стереотипы восприятия определенных профессий. Игра«Поступь профессионала»   1 час
Самооценка и притязания
Самооценка и ее значение в профессиональной деятельности. «Мотивация достижения успеха» (Мехрабиан). Мотивация достижения успеха (метод 89/90) 1 час
Влияние уровня притязаний на выбор профессии. Карьерный рост. Престижность профессии. Методика «Оценка уровня притязаний» Хоппе 1 час
Значение мотивации в профессиональной деятельности. «Мотивация аффилиации» (Мехрабиан). Путь к успеху. Мотивация аффилиации» (метод 91/92) 1 час
Карьерный рост и умение преодолевать препятствия. Игровое упражнение «Ловушки – капканчики»   1 час
Притязания и способности. Тест Амтхауэра Тест Амтхауэра (метод 181/182) 2 часа
Пути приобретения профессии
Современный рынок труда и ученических мест. Сведения о возможных путях получения образования по выбранной профессии. Информация о различных типах учебных заведений и предприятиях района и города.   1 час
Ярмарка вакансий   2 часа
Профильное обучение в школе. Презентация элективных курсов   2 часа
Знакомство с условиями приема в учебные заведения. Работа со справочной литературой   1 час
Знакомство учащихся с информационно-поисковыми системами (ИПС), обучение учащихся современным методам поиска профессий, учебных заведений, рабочих мест   2 часа
Предварительное построение индивидуального профессионального плана   1 час
Вариант 1 - Родительское собрание: «Выбор профиля» Вариант 2 – индивидуальное собеседование с родителями учащихся Анкета для родителей 2 часа
Индивидуальное консультирование по вопросам выбора дальнейшего образовательного маршрута   4 часа
Заключительное занятие курса.   1 час

Психологическое сопровождение профильной
подготовки. Учебный план

Класс

Цель программы:

Создать психолого-педагогические условия для развития самостоятельной ответственной личности

Задачи:

· Исследование и развитие у учащихся коммуникативных навыков

· Развитие у учащихся ответственности и самостоятельности

· Развитие у учащихся навыков работы в коллективе

Курс рассчитан на 36 учебных часов.

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
Исследование внутригрупповых отношений во вновь сформированных профильных классах социометрические методики 1 час
Формирование сплоченности в коллективе
Социально-психологическая игра "Выжить в пустыне"   4 часа
Доверие. Игровое упражнение «Комплимент».   1 час
Формирование доверительных отношений в группе. Игровые упражнения: «Я такой же, как ты…», «Восковая палочка»   2 часа
Коммуникативная компетентность
Исследование социального интеллекта (или опросник КОС)   1 час
Невербальные сигналы (мимика, жест). Игровые упражнения: «Светофор», «Сделайте вместе»   2 часа
Поза и качество общения. Игровое упражнение «Разговор»   1 час
Умение договариваться с другим человеком. Социально-психологическая игра «Продажа лошади (лошадь, ковбой)». Фазы беседы. Техника установления контакта.   2 часа
Формирование навыков успешного общения. Эмпатия. Присоединение по позе, по дыханию. Игровое упражнение «Живые картинки». Игровое упражнение «Волшебное кольцо» Опросник эмпатии (Юсупов), метод 51/52 4 часа
Личность, жизненные ценности
Уважение, дружба, любовь, самовыражение. Исследование ценностных ориентаций. Рисунок – мандала «Мои жизненные ценности» Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (или «Особенности формирования ЦО» 2 часа
Ответственность. Способность заботиться о другом. Способность доверять партнеру. Психологическая игра «Слепой и поводырь».   2 часа
Оценка уровня развития морального сознания.   1 час
Нравственный выбор. Отношение к нравственным нормам. Методика «Закончи предложение» Методика «Закончи предложение» 2 часа
Уверенность и самоуверенность. Тест «Уверенность в себе» Тест «Уверенность в себе» 1 час
Как высказать свое собственное мнение. Как сказать «нет». Игровое упражнение «Своя песня»   2 часа
Зависимости. Виды зависимостей. Как не попасть в зависимость. Пути выхода из зависимости.   2 часа
Принятие решений в группе
Социально-психологическая игра «Создание государства». Нормы и ценности группы (класса, школы). Игровое упражнение «Пальцы»   6 часов
       

Класс

Цель программы:

Создать психолого-педагогические условия для профессионального самоопределения учащихся.

Задачи:

· Развитие навыков планирования

· Развитие навыков самопрезентации

· Расширение знаний учащихся о рынке труда

· Расширение знаний учащихся о рынке образовательных услуг.

Курс рассчитан на 34 учебных часа

№ п/п Наименование темы занятия Перечень материалов Кол-во часов
Практическое занятие «План моего будущего», 1 часть. Вариант.2: круглый стол «Путь к профессиональной карьере», «Мое профессиональное будущее» Карточки для девизов (в соответствии с количеством участников) 1 час
Профессиональная успешность
Формула успеха. Интерес. Способности. Подготовка.   3 часа
Как я принимаю решения   1 час
Конфликт. Поведение в конфликтной ситуации. Игровое упражнение «Заросли». Факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта Тест К.Томаса 4 часа
Воля. Психологическая устойчивость. Игровое упражнение «Как стать неудачником»   1 час
Планирование
Тренинг «Мои взаимоотношения со временем»   4 часа
Путь к своей цели. Правила планирования. Игровое упражнение «Путь к цели», «5 шагов»   5 часов
Усталость. Оценка своего состояния. Планирование отдыха. САН (метод 97/98) или методика «Поиск чисел» (метод 111/112) 3 часа
Внешний контроль и самоконтроль. Исследование уровня субъективного контроля Тест- опросник УСК 2 часа
Трудоустройство (поступление в учебное заведение)
Игра «А вот и Я»   1 час
Знакомство учащихся с техниками активного слушания Раздаточный материал: техники активного слушания 2 часа
Письмо работодателю. Резюме   1 час
Формирование у учащихся практических навыков общения с работодателем. Ролевые игры «Cобеседование с работодателем» Видеокамера, телевизор (желательно) 4 часа
Подведение итогов
Практическое занятие «План моего будущего», часть 2. (Индивидуальное собеседование с каждым учеником).   1 час
Заключительное занятие. Что такое «Портфолио»   1 час

Описание профориентационных игр, практических
занятий

Викторина «Мир профессий»

Цель занятия: В увлекательной форме сформировать у учащихся представление о многообразии профессий.

Игра проводится с целым классом. Весь класс делится на команды (например, по колонкам).

Наши рекомендации