Вопрос. Психологическая помощь детям и подросткам с нарушениями зрения

== Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих ==

Врожденная или раноприобретенная слепота затрудняет образование социальных связей и отношений, апоявление дефект у человека со сложившимися связями и навыками общественногоповедения ведет к их разрыву, смещению. И в том и в другом случае инвалид позрению выпадает из коллектива, что крайне неблагоприятно влияет на егоположение в нем. В связи с этим основной задачей реабилитационой работыв целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление иливосстановление социальных связен, то есть социально психологическая адаптация (у поздно ослепших - реадаптания).

В процессе реабилитапионпой работы посоциально-психологической адаптации (реадаптации) слепых перед практическимиработниками специальных учреждении (школ, восстановительных центров,реабилитационных кабинетов) возникают определенные трудности. Возникаетнеобходимость преодолеть депрессию, возникающую как реакция на слепоту,сформировать адекватные установки по отношению к окружающим, своему дефекту идеятельности, вооружить слепых новыми способами коммуникации.

Первым этапом социально-психологической адаптацииследует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, накоторый инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительностьреакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развитиязаболевания, его тяжести и времени появления. Наиболее серьезные психическиетравмы наблюдаются у ослепших в зрелом возрасте. Реакция мгновенно ослепшихоказывается более тяжелой, чем у тех, кто теряет зрение постепенно. Однако, какпоказывает практика реабилитационной работы, даже в этих случаях приобщениеослепших к деятельности позволяет снять депрессию и восстановитьоптимистическое отношение к жизни.

Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации,возникающей в результате появления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий,постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежитформирование способов поведения, основанных на двигательном контроле (у раноослепших), или (стр.96) перестройка динамических стереотипов (у ослепших вболее позднем возрасте).
Зависимость этих процессов от личности ослепшегоотчетливо проявляется в выделенных B. C. Сверловым четырех типах поведениянепосредственно после утраты зрения (речь идет о периоде осознания дефектадетьми школьного возраста):

1. Безразлично вялый. Представители зтою типаповедения длительное время находится в депрессивном состоянии и ничего непредпринимают для восстановлении своего положения в обществе.

2. Рассудительно волевой. Представители этого типаповедения направляют усилия на преодоление последствий дефекта.

3. Контрастный. Представители этого типа поведениявпадают в состояние глубокой депрессии, а затем мобилизуют свои силы напреодоление последствий дефекта.

4. Неустойчивый. У представшелей этого типа поведениянаблюдаются регулярные переходы от депрессии к оптимистическому настроению.

При утрате зрения в зрелом возрасте реакции ослепшихсущественно варьируют по силе и характеру реагирования, степени адекватностиоценки влияния дефекта на жизнь инвалида и т.д. И. П. Дрызго выделяет четыре типа реагирования на зрительный дефект:

1. Наличие адекватной реакции и поведения прикратковременных снижениях настроения;

2. Проявления кратковременных невротических реакции ввиде эмоциональной дезорганизованпости, астении, гипертрофированногопредставления о своем дефекте;

3. Наличие длительной невротической реакции, снижениепсихической активности ипохондрия на почве гипертрофированного представления одефекте;

4. Отчетливая представленность патохарактерологическихчерт, повышенная аффективная возбудимость, завышенная самооценка, отчетливовыраженный эгоцентризм.

Возникающие у ослепших состояния депрессии,фрустрации, дистрессы, нервно-психические отклонения, проявленияпатохарактерологических черт исчезают в ходе реабилитационной работы(психологическая, психотерапевтическая помошь) по мере того, как они осознают,что могут трудиться, обслуживать себя в быту, т.е. восстановить хотя бычастично свое социальное положение.
В результате включения о деятельность начинаетсяпроцесс преодаления психологического кризиса, выхода из состоянияпсихологического (стр.97) конфликта.

Этот процесс имеет поэтапный характер.В. С. Мерлин выделяет четыре фазы:

1) фаза бездействия, которой сопутствуетглубокая депрессия;

2) фаза занятия, на которой инвалид включается в деятельностьс целью отвлечься от тяжелых мыслей о своей инвалидности;

3) фаза деятельности,для которой характерно стремление реализовать свои творческие возможности;

4) фаза поведения, когда складывается характер и стиль деятельности инвалида,определяющие весь ею дальнейший жизненный путь.

Решающим моментом в социально-психологическойреабилитации является восстановление социальных позиций инвалида. Последнеесущественно зависит от установок инвалида по отношению к зрячим, труду,общественной деятельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всегозависит от того, насколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основнымусловием социально-психологической адаптации и реадаптации является включениеинвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и черезколлектив.

Именно в коллективе складывается у инвалида правильноеотношение к своему дефекту, что является решающим фактором реабилитации.

Наши рекомендации