Социально-педагогическая помощь безнадзорн.и беспризорн. детям и подросткам

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Типичной группой несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данная группа детей попадает в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

Сегодня идет активная перестройка работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи индивидуальной социализации каждого ребенка.

В режиме жизни интернатного учреждения можно выделить два уровня:

1) режим жизнедеятельности учреждения, который определяется концепцией и программой развития всего учреждения, его дальними и ближними перспективами, конкретизированными в содержании и формах деятельности в перспективном плане;

2) режим группы - это нормы, правила, а также конкретные дела, принятые взрослыми и детьми, свойственные для данной отдельной группы. Режим группы может иметь некоторые обоснованные отличия от режима всего учреждения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Проблемы, связанные со здоровьем, возникают почти у всех воспитанников детского дома. Дети имеют хронические заболевания, среди них часто встречаются инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность – задержка психического развития ребенка, а также олигофрения.

В школах-интернатах у воспитанника возникает множество социальных проблем:

· личные – например, получение документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);

· материальные – например получение денежных выплат (пенсий, пособий, алиментов);

· жилищные;

· трудоустройства профессионального образования.

Бывает, что подростки к моменту поступления в школу-интернат уже стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Это отражается на их взаимоотношениях с воспитанниками и часто дезорганизует сложившуюся в детском доме систему взаимоотношений. Социальному педагогу следует научиться целенаправленно управлять процессом оптимизации взаимоотношений между воспитанниками детского дома.

В общем, социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа подразделяется на следующие виды:

1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.

Цель – отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений. Содержание деятельности:

– изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;

– выявление воспитанников социальной группы риска;

– изучение интересов, способностей и склонностей детей;

– составление индивидуальных карт развития;

– диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;

– диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками;

– диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;

– диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками.

2. Социально-профилактическая работа.

Цель – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Содержание деятельности:

- разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей;

- создание благоприятного психологического микроклимата;

- оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами, сверстниками;

- работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению;

- психолого-педагогические консилиумы по выработке мер комплексной помощи детям;

- программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания и т.д.);

- программа профилактики межличностных конфликтов.

3. Социальное воспитание. Коррекционно-развивающая работа.

Цель – активное воздействие на процесс социализации личности. Содержание деятельности:

- программа развития житейских умений и навыков;

- программа профессиональной ориентации;

- программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни;

- программа развития коммуникативных навыков и культуры общения;

- программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аутизм и т.д.);

- программы психотерапии (психологическая гимнастика, коррекция образа «Я», программы кризисной интервенции в критических ситуациях).

Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами:

· профессионального самоопределения выпускников;

· освоения ими различных социальных ролей человека в обществе;

· ознакомления со структурой и функциями семьи;

· формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома.

Представительство интересов ребенка в правозащитных и административных органах – важная функция, которую выполняет социальный педагог в школе-интернате. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением дальнейшего обучения.

Названные принципы, приемы и направления педагогической работы в специализированных учреждениях, разумеется, не исчерпывают содержание и методику работы в них. Каждый вид учреждения требует своих специфических подходов. Особая роль принадлежит взаимодействию специалистов разного профиля, которое обеспечивает целостность реабилитационного процесса, большую его эффективность.

МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Социальный педагог в школе - это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.

Школьный социальный педагог:

- изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит свое образный «социально-педагогический диагноз» (диагностическая функция);

- организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе (организаторская функция);

- учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности (профилактическая функция);

- обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи (правозащитная, реабилитационная функции).

В своей практической деятельности школьный социальный педагог выполняет различные социальные роли.

Социальный педагог - это прежде всего посредник между ребенком, семьей и школой, различными социальными служба ми, организациями и учреждениями, призванными заботиться о детях.

Социальный педагог не сторонний наблюдатель, он - участник совместной деятельности детей, родителей, педагогического коллектива школы. Находясь в статусе штатного работника общеобразовательного учреждения, социальный педагог выступает его полномочным представителем в социуме.

В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности школьного социального педагога входит:

- содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;

- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;

- оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций;

- представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами;

- проведение работы только в рамках своей компетентности

- качественное выполнение своих функций.

Социальный педагог имеет следующие права:

- представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;

- собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;

- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога;

- вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.

