Психологическая помощь детям и подросткам с проблемами в развитии коммуникативной сферы. (2 вопрос)

В подростковом возрасте проблемы межличностной коммуникации приобретают наибольшую значимость, так как именно в этот период жизни у человека активно формируются самооценка, самосознание, потребности, ценности цели, нормы и позиции по отношению ко всему окружающему, именно в это время активно протекает процесс социализации и социально-психологической адаптации.

Основной особенностью старшего подросткового возраста является переход от юности к взрослости, что находит отражение в формировании элементов взрослости в познавательной, личностных сферах учебной деятельности и общении подростка со взрослыми и сверстниками. В процессе межличностной коммуникации со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои коммуникативные навыки и возможности.

В современном обществе остро стоит проблема отклоняющегося поведения подростков. Для полноценного общения с подростком с отклоняющимся поведением педагог должен владеть целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в коммуникативной ситуации, оперативно выявлять индивидуальные психологические особенности подростков и социально-психологические характеристики учебной группы; научно обоснованно конструировать содержание занятий, выносить на обсуждение актуальные темы, носящие воспитательный характер; грамотно строить свою речь и т.д.

Главным инструментом педагогического общения выступает речь. Педагогическое общение должно строиться на понятном для обучающегося языке. Доступное содержание является одним из конструирующих моментов речи. Существенную роль в подлинном понимании подростками речи педагога играет истолкование, интерпретация выразительных моментов, раскрывающих тот внутренний смысл, который вкладывается говорящим преподавателем. То есть чем выразительнее речь педагога, тем более она педагогична, потому что в ней проявляется личность педагога. При этом он должен четко осознавать образовательную (обучающую, воспитывающую и развивающую) задачу, которую должна разрешить его речь [3].

Основная проблема информационного обмена состоит в выработке общего смысла, одной точки зрения и согласия по поводу различных аспектов обсуждаемой проблемы. И здесь можно выделить несколько причин неудач при обмене информацией: невнятность изложения, отсутствие логики, двусмысленность… Имеются и причины, заключенные в индивидуально психологических особенностях обучаемых: невнимательность, поспешность, нервозность, отсутствие самоорганизованности и дисциплинированности, а также связанные с особенностями взаимоотношений между преподавателем и коллективом воспитанников: отсутствие авторитета у педагога, чрезмерная авторитарность, отсутствие здоровой психологической атмосферы в учебном коллективе. Неудачи в ходе общения приводят к возникновению так называемых барьеров в коммуникации.

К наиболее распространенным барьерам в общении психологи относят: темперамент, характер и отрицательные эмоциональные состояния.

Барьер темперамента.Неосведомленность о типе темперамента партнера может разрушить начавшийся диалог, а в крайнем случае - привести к полному разрыву отношений. Один, с высокой реактивностью, вспыльчивый, может отреагировать на незначительное замечание может разразиться негодованием. Другой чувствительный, со слабым типом нервной системы, с малой реактивностью, на то же воздействие собеседника отреагирует иначе: изменится в лице, уйдет в себя, надолго затаит обиду.

Барьер характера- неспособность или нежелание посмотреть на себя глазами партнера.

Барьер отрицательных эмоций. Эмоции могут влиять на восприятие партнеров по общению. Испытывая к нему неприязнь, брезгливость, трудно рассчитывать, что удастся правильно его понять. Напротив, влюбленность, очарование собеседником часто приводит к тому, что его видят сквозь "розовые очки". Не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть серьезный барьер в общении. К таким относят страдание, гнев, отвращение, презрение, стыд, страх, вину.

Барьер страдания. Чужая радость нередко может вызвать боль и зависть, породить эгоизм или альтруизм. У детей и подростков страдание приводит к агрессивности. Подчас в горе человеку хочется побыть в одиночестве.

Барьер гневав общении рождается в ответ на неожиданные препятствия к удовлетворению актуальной потребности, на прерывание какого-то приятного занятия, на неожиданное оскорбление или незаслуженную обиду, на принуждение совершить какой-либо неприемлемый поступок.

