ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ. Проведения семинарского занятия

ПЛАН

Проведения семинарского занятия

Дисциплина: История России

Тема № 8: «Либерально-буржуазные преобразования в 1860-1870 гг. в Российской империи. Контрреформы Александра III».

Занятие № 2 «Судебная и земская реформы 1864 г. Городская реформа 1870 г. Военная реформа 1861 – 1874 гг. Социально-экономические последствия либерально-буржуазных реформ».

Цели проведения семинара:

1. Учебная: закрепить учебный материал по пройденной теме; дать анализ социально-экономического и культурного развития России в 1860 – 1870 гг. и доказать исчерпанность возможностей крепостнической системы; показать основное содержание либерально – буржуазных реформ и специфику их проведения в России ; дать анализ результатов либерально – буржуазных реформ; сформировать и закрепить у курсантов навыки использования специальной исторической терминологии, работы с учебно-методической литературой и учебными картами;

2. Развивающая: формировать у курсантов устойчивый интерес к проблемам реформирования государства и общества, понимание причинно-следственных связей между изменениями , происходящими сегодня во всех сферах общественной жизни России ; формировать интерес к исторической проблематике и умение использовать исторические факты при устных выступлениях ( дискуссиях) по наиболее актуальным проблемам общественного развития ;

3. Воспитательная:способствовать формированию у курсантов аналитического и всестороннего подхода к проблемам государственного строительства, основ высокой политической культуры, навыков цивилизованного политического поведения в условиях демократического общества; формировать у курсантов высокие морально – нравственные качества: патриотизм ,активную гражданскую позицию, высокое правосознание , верность служебному долгу;

Метод проведения: семинар – дискуссия

Время:90 минут

Место проведения: учебная аудитория группы.

Материальное обеспечение: Атлас: История России в ( по числу курсантов), телевизор, фрагмент видеофильма о реформах Александра II , тестовые задания по теме семинарского занятия.

Используемая литература

1. История России. М.: учеб. // А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.- 3 –е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.- С. 248-267.

2.Скипский Г.А. Отечественная история. Курс лекций. Часть 1.Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России , 2009.-С.144-160.

3.Отечественная история: Учебно-метод. пособие для курсантов 1 курса факультета подготовки инженеров пожарной безопасности и слушателей ФЗО. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2010.- С.16-22.

4.Отечественная история: сборник тестовых заданий. Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2008. - С.12-16.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть семинара:принимается рапорт о готовности курсантов к занятию, отмечаются в журнале все отсутствующие

( время 3-5 мин.)

2. Введение: тема семинара, цели, задачи, план проведения

( время 5 – 7 мин.)

Объективной основой реформы по отмене крепостного права, и последующих за ней реформ по развитию местного самоуправления, судебной реформы, системы образования, военной реформы, был социально -экономический кризис крепостнической системы. Непосредственная причина реформы — опасение верхов, лично царя и аппарата царской монархии в отношении сохранения своего права руково­дить дальше своим классом и страной в целом. Единство интересов государственного аппарата и дворянского сословия предопределило категорический отказ от крестьянского, американского типа реформы и выбор помещичьего варианта. Это само по себе изначально положило предел либерально-буржуазным преобразованиям в России. Тем не менее, страна получила исторический шанс эволюции к индустриальной цивилизации, а государство в очередной раз способствовало модернизации общественного строя.

3. Основные вопросы семинара:

- Первый вопрос. Судебная и земская реформы 1864 г. Городская реформа 1870 г. Сравнительный анализ. ( время 20 -25 мин.)

(группа разбивается на три подгруппы по отдельным реформам)

1.1 Земская реформа.

