Социально-педагогические технологии работы с осужденными в учрежд.исправления и наказания.

Пенитенциарный – относ-ся к наказанию,преимущественно уголовному. В сфере деятельности социального педагога различают такую специализацию, как СП – исправительного учреждения.

Частным случаем в деятельности СП является работа с осужденными детьми и подростками в исправительном учреждении.

Подход к преступности как к социально – негативному явлению предполагает соответствующую стратегию борьбы, которая включает развитие системы профилактики преступного поведения и системы наказания за противоправное поведение (пенитенциарной системы).

Профилактическая деятельность распространяется, прежде всего, на подростков, совершивших преступление или правонарушение. Работу с осужденными необх начинать с профилак.меропри-й,осуществл-х непосред.с момента применения к подозрев-му обвинения,подсудимому в качестве меры принуждения закл-я под стражу.Профил.д-ть распрост на подростков,совершив преступл. Ювенальная юстиция-система правов норм и институтов,обеспеч-х защиту прав и интересов н/л, где реб-к выступает в качестве субъекта права. Исправит учреждениями явл. исправ.колонии, воспит.колонии, тюрьмы,лечеб.исправит.учреждения.Н/л отбыв. Наказание в восп.колониях до достиж.ими возраста 21 г.

Глав.цель-исправл.людей,соверш-х прест-е,Осущест-ся отраслью соц.пед,занимающ.пробл.воспит-я осужденных в местах лишения свободы.Иправление – формиров.у осужденного уважит.отнош-я к чел-ку,обществу,труду,нормам,правилам,трад-ям чел.общеж-я,стимулир-е правопослуш.поведения. Явл-ся важн.соц-пед категорией. Важна концентрация усилий,оптимизация д-ти субъектов восп.работы=>необх.разработка соц-пед.технологий.Становл.и развит пед.деят-ти в исправит.учрежд-ях обуслов.обществ потребн-ю. Технологич.цепочка исправления должна замыкаться на правопослуш.повед-е

Осн.звенья сост-т из процесса воспит-я правопослуш.повед-я.Составляющие звенья технологич.цепи-ср-ва восп.процесса(метер.объекты,предназ.для процесса восп-я)Воспит.работа с осужд-ми к лишен.свободы – дейст-я админ-и исправ.учр-я,образов,культ,иных орг-й,формир-е правопросл.повед.осужденных на основе соц-пед системы,обеспеч-ей исправл-е нравст,трудов,правовым и иныминаправл-ми,повышением культ.и образ.уровня.Конкрет.содержан.определ-ся только практич.деят-ю.Стимулирующие соц-пед технологии – стимул-е исходя из осозн-х потреб-й осужденных (учет мотивации, желаний,стремлений) + создан.возможн-й для реализ.потреб.и желаний осужд-х (облегченные усл-я содерж-я,досрочн. освобожд)

МУ Центр защиты пав несовершеннолетн. «ДУША» Основные направления деятельности:

• осуществление программ помощи несовершеннолетним, имеющим опыт употребления психо-активных веществ;

• формирование здорового образа жизни.

МЕТОДИКА РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Социальный педагог в школе - это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях.

Школьный социальный педагог:

- изучает психологические и возрастные особенности ребенка, мир его интересов, круг общения, условия жизни, позитивные и негативные влияния микросоциума; выявляет причины и характер социально-педагогических проблем, т.е. ставит свое образный «социально-педагогический диагноз» (диагностическая функция);

- организует различные виды социально значимой деятельности, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, организует деятельность подростковых и молодежных объединений в социуме, организует профессиональное взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, участвующих в социально-педагогической работе (организаторская функция);

- учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические, психологические, экономические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний на развитие личности (профилактическая функция);

- обеспечивает реализацию системы правовой защиты, социально-педагогической поддержки ребенка и семьи (правозащитная, реабилитационная функции).

В своей практической деятельности школьный социальный педагог выполняет различные социальные роли.

Социальный педагог - это прежде всего посредник между ребенком, семьей и школой, различными социальными служба ми, организациями и учреждениями, призванными заботиться о детях.

Социальный педагог не сторонний наблюдатель, он - участник совместной деятельности детей, родителей, педагогического коллектива школы. Находясь в статусе штатного работника общеобразовательного учреждения, социальный педагог выступает его полномочным представителем в социуме.