Важным вопросом в социально-педагогической практике является оценка деятельности школьного социального педагога, определение основных критериев эффективности ею работы. Можно выделить следующие критерии эффективности:

- оценка изменения социально-психологической обстановки в школе, социуме по сравнению с первоначальным периодом работы социального педагога;

- анализ социально-педагогической проблем детей за прошедший год и результатов их решения;

- динамика изменений в отношениях детей, подростков, их родителей к базовым социальным ценностям;

- динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в школе, по месту жительства;

- динамика изменений в отношениях детей, родителей к социально-педагогической деятельности школьного социального педагога;

- изменение уровня профессионального роста социально го педагога как специалиста.

Обязательными являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке); перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.

Составлению планов работы предшествует социально-педагогическое исследование микрорайона школы, Оно является информационной основой профессиональной деятельности школьного социального педагога. Социально-педагогический паспорт микрорайона школы может включать в себя следующие аспекты:

- материальная база жилого массива микрорайона школы (спортивная, техническая, культурно-просветительская и т.п.), возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков;

- центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их стихийного группирования;

- возможные очаги негативного влияния на них;

- взрослое население и окружение микрорайона (возрастной, социальный, профессиональный, национальный состав жителей);

- состав семей микрорайона (структура семей, воспитательный потенциал; образовательный, культурный и нравственный уровень);

- детское население микрорайона (общее число детей и подростков; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска).

Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы. Можно выделить следующие основные направления работы:

- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

- выявление детей группы риска;

- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

- осуществление правового просвещения учащихся;

- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Остановимся подробнее на некоторых направлениях и фор мах работы школьного социального педагога.

Основные этапы практической деятельности школьного социального педагога.

Первый этап - подготовительный, введение в курс дела: знакомство с учащимися, их семьями; установление профессиональных контактов с практическим психологом, всеми сотрудника ми школы; проведение первичной социально-педагогической диагностики микрорайона; изучение обращений учащихся, родителей, учителей к социальному педагогу; определение форм сотрудничества с соответствующими социальными учреждениями и организациями.

Второй этап — организационный: сбор и анализ профессионально значимой информации; определение социально-педагогического потенциала сотрудников школы, микросоциума; дифференциация проблем, определение приоритетов в создании системы работы; обеспечение координации в работе социальных институтов микрорайона; формирование актива добровольных помощников; организация и реализация системы социально-правовой за щиты учащихся, социально-педагогической поддержки семьи; ведение необходимой документации; составление перспективного плана работы на основе анализа результатов первого этапа.

Третий этап: совершенствование компонентов профессиональной деятельности (диагностического, консультативного, правозащитного и т.д.); активное участие в работе методического объединения социальных педагогов округа, города, изучение и анализ опыта коллег, повышение собственной квалификации.

Социальная работа с семьей

К факторам риска относятся:

- социально-экономические (снижение уровня жизни)

- социально-демографические (отсут 1 или 2 родителей)

- медико-санитарные

- психолого-педагогические

- криминальные

Объектом соц поддержки семьи может стать семья любого типа, однако, степень нуждаемости будет различна.

Соц работу с семьей можно рассматривать как помощь семье со стороны социума, государства, законов, объединений, частных лиц.

В России гос семейная политика отражена в «Основных направлениях государственной семейной политики». Включает в себя все меры, имеющие цель оказать воздействие на семью, процессы семейных изменений или семейное поведение.

*Социальная работа с молодежью

Молодежь – cовокуп групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности.

Социальная работа среди молодежи – обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующее социальному становлению личности, обретению ею всех видов свобод и полноценного участия в жизни общества.

На сегодняшний день социальные услуги молодым оказываются в более чем 20 видах деятельности (досуг, культурно-спортивная работа, психол-пед консультирование, наркологическая помощь)

*Социальная работа с престарелыми и одинокими

Процесс старения ведет к следующим проблемам: изменение соотношения количества людей, занятых и не занятых в производстве; повышение иждивенческой нагрузки на трудоспособное население

Задача социальной геронтологии – определение места старого человека в обществе и создание оптимальных условий для его жизнедеятельности (уход, лечение, поддержка). Входит в сферу деятельности соц работника.

Приоритетной задачей сотрудников соц служб является преодоление невостребованности жизненного опыта и знаний пожилых людей. Также – изменение общественного мнения о пожилых людях, психологическая поддержка и помощь

Социальное одиночество – характерно для неполных пожилых семей, имеющих детей, но практически потерявших с ними связь

Формы соц защиты пожилых людей:

- соц обслуживание – деятельность соц служб по оказанию соц услуг

- стационарная помощь

- центры соц обслуживания

*Социальная работа с инвалидами

Реабилитация: медицинская, психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, в центрах.