Положительные достижения реформы Недостатки в преобразованиях
Земства — это всесословные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Из-за упорного сопротивления бюрократии земства на окраинах империи стали создаваться значительно позже.
Земства вводились, главным образом, в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. Это с одной стороны ограничивало перспективы роста местного самоуправления, а с другой стороны не препятствовало уже сложившимся исторически формам самоуправления в казачьих землях, или государственных и удельных землях
По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Это способствовало формированию принципа разделения исполнительной и законодательной власти.  
Выборы гласных происходили от каждой курии. Во время выборов гласных сохранялся принцип имущественного ценза. Выборы гласных от крестьян были многостепенными: сельские общества посылали своих представителей на волостной сход, где избирали выборщиков, а уже из них выбирали установленное количество гласных.
  На уездных земских собраниях обычно председательствовали предводители дворянства.
Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения, в их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, земле­устройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы. Органы местного самоуправления не имели права заниматься политическими вопросами
Земские служащие своей добросовестной работой и порядочным поведением сформировали о себе мнение как о компетентных и бескорыстных работниках. Государстве не оказывало земствам никакой финансовой и административной помощи. Более того, земства облагали население дополнительными налогами и должны были отчитываться о своей деятельности перед представителями царской администрации.

1.2 Городская реформа 1870 г.

Положительные достижения реформы Недостатки в преобразованиях
В городах были созданы всесословные органы общественного управления всесословные органы общественного управления выбирались на основе имущественного ценза.Каждая курия избирала равное число гласных в городские думы, что создавало преобладание в думах представителей крупной буржуазии и дворянства. В 46 наиболее крупных горо­дах избиратели составляли, в среднем, 5,6% от общего числа горожан.
В городах создается система разделения властей: распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным — Городская управа под руководством городского головы. Большие полномочия имел городской голова, который председательствовал и в распорядительном органе — думе, и исполнительном — управе.

1.3 Реформа судебной системы 1864 г.

Положительные достижения реформы Недостатки в преобразованиях
Бессословность суда. В состав суда присяжных заседателей входили представители всех основных 4 сословий (дворянство, купечество, мещанство, крестьянство Сохранение сословного суда для крестьян – волостной мировой суд.
Гласность судопроизводства. Мировой судья часто не мог рассудить крестьян из-за наличия особых нравов или традиций в различных местностях
Судьи и могли быть уволены со службы только по собственному желанию или по суду. Все судебные дела, касавшиеся государственных преступлений оставались в ведении Сената.
Вводилась система состязательности сторон на судебном заседании. Впервые у подсудимого появился защитник – адвокат. Сохранение церковного суда препятствовало свободе совести и вероисповедания.
Судам предоставлялось право толкования законов, что позволило устранить прежнюю волокиту, порождаемую пробелами в законодательстве. С другой стороны, часто нарушались нормы гражданского права, которые находились под давлением местных или сословных традиций.  
Решение мирового судьи можно было обжаловать в более высокой инстанции — на съезде мировых судей. Приговор Сената обжалованию не подлежал.
Гражданские дела решались без участия присяжных заседателей, уголовные — с участием заседателей. это ограничивало гласность суда, но зато соблюдало права человека на частную жизнь.
Следователи, которые в своих действиях были независимы, могли прибегать к помощи полиции. Вводилась адвокатура — присяжные и частные поверенные. Сохранилась система военно-полевых судов, которые выносили приговор без предварительного следствия и судебного разбирательства.
Судебные следователи, институт которых учредила реформа, занимались предварительным расследованием  
Волостной суд и мировой посредник имели право присуждать виновных к телесным наказаниям, что являлось грубейшим нарушением прав личности. С другой стороны, менталитет крестьянства был построен не только на моральном но и физическом принуждении. В результате – в деревне уровень преступности всегда был ниже, чем в городе, где телесные наказания были отменены.
Принцип несменяемости судей обеспечивал их независимость от администрации.    
В мировые суды могли обращаться лица из малоимущих слоев населения. Судебная реформа распространялась не на все губернии. Новая система суда фактически не распространялась на самую многочисленную часть населения — крестьянство, дела которого рассматривал крестьянский волостной суд.

Вывод по 1 вопросу.

Благодаря деятельности земств и городских управ в России начинает формироваться система здравоохранения и всеобщего начального образования. Земская и городская интеллигенция способствовала росту агротехнических знаний крестьян, способствовала становлению элементов гражданского самосознания у населения сел и городов. В российской деревне начинается строительство проселочных дорог, мостов, мельниц, больниц, школ, «домов призрения» что составляло основу формирующейся социально-экономической инфраструктуры и способствовало преодолению экономической и культурной замкнутости российской деревни от города. Незавершенность реформ ограничивала темпы социального развития в России в последней трети XIX века, что отодвигало переход к индустриальному типу общества в отдаленную историческую перспективу.

