Библиотечное обслуживание удаленного пользователя: опыт российских и зарубежных библиотек

— Понятие «удаленный пользователь».

— Основные услуги, предоставляемые библиотеками России и других стран удаленному пользователю (ЭДД, ДД и др.).

Термин «удаленный пользователь» появился сравнительно недавно. Так в профессиональной зарубежной печати стали называть пользователя, который получал услуги библиотеки с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий, что позволяло ему находиться вне библиотеки, вдали от ее стен.

Первые попытки обслуживания удаленных пользователей связаны с появлением в библиотеках электронной

Часть 3

почты. Наибольшее развитие этот способ обслуживания получил в США, где он практикуется с 1980-х гг. Сейчас библиотечное обслуживание удаленного пользователя широко распространено в Финляндии, Нидерландах и других странах. В Англии сорок публичных библиотек создали единую справочную службу «Спроси у библиотекаря», которая работает с удаленным пользователем.

Сегодня доля удаленных пользователей среди читателей библиотек постоянно возрастает.

В мировом профессиональном сообществе разработаны достаточно подробные рекомендации по библиотечному обслуживанию удаленных пользователей95.

Увеличению числа удаленных пользователей в России, так же, как и везде, способствует развитие информационных технологий в библиотеках.

Как известно, первые компьютеры в библиотеках России появились в начале 1990-х гг., тогда как в США — в конце 1970-х гг. Сегодня компьютеризировано только 4% российских библиотек, однако их число быстро увеличивается. Появление компьютера в библиотеке, по сути дела, образовало необходимую платформу, на которой строится и развивается сегодня вся библиотечная работа.

Сейчас компьютер широко используется во всех традиционных библиотечных процессах (комплектовании, каталогизации и др.), том числе и в библиотечном обслуживании.

Другое важное событие, послужившее новым толчком к развитию форм библиотечного обслуживания, — создание и привнесение в библиотечную жизнь компакт-дисков — CD-ROM.

Их стремительное внедрение в практику библиотек всех видов способствовало созданию необходимых для пользователей баз данных: на CD-ROM стали выпускать каталоги, библиографические указатели, словари, энциклопедии.

Публичные библиотеки в век цифровой информации. Рекомендации проекта PULMAN. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 409 с.

Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия

К концу 1990-х гг. библиотеки России вплотную подошли к созданию собственных электронных библиотек, в том числе и на CD-ROM, что было очень привлекательно для пользователей.

Однако вскоре стало ясно, что обслуживание пользователей в режиме технологий «офлайн», в том числе и с помощью CD-ROM, становится бесперспективным из-за ограничений емкости, скорости доступа и сложности актуализации содержания по сравнению с возможностями Интернета, который вошел в жизнь библиотек.

В течение последних десяти лет (1995-2004) к Интернету в России были подключены тысячи библиотек разных типов. Этому способствовало не только государство, но и различные благотворительные организации и фонды, например, фонд Сороса «Открытое Общество», благодаря которому к Интернету были подключены библиотеки университетов Дальнего Востока, а также фонд «Открытая Россия», способствующий подключению к сети Интернет сельских школ и школьных библиотек.

Широкое использование Интернета позволяет на деле осуществить принцип общедоступности информации (хотя и породило много новых проблем); он открыл невиданные ранее возможности получения знаний для широких кругов пользователей, специалистов, аспирантов и студентов. Использование ресурсов Интернета позволяет решать различные социально-значимые проблемы пользователей.

Самое важное, что принес Интернет библиотекам — это то, что он поставил их в новую информационную ситуацию, когда пользователь библиотеки может обслуживаться вне ее стен. Возникла новая категория читателя (пользователя) — онлайновый (виртуальный), или удаленный пользователь.

В последние годы в зарубежной библиотечной среде, особенно в США, стали создаваться и «смежные» с Интернетом сети, это «Internet-2», собирающий собственный сетевой ресурс науки и образования 34 университетов страны.

Часть 3

и так называемый Интернет следующего поколения (Next Generation Internet — NGI), который базируется на новейших данных в области коммуникаций. Эта сеть объединила более 100 научных учреждений и вычислительных центров США. Эти и другие сети значительно расширяют возможности пользователей.

За последние годы активно формировался и русский сегмент Интернета — Рунет, возникший в 1994 г. В его создании большую роль сыграли русские эмигранты, живущие в США, Европе. Особенность Рунета в том, что в нем широко представлены литературные сайты.

В России почти одновременно с Интернетом стали возникать «электронные библиотеки» («цифровая библиотека», «виртуальная библиотека»).

Понятие «электронная библиотека» еще не сложилось. Исследователи спорят о том, являются ли электронные библиотеки частью фонда (или самостоятельным подразделением) или под электронной библиотекой надо понимать лишь новый элемент информационных технологий96. Однако ясно, что электронные библиотеки, так же, как и Интернет, существенно расширяют спектр библиотечного обслуживания и предоставляют пользователям небывалые услуги.

Наряду с термином «электронная библиотека» иногда используется термин «гибридная библиотека». Исследователи называют гибридной библиотекой такую, которая связывает традиционные источники и виртуальные ресурсы, обеспечивая читателю информацию