Система социальной помощи семье, имеющей ребенка инвалида

К функциям соц работника относится: организация юридической, медицинской, психолого-педагогической, материальной и др помощи.

Психолог – ставит диагноз, проводит коррекцию психол климата в семье

Органы здравоохранения – ставят на учет, диспансеризация, сан-курортное лечение

Органы соц защиты – льготы и услуги, материальная помощь.

Юрист – консультации

Торговые организации – продукты питания

Профсоюзы – отдых, мат помощь

6. Права и этический кодекс СП.

Назначение ЭК:•определяет основные нормы профессиональной этики,•регулирующие отношения м/у педагогами и их воспитанниками, а также другими членами оу• защищающие их человеческую ценность и достоинство;• создающие культуру оу, основанную на доверии, ответственности и справедливости.Основные принципы: человечность, справедливость, профессиональность, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.--Личность педагога: 1.Профессиональная этика сп требует ответственности при исполнении своих обязанностей. 2.СП стремится к самосовершенствованию. 3.СП постоянно занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.Ответственность:4. сп несет ответственность за качество и результаты своей работы5. сп несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром..Авторитет, честь, репутация:6. Своим поведением сп поддерживает и защищает профессиональную честь педагога.7.сп принимает участие в процессе культурного развития. Он не может заниматься противокультурной деятельностью.8. сп уважителен, вежлив и корректен в любой ситуации. 9. Авторитет сп основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. 10. сп воспитывает на своем положительном примере. 11. СП имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии. 12. Пьянство и злоупотребление др одурманивающими вещ-ми недопустимо. 13. сп дорожит своей репутацией.Взаимоотношения с другими лицами: 14. сп выбирает стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении. 15.сп никогда не должен терять чувства меры и самообладания. 16. сп выбирает такие методы работы: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать др.17. сп является беспристрастным.18.сп постоянно заботится о культуре своей речи и общения.19. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Права:Сам-но планировать свою работу на год, месяц, формировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать и использовать формы и методы с-п работы. 2.Распределять рабочее время в соответствии с 36-часовой недельной нагрузкой. 3.Участвовать в управлении оу в порядке, определенном Уставом. 4.На защиту профессиональной чести и достоинства. 5.Знакомиться с жалобами и др документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 6.Защищать свои интересы сам-но или ч/з представителей. 7.Сохранять конфиденциальность сведений, полученных в ходе дисциплинарного расследования. 8.Повышать квалификацию. 9.Аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения. 10.Представлять и защищать интересы детей и подростков от имени оу в органах законодательства и исполнительной власти. 11.Обращаться за методической помощью, связанной с профессиональной деятельностью, в Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