Судебная реформа стала одним из самых последовательных и радикальных преобразований, способствовавших развитию в российском обществе гражданского самосознания. Вместе с тем она содержала ряд противоречий между нормами права и традициями. Была нарушена цельность всей судебной иерархии. Сенат оставался органом не подвластным общественному мнению. По-прежнему сохранялись телесные наказания и смертная казнь.

- Второй вопрос . Военная реформа 1861 – 1874 гг.

( время 20 -25 мин.) (группа разбивается на две подгруппы по военной реформе)

Положительные достижения реформы Недостатки в преобразованиях
Сокращена численность армии без снижения ее реального военного потенциала. В 1865 г. началась военно-судебная реформа, но она не была завершена
Со­здавалась новая система военного управления, устра­нявшая чрезмерную централизацию и способствующая быстрому развертыванию армии в случае войны Комплектование армии и военно-морского флота проводилось по сословному принципу.
За несколько этапов было произведено перевооружение армии, Сохранялась кастовость офицерского корпуса.
Улучшилась организация регулярных войск. Они были реорганизованы по родам войск. Количество военных учебных заведений было недостаточным для подготовки офицеров запаса.
Началась реформа местного военного управления на основе создания военных округ Высшие военно-учебные заведения не учитывали в своих программах всех реалий эпохи промышленного переворота
Введена система всеобщей воинской повинности за счет отмены рекрутских наборов. Выйдя в запас, солдат лишь время от времени призывался на непродолжительные учебные сборы, которые не препятствовали крестьянской ра­боте. Начались формироваться стратегические резервы 2/3 призывного контингента были по-прежнему отстранены от общей воинской подготовки. Качество подготовки военного ополчения продолжало оставаться низким.
Были установлены многочисленные льготы. От службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и некоторые малые народы. Система тылового обеспечения была слабо оснащена технически и материально.
Создавались специальные железнодорожные войска, уделялось большое внимание развитию военной промышленности  

Вывод по 2 вопросу.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. Реформа обеспечила значительное улучшение подготовки офицеров и открыла доступ к получению офицерских чинов не только для дворян, но и для представителей других сословий. С этой целью была проведена реформа военно-учебных заведений, в которых стали больше уделять внимания преподаванию дисциплин, повышавших общую культуру будущих командиров. Вместе с тем, сохранился сословный принцип комплектования армии и флота. 90% офицерского корпуса были дворянами. Солдат по-прежнему оставался бесправным и беззащитным перед произволом со стороны офицера.

Материально-техническое оснащение армии и военно-морского флота оставалось не соответствующим требованиям времени, поскольку Россия не завершила стадию перехода к индустриальной цивилизации. Промышленный переворот затягивался в силу влияния комплекса социально-экономических, культурных и политических факторов.

Третий вопрос. Социально-экономические последствия либерально-буржуазных реформ. ( время 15 -20 мин.)

Отмена крепостного права затрагивала основы государственного и общественного строя Российской империи, власть не могла начинать реформы без поддержки общества. В поддержку реформ должно было сложиться определенное общественное мнение, отличавшееся относительным единство в выборе целей и методов преобразований. Залогом успеха реформ являлись единство и сплоченность реформаторского крыла государственного аппарата его тесное взаимодействие с губернскими и уездными дворянскими собраниями.

Власть не могла начинать реформы без поддержки общества. В поддержку реформ должно было сложиться определенное общественное мнение, отличавшееся относительным единство в выборе целей и методов преобразований. Залогом успеха реформ являлось сплоченность реформаторского крыла государственного аппарата его тесное взаимодействие с губернскими и уездными дворянскими собраниями.

В общественном мнении не сложилось идейного единства. Часть публицистов отстаивала интересы крестьянства, часть помещиков. Были проекты достижения определенного компромисса между помещиками и крепостными крестьянами.