Барьер отвращенияи брезгливости возникает как следствие негигиеничности собеседника (неопрятность, мятая грязная одежда. источаемый им неприятный запах и т.д.), его дурных манер и отсутствия самоконтроля в поведении.

Барьер презрения, как и барьер отвращения, способствует ограничению контактов с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Иногда является результатом предрассудков (расовых или национальных). Для преодоления этого барьера требуется длительное время.

Барьер страхаможет быть вызван биологическими причинами (опасения за жизнь и здоровье, страх увечья, заражения болезнью) и социальными (опасение за материальное и моральное благополучие, благоговение перед общественным статусом собеседника, угроза с его стороны, опасение наказания и т.д.).

Барьер стыда и винывозникает как чувство неуместности происходящего из-за неловкости за себя или других. стыд чаще всего охватывает человека при критике, но иногда и при неуместной похвале.

Барьер плохого настроения. Общение в плохом настроении всегда одностороннее и плохо действует на партнера, особенно не склонного к сопереживанию [4].

Коммуникативные барьеры преодолеваются:

а) установлением обратной связи;

б) развитием чувствительности у получателя информации, умения преподавателя предвидеть, какие выводы подросток может сделать из полученной информации;

в) эффективным, внимательным слушанием;

г) нормальной скоростью передачи информации (120 слов в минуту) и др.

Педагогу необходимо помнить, что взаимопонимание, особенно в процессе коммуникации с подростками с отклоняющимся развитием, повышается при помощи уточнения, перефразирования, резюмирования…

Таким образом, педагогу, работающему с подростками с отклоняющимся поведением, необходимо помнить, что межличностный характер педагогического общения проявляется в том, что в нем главную роль играют компоненты, связанные с личностными смыслами, состояниями, переживаниями, когда каждый участвующий в общении воспринимает друг друга в качестве уникальной и неповторимой индивидуальности, когда общение выступает самоценностью

Поэтому мы считаем, что задача современного педагога и психолога - помочь подростку преодолеть имеющиеся барьеры в общении и почувствовать радость от участия в процессе коммуникации, обеспечить благоприятные условия для развития из взрослости и вхождения во взрослую жизнь.

«Зеркало молчащее и говорящее»

Ведущий вызывает добровольца. Он садится на стул спиной к группе.

Задача – участник должен по отражению в «зеркале», точнее в двух «зеркалах», определить, кто из участников группы подошел к нему сзади. «Молчащее» сможет объяснять тебе, кто находится за твоей спиной только с помощью мимики и жестов. Второе – «говорящее». Оно будет объяснять, что это за человек, конечно, не называя его имени. Выбери из группы, кто будет «молчащим» и «говорящим» зеркалами.

Отражение зеркалами происходит по очереди. Сначала «молчащее». Если не угадал – «говорящее». Произносит только ОДНУ фразу. И т.д. Не стоит акцентироваться на чисто внешних особенностях людей. «Говорящему» это разрешается только с третьей фразы. Нельзя ссылаться на воспоминания!

Обсуждение:

  • Кому потребовалось меньше всего зеркальных «отражений»?
  • В чем секрет такой прозорливости?
  • Кто оказался самым талантливым «зеркалом»? Что ему помогло?
  • Кто удивлен тем, как был отражен зеркалом?
  • Что вы почувствовали, когда увидели свое отражение?

______________________________________________________________

Испорченный телефон»

Показать значимость полного понимания услышанного в процессе общения.

Вариант 1. Все (или несколько человек) выходит из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно любое предложение из книги, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый входящий выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.

Вариант 2. Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картина, рассмотрев которую, он словесно описывает её следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший предлагает (не видя картины) следующему услышанное описание.

По завершении упражнения картина представляется всем участникам.

Выводы. Почему искажен смысл? Как это происходило? «Слушать и слышать – не совсем одно и то же», «Видеть и понимать – не совсем одно и то же».

Наши рекомендации