Техн-я раб. С.П с семьей

Семья – основан-я на браке или кровн.родстве малая группа, члены кот.связ.общностью быта,взаимн.моральной ответств-ю и взаимопом-ю;в ней вырабатываются сов-ть норм, санкций и образцов повед-я,регламент-х взаимод-е м/у супругами,род. и детьми,детей м/у собой.Семья – базисная осн.первичн.соц-ции личности.Зад.сп:-уст-е контактов с семьей;-выявление проблем и трудностей в семье;-стимулир-е семьи и отд-х ее членов к участию в совместной дея-ти;-оказ-е посредн-х услуг в уст-ии связей со спец-ми (псих-ми,соц.раб.,врачами,юр.,с представ-ми орг.власти,обществ-ю).Деесп-ть сем.м/т б.1)огранич.(в силу психосомат-х,возр-х особ-й ее члены неспособн. Самост-о зарабатывать ср-ва к сущ-ю и вписаться в сист.соц.отн-й;н-р, семьи пенс-в, инв-в);2) временно ограничен.(к-л особ-ти чл.сем.вр-но огранич.соц-эконом самост-ть; н-р, семьи безраб-х,беженцев);3) неограничен.(чл.семей имеют полный спектр возм-й впис-я в соц.простр-во и адапт-ся к измен-ся усл-м,не носящим хар-р соц.катаклизма).Акт-ь с.хар-т ее ориент-ю на наращив-е и актуализ-ю ее ресурсов,т.е.степеь самообеспеч-я и самопомощи.Выд-т 3вида акт-и:1.собственно акт-ть(ориент-я на свои силы,высок.мобиль-ть, развитие адаптац-х способн-й);2.ограничен.акт-сть(ориент-я на самообеспеч-е в к-л одной сфере жизнедеят-ти);3.пассивность(ориен-я на иждивен-во,низк.мобильность,неразвитость адаптац-х способ-ей).Причины,препятств-е гармонизации взаимоотн.м/у пед.и род.:1.недостаточн.высок.ур-нь соц-о-псих-й культ.как род., так и пед-в;2.Неумение налаживать деловое и личн-е сотрудн-во,неумение род.анализ-ть собств-ю восп.дея-ть;3.недостаточн.информ-ть род.об особ-ях раб.с.п.Ф-ии сп в работе с сем.1.диагност(изуч-е особ-й сем и степени влиян-я микроср.)2.прогност-я(моделир-е воспит-й сит.с учётом диаг-ки сем.)3.организац-но-коммуникат-я(психолог-пед.просв-е род)4.правозащитн5.соц.быт-я.6.соц-псих7организат-я(досуг).Зад.сп-уст-е контакти с с.,-выявл-е пробл.и трудн.в с.,-стимулир-е с. И отд-хеё чл.к участию в совмест.де-ти,-оказ-е посредн-х услугДиаг-ка с.-это элемент в дея-ти сп н-р-соц-нопед-й мониторинг с.-научно обоснов-я сист.период-го сбора,обобщ-я и анализа соц.пед.инф-ии и на этой осн.принятия тактич-х реш-й.Формы раб. СП с семьёй:1.индивид-е(беседы,консульт-е,посещение семьи);2.груп-е(груп.конс,тренинги д/группы род,имеющ.схожие пробл.в восп.реб-ка,созд-е групп взаимопом.);3.коллективн.(собрания,вечера ?и !, род. Конференц.,встречи с представит.мед,соц,юр.служб);4.наглядно-информац-е(выставки тв-х раб. Дет.и род, выпуск газет, шк.журналов, создание Видео мат, выставки книг по ?м сем восп).

Конкретн.примеры форм раб.с с.Инд-я раб.с род.начин-я с беседы по поводу истории развития реб-ка.На всех этапах беседы конс-я следует созд.особ.атм.доверит-ти отн-й.В их осн.лежит понимание сп беспокойства,тревоги,род.Посещение с.на дому начин.с налаживания контакта.С.лучше восп-т ч-ка,кот.готов выслушать,понять.Зад.1 визита в с.: показать,что вы настроены на результ-е сотруд-тво.Осн.элементы1 визита в с:Знак-во;Соц-псих бес.; Содержательная часть.С.«гр.р.»=с.вТЖС=с.в соц-опасном полож-и=с.,нужд-ся в обществ-м восп-и.

ТЖС-объективно-наруш-я жизнедея-ть ч-ка,кот.он не м/т преодолеть самост-но. Раб/с проблемн.с- направ-е в дея-ти сп.

С.наход.в соц оп.полож-и-с.име­ющ.дет,наход-ся в соц.опасном полож-и,а т/е с,где род.или зак.представ.н/х не исп-т сво­их обяз-й по их восп,обуч-ю,сод-ю и от­риц-но влияют на их поведение л/о жестоко обращаются с ними (ФЗ«Об осн.сист. проф.безн и правонаруш н/х»).К этой группе отн:-с,пострадавшие от аварии на ЧАЭС,от стих.бедств;-с.беженцев;-с,в кот.род.–безработн;-малообеспеч.с;-с,неимеющ. собствго жилья;-с,в кот.один из род.нах в местах заклю-я;-семьи,в кот.род.злоупотр-т алк, ведут аморальн образ жизни,не уделяют реб-ку внимания;-с,где жес-ко обращ-ся с дет.

Соц пом–это сист.соц мер лицам или группам нас-я д/преодоления жизн-х трудн-й, поддержание их соц статуса и полноценной жизнед-ти,адаптации в общ.

Виды пом:1) Соц поддержка— комплекс соц мер,направленных на со­зд-е иподдерж-е достойных усл-й жизнед-ти «слабых» соцгрупп,отдельных с,детей, испыт-х нужду в удов­ии жизн-х потреб-й,на оказ-е пом.в жизн-м самоопред-ии.2)Оказ-е пом.в удовл-и потреб-й:мат-х,соц-х3)Сопровожд-е-пом.суб.в принятии ре­шения в сложных сит.жизн-го выбора.Сопр-е-это комплекс-й м-д, в ос­н.кот.лежит алгоритм:1.диаг-ка2.поиск м-в, средств,форм и рес-в,кот.м/т помочь реш. Пробл.3.обсуждение вар-в реш-я пробл.со всеми заинтерес-ми люд.и выбор пути решения;4.оказ-е первичн.пом.реб-у

М/о выд.3осн.направ-я соц.раб.с сем: ди­агност-е,реабилит-е,патронаж.