Отмена крепостного права проходила за счет самих крестьян, в то время как дворяне фактически сохранили все свои прежние привилегии. Многие гражданские права крестьян долгое время продолжали оставаться фиктивными, поскольку сохранялись все феодальные повинности, которые прикрепляли крестьянина к помещику. Этому же способствовала крестьянская община, которая получила дополнительный импульс развития, благодаря земской и судебной реформе, а также и механизму выкупной операции. В результате феодальные отношения стали отягощаться нарождавшимися капиталистическими. Это в перспективе привело к обострению социальных противоречий в России на рубеже XIX – XX веков.

Земля передавалась крестьянской общине, поэтому слоя многочисленных частных собственников реформа 1861 г. не создала. Общинная собственность не подлежала купле-продаже. Крестьянин был обязан выкупить землю у помещика, даже если он намеревался уйти в город. Этому способствовала сохранившаяся система круговой поруки.

Крестьянские реформы 1861-1866 гг. укрепили общинную структуру, передав ей собственность на землю. Община несла ответственность за уплату податей, за содержание сельских церквей, школ, за починку дорог. Крестьянин не мог выйти из общины и стать собственником своей земли. Аграрная реформа явилась важным шагом вперед по пути модернизации России.

Отмена крепостного права, наряду с другими реформами Александра II, создала условия для ускоренного социально-экономического и культурного развития России в последующие десятилетия.

Реформы 1860-1870-х гг. способствовали экономическому и духовному развитию общества. Укрепилась обороноспособность страны, возросло гражданское самосознание населения. Получило существенное развитие просвещение. В результате реформ начался процесс модернизации российского общества – переход его от аграрного типа цивилизации к индустриальному.

Реформы 1860-1870-х гг. улучшили политические и правовые условия для развития капитали­стических отношений. Ускорилось промыш­ленное развитие страны. Значитель­ных успехов достигли: текстильное производство, пище­вая промышленность, начали формироваться основные промышленные районы России, активно развивается железнодорожное строительство. Все это способствовало ускорению промышленного переворота в России и модернизации общественного строя России. Государственный строй оставался без изменений. Это создавало перспективы для роста революционного движения в стране и, безусловно, ограничивало реформаторский потенциал государства.

Вывод по 3 вопросу.

Крестьянские реформы 1861 - 1866 гг., касающиеся большей части крестьянства, укрепили общинную структуру, передав ей собственность на землю. Крестьянин не мог выйти из общины и стать собственником своей земли. Но аграрная реформа явилась важным шагом вперед по пути модернизации России по европейскому образцу.

Отмена крепостного права, наряду с другими реформами Александра II, создала условия для ускоренного социально-экономического и культурного развития России в последующие десятилетия.

4. Заключение. (время 3-5 мин.)

Реформы 1860-1870-х гг.— важное событие в истории России второй половины XIX века. Устранив ряд отживших институтов, и создав новые, современные органы самоуправления и суда, они способствовали экономическому и духовному развитию общества. Укрепилась обороноспособность страны, возросло гражданское самосознание населения. Получило существенное развитие просвещение. В целом улучшилось качество жизни. Россия стала развиваться в большем соответствии с общеевропейским процессом, подключившись к созданию передовых, цивилизованных форм государственности.

Реформы 1860-1870-х гг. существенно улучшили политические и правовые условия для развития капиталистических отношений. Уже в середине 1860-х гг. в России наблюдается подъем предпринимательства. Это способствовало ускорению промышленного переворота в России и модернизации общественного строя России. Государственный строй оставался без изменений. Это создавало перспективы для роста революционного движения в стране и, безусловно, ограничивало реформаторский потенциал государства.

1. Напомнить цель занятия и степень ее достижения.

2. Ответить на вопросы студентов.

3. Дать оценку работы каждого студента.

5. Задание на самоподготовку:

1. Прочитать: История России. М.: учеб.// А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина . - 3 –е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.-С.248-267.

2. Обсудить: причины отказа Александра III от политических преобразований, объективно ведущих к ограничению самодержавия.

Составил:

Старший преподаватель

кафедры философии и гуманитарных наук С.Д. Шурыгин

Обсужден и одобрен на заседании методической секции философия и гуманитарные дисциплины. Протокол № __ от «_____» ___________ 201 года.

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой философии

и гуманитарных наук, к.ф.н.

_________________ Громов А.В.

«____» _______________ 201 года

Задание к семинарскому занятию

Дисциплина: История России

Наши рекомендации