Порядок проведения занятия. В начале занятия преподаватель формулирует цель занятия, излагает порядок проведения морфологического анализа

В начале занятия преподаватель формулирует цель занятия, излагает порядок проведения морфологического анализа, выдает задание группам студентов (по 2-3 человека).

Студенты в соответствии с методикой проведения морфологического анализа выявляют основные параметры (характеристики, функции) изучаемого явления, формируют варианты реализации параметров, составляют морфологическую карту (матрицу), анализируют варианты и осуществляют выбор наилучшего из них. Все работы выполняются на ПЭВМ. Студенты могут использовать в качестве примера разработанные ранее морфологические карты из “Банка морфологических карт”.

В конце занятия каждая группа студентов представляет на обсуждение разработанную морфологическую карту и выбранный вариант. Преподаватель дает оценку работы каждой группе. После устранения замечаний разработанные морфологические карты вводятся в “Банк морфологических карт”.

Методические рекомендации

Метод морфологического анализа или метод сравнительной морфологии обеспечивает при проектировании полный и системный охват решения комплексной проблемы, определение всех возможных решений и выбор наиболее приемлемого варианта /5, 6, 27/.

На рис. 2 приведена схема реализации метода морфологического анализа.

На первом этапе анализируется проблема (задача) и составляется перечень вопросов, требующих решения. Затем определяются параметры изучаемого явления (элементы, функции, характеристики объекта проектирования). При этом должно быть дано однозначное определение параметров, параметры должны быть независимы друг от друга. После этого составляется столбец параметров и на третьем этапе по каждому параметру составляются возможные варианты его осуществления или реализации. Затем составляется морфологическая карта (матрица). На пятом этапе проводится анализ и отбор вариантов и их увязка в конкретное решение. При этом могут исключаться различные варианты решения по отдельным параметрам как заведомо нереализуемые или неэффективные. На заключительном этапе сравниваются отдельные решения проблемы (задачи), дается их качественная оценка и выбирается окончательный вариант.

Порядок проведения занятия. В начале занятия преподаватель формулирует цель занятия, излагает порядок проведения морфологического анализа - student2.ru

Рис. 2. Схема реализации метода морфологического анализа /29/

Содержание отчета

Каждая группа студентов составляет письменный отчет, в котором приводится морфологическая карта, принятый вариант решения проблемы и его обоснование.

4. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТА ЦЕХА.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Цель работы

Целью проведения работы является приобретение навыков в определении состава проекта различных видов цеха и выборе методов их проектирования.

Исходные данные

Для проведения лабораторной работы исследуется конкретный цех основного или вспомогательного производства (проектируемый или действующий), дается подробная характеристика цеха в целом и отдельных ее подразделений. Для определения состава проекта цеха может быть использован примерный типовой состав проекта.

Наши рекомендации