Диаг-ка сбор и анализ инф о с.и ее членах,выявл-е пробл.

Реабил-я-это сист.мер,позвол-х восст-ть благополуч.в сем.отн-х.В целях реаб.с. исп-ся центры.Пат-ж–форма взаимод-я с с, к/а сп нах-ся в её расп-нии 24ч.в сутки, входит в курс всего происход-го в с,оказывая влияние на суть событий.Срок 4 – 9 мс.

11. Техн-я раб. С.П.с детьми с огранич-ми возм-ми и их семьями.

Дети с огран.возм-ми-это дети,имеющ.отклонения от нормы,кот.хар-ся огранич-м способ-ти осущ-ть самообслуж-е,передвиж-е,ориент-ю,общ-е,контроль над своим повед-м,обуч-е и труд.дея-ть.К инвалидам,кроме дет.с физ.наруш-ми относ-ся дети с уо,с наруш.слуха,зрения,недораз-м речи,с ранним детск-м аутизмом,с комбинир-ми наруш-ми в разв-ии.Цели соц пед работы с детьми с огр возможностями:1.обеспеч-е детям возмож-ти вести образ жизни, соответств-й воз-сту2.максим. Приспособление р-ка к окр среде и общ-ву3.участие в общественно полезном труде4.дать пом.род.дет-инвалидов.Дети с огран.воз-ми восп-ся и обуч-ся вм домах-иноернатах,спец(коррекц)шк.,шк-интернатах,в домашн.усл-й.Льготы предостав-е детям-инвалидам зак-вом РФ:-льготное обеспеч-е жилой площади;-50% скидка на польз-е тел.и радиотрансляционной точкой;-скидка не менее 50% с кварт.пл.и опл.коммун-х услуг;-обеспеч-е лекарств-и препаратами осущ-ся беспл.или на льготн.осн-х;-обслуж-е вне очереди на предприятиях торговли обществ-го питания,службы быта,связи, в учр. Здравоох-я;-бесплатное санитарно-курортное лечение;-бесплатный проезд к месту лечения и обратно;Направления работы социального педагога:Взятие на учет ребенка-инвалида; организация, при наличие наследственной патологии, медико-генетической консультации родителям; совместно с медицинскими работниками составление плана социально-медицинской реабилитации ребенка-инвалида и организационная помощь при ее проведении в поликлинике, на дому, в специализированном стационаре, санатории; поиск спонсоров при направлении ребенка-инвалида на лечение за рубеж; содействие в организации диспансеризации родителей, других детей при наличие у них отклонений в состоянии здоровья; помощь в организации оздоровления родителей совместно с детьми в санаториях, семейных пансионатах, домах отдыха; устранение конфликтных ситуаций между родителями и детьми, членами семьи; формирование в микрорайоне и образовательном учреждении здорового общественного мнения по отношению к инвалидам и их семьям; организация обществ семей, имеющих детей-инвалидов, активное участие в их деятельности; содействие в профориентации, профобучении и трудоустройстве детей-инвалидов; выявление детей, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, устройство их в спец. учреждения.Работа с с.,где есть реб-к-инвалид:-изуч-е психолг. Климата в с.(важно знать позицию род)-орг-я,при наличии наслед-х паталогии медико-генетич-й конс-ции род;-устранение конфликтных сит.м/у род.и дет,чл.с.-восп-е правильного отн-я у род.и др.детей к реб-ку с огр.возможн.-содействие в оказ-ии мат.и быт.Пом.с.,имеющ.реб-ка с огр.возм(от получения гос льгот и пособий до привлечения спонсоров)-Пом.в орг-ции оздоровл-я род вместе с детьми в лагерях,санаториях-Огр-ция информац-просветительских услуг род.с привлечением спец-тов необход. Профиля.Заруб.опыт-инклюзивн.обр-е-это акт-е вкл. И участие дет.с огр.возм-ми в образоват процесс обычн.шк.Цель раб.сп заключ-ся в обеспеч-ии равных возм-й в реализ-ии права на образ-е дет.с огр.возм.Технолог-я раб:1.оказ-е индивид.пом,2.раб.с классным коллект,3.раб.с семьёй,4.взаим-е сп с разл.представ-ми общ-х орг-й.

