IV. Библиотечное обслуживание.
Характеристика организационной структуры и
системы обслуживания пользователей библиотек
Библиотека – это сокровищница национальных и общечеловеческих ценностей.
Принципы библиотечного обслуживания – это исходные, обоснованные жизнью положения, которые выделяют требования к содержанию, форме, организации и методике обслуживания. Принципы обусловлены задачами библиотечного обслуживания, с одной стороны и закономерностями формирования личности и другой. Знание принципов необходимо библиотекарю для правильного выбора методов и форм библиотечного обслуживания.
1. Принцип гуманизма предусматривает качественное обслуживание каждого человека, несмотря на его национальность и т.д.
2. Принцип гуманистичной направленности проявляется при обслуживании читателей в соответствии с их потребностями и запросами, особенно связанными с профессиональным уточнением и жизненным циклом человека, с основными сферами его деятельности.
3. Принцип демократичности проявляется в предоставлении разным слоям общества равных прав пользования библиотечными фондами, обеспечение населения гарантированным минимум бесплатных услуг, создание условий свободного выбора необходимых источников информации и форм обслуживания.
4. Принцип разновидности организационных форм библиотечного обслуживания обусловлен конкретными обстоятельствами, региональными факторами, ресурсными возможностями, особенностями хозяйственного механизма.
5. Дифференцированный подход к обслуживанию, предусматривает необходимость специфических форм и методов обслуживания читательских групп: детей, учащихся, молодежи, инвалидов, социально незащищенных лиц и т.д.
6. Поддерживание и признание суверенитета читателя реализуется через предоставление ему свободы выбора документов, широкого доступа к любой информации.
Основной целью деятельности библиотеки является создание реальных возможностей для профессионального и творческого развития личности читателя; содействие научно-техническому и социальному прогрессу общества через передачу объективной информации, отображая всю разновидность явления и действий. Осуществление этой цели зависит от многих причин.
Теоретические и методические аспекты изучения
читателей
В методологических принципах изучения читателей отображаются исходные требования к исследованию, стратегия научного поиска в отрасли социологического осмысления сущности чтения.
1. Принцип научной объективности. Требует от социолога последовательности и неукоснительного выполнения научной технологии нахождения социологических знаний, объективного анализа получения информации.
2. Принцип системно-структурного подхода предусматривает анализ внешних связей и влияет на него. Необходимо выявить все существующие стороны, все элементы с которых он составляется, а также нужно выделить все связи между ними.
3. Принцип историзма требует изучать чтение и читателей с учетом конкретной исторической ситуации, в развитии, в соотношении к социальным условиям, учитывать неизбежные изменения в читательской психологии, соблюдать перенимальность между наблюдением и выводами разных времен.
Цель исследования направлена на анализ проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. В задачах выделяются основные и неосновные требования к анализу проблемы. (Пример: выяснить, как можно остановить массовый уход читателей из библиотеки)
Программа исследования – теоретический документ, который должен соответствовать ряду необходимых требований.
Программа социологического исследования включает следующие основные элементы:
Методический раздел
1. Определение проблемы, объекта и предмета исследования;
2. Выделение целей и задач исследования;
3. Интерпретация основных понятий;
4. Системный анализ объекта исследований;
5. Создание рабочих гипотез.
Процедурный раздел
6. Принципиальный (стратегический) план исследования
7. Обсуждение системы выбора единиц наблюдения
8. Перечисленные основных процедур сбора и анализа данных