В соответствии с квалификационной характеристикой в обязанности школьного социального педагога входит:

- содействие в формировании гуманных отношений в образовательном учреждении;

- организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;

- оказание профессионального содействия детям и их семьям по своевременному выявлению и разрешению конфликтных, социально сложных ситуаций;

- представление и защита интересов детей, их семей во взаимоотношениях с различными государственными, общественными структурами;

- проведение работы только в рамках своей компетентности

- качественное выполнение своих функций.

Социальный педагог имеет следующие права:

- представлять и защищать интересы детей в органах законодательной и исполнительной власти;

- собирать информацию, связанную с детскими проблемами, вопросами семейного воспитания, проводить социологические опросы, диагностические обследования;

- делать официальные запросы в общественные организации, государственные учреждения с просьбой о решении тех или иных вопросов, связанных со сферой деятельности социального педагога;

- вести активную работу по изучению опыта семейного воспитания.

Важным вопросом в социально-педагогической практике является оценка деятельности школьного социального педагога, определение основных критериев эффективности ею работы. Можно выделить следующие критерии эффективности:

- оценка изменения социально-психологической обстановки в школе, социуме по сравнению с первоначальным периодом работы социального педагога;

- анализ социально-педагогической проблем детей за прошедший год и результатов их решения;

- динамика изменений в отношениях детей, подростков, их родителей к базовым социальным ценностям;

- динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в школе, по месту жительства;

- динамика изменений в отношениях детей, родителей к социально-педагогической деятельности школьного социального педагога;

- изменение уровня профессионального роста социально го педагога как специалиста.

Обязательными являются следующие документы: социально-педагогическая характеристика детского коллектива школы, микрорайона; медико-психолого-педагогические характеристики детей (они относятся к числу документов для внутреннего пользования и не подлежат широкой огласке); перспективный план работы на год, утвержденный руководством школы.

Составлению планов работы предшествует социально-педагогическое исследование микрорайона школы, Оно является информационной основой профессиональной деятельности школьного социального педагога. Социально-педагогический паспорт микрорайона школы может включать в себя следующие аспекты:

- материальная база жилого массива микрорайона школы (спортивная, техническая, культурно-просветительская и т.п.), возможности ее использования для организации внеучебного времени детей и подростков;

- центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их стихийного группирования;

- возможные очаги негативного влияния на них;

- взрослое население и окружение микрорайона (возрастной, социальный, профессиональный, национальный состав жителей);

- состав семей микрорайона (структура семей, воспитательный потенциал; образовательный, культурный и нравственный уровень);

- детское население микрорайона (общее число детей и подростков; количество несовершеннолетних, входящих в группу риска).

Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы. Можно выделить следующие основные направления работы:

- изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;

- выявление детей группы риска;

- осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения;

- осуществление правового просвещения учащихся;

- разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся;

- взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;

- взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся;

- профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

- взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями;

- участие в работе педагогических советов и методических объединений.

Остановимся подробнее на некоторых направлениях и фор мах работы школьного социального педагога.

Основные этапы практической деятельности школьного социального педагога.

Первый этап - подготовительный, введение в курс дела: знакомство с учащимися, их семьями; установление профессиональных контактов с практическим психологом, всеми сотрудника ми школы; проведение первичной социально-педагогической диагностики микрорайона; изучение обращений учащихся, родителей, учителей к социальному педагогу; определение форм сотрудничества с соответствующими социальными учреждениями и организациями.

Второй этап — организационный: сбор и анализ профессионально значимой информации; определение социально-педагогического потенциала сотрудников школы, микросоциума; дифференциация проблем, определение приоритетов в создании системы работы; обеспечение координации в работе социальных институтов микрорайона; формирование актива добровольных помощников; организация и реализация системы социально-правовой за щиты учащихся, социально-педагогической поддержки семьи; ведение необходимой документации; составление перспективного плана работы на основе анализа результатов первого этапа.

Третий этап: совершенствование компонентов профессиональной деятельности (диагностического, консультативного, правозащитного и т.д.); активное участие в работе методического объединения социальных педагогов округа, города, изучение и анализ опыта коллег, повышение собственной квалификации.

Наши рекомендации