Типы профконсультаций

Ранняя, детская консультация. Консультация на этом этапе адресована скорее родителям и воспита­телям, чем детям. Она связана с формиро­ванием положительного отношения к тру­ду, с выбором кружка или спецшколы,

Профориентация и профконсультация учащихся средних классов. жизненных целей. Важно обеспечить информационной основой для самоопределения. Начинать нужно с профессий которые особенно интересны детям этого возраста. Постепенно расширяя их кругозор, надо закладывать умение системно ориентироваться в мире профессионального труда. Работа должна носить диагностико-корректирующий характер.

Профконсультация учителей. Важно наладить сотрудничество с учителями - особенно с классными руководителями и учителями труда. Часть профориентационной помощи ученику должна исходить от них, и эти их функции необходимо правильно распределить.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Типичной группой несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данная группа детей попадает в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

Сегодня идет активная перестройка работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи индивидуальной социализации каждого ребенка.

В режиме жизни интернатного учреждения можно выделить два уровня:

1) режим жизнедеятельности учреждения, который определяется концепцией и программой развития всего учреждения, его дальними и ближними перспективами, конкретизированными в содержании и формах деятельности в перспективном плане;

2) режим группы - это нормы, правила, а также конкретные дела, принятые взрослыми и детьми, свойственные для данной отдельной группы. Режим группы может иметь некоторые обоснованные отличия от режима всего учреждения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, страдают от психической и эмоциональной депривации, они оторваны от реальной жизни, объединены по принципу социально-психологического неблагополучия, находятся в социальной изоляции. Практически все воспитанники школ-интернатов перенесли психическую травму, которая сама по себе может иметь тяжелые первичные и вторичные последствия для развития личности. Как правило, эти дети часто находятся в состоянии глубокой социально-педагогической запущенности, имеют комплекс брошенного, нелюбимого ребенка. Проблемы, связанные со здоровьем, возникают почти у всех воспитанников детского дома. Дети имеют хронические заболевания, среди них часто встречаются инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность – задержка психического развития ребенка, а также олигофрения.

В школах-интернатах у воспитанника возникает множество социальных проблем:

· личные – например, получение документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);

· материальные – например получение денежных выплат (пенсий, пособий, алиментов);

· жилищные;

· трудоустройства профессионального образования.

Бывает, что подростки к моменту поступления в школу-интернат уже стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Это отражается на их взаимоотношениях с воспитанниками и часто дезорганизует сложившуюся в детском доме систему взаимоотношений. Социальному педагогу следует научиться целенаправленно управлять процессом оптимизации взаимоотношений между воспитанниками детского дома.

В общем, социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа подразделяется на следующие виды:

1. Социально-педагогическая диагностика и консультирование.

Цель – отслеживание динамики социогенеза личности, определение причин его нарушений. Содержание деятельности:

– изучение особенностей социальной адаптации воспитанников;

– выявление воспитанников социальной группы риска;

– изучение интересов, способностей и склонностей детей;

– составление индивидуальных карт развития;

– диагностика индивидуальной социальной ситуации развития детей;

– диагностика общения детей с взрослыми и сверстниками;

– диагностика отклонений в социальном поведении и их причин;

– диагностика причин неуспешности в овладении социально-бытовыми навыками.

2. Социально-профилактическая работа.

Цель – предупреждение возможных нарушений в социальном развитии детей, создание условий для полноценного личностного развития. Содержание деятельности:

- разработка и реализация программ профилактики психического напряжения и нервных срывов у детей;

- создание благоприятного психологического микроклимата;

- оптимизация общения воспитанников с членами своей семьи, педагогами, сверстниками;

- работа по адаптации воспитанников к широкому социальному окружению;

- психолого-педагогические консилиумы по выработке мер комплексной помощи детям;

- программа профилактики социальных вредностей (алкоголизм, наркомания и т.д.);

- программа профилактики межличностных конфликтов.

3. Социальное воспитание. Коррекционно-развивающая работа.

Цель – активное воздействие на процесс социализации личности. Содержание деятельности:

- программа развития житейских умений и навыков;

- программа профессиональной ориентации;

- программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни;

- программа развития коммуникативных навыков и культуры общения;

- программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аутизм и т.д.);

- программы психотерапии (психологическая гимнастика, коррекция образа «Я», программы кризисной интервенции в критических ситуациях).

Вместе с психологами социальный педагог занимае

Наши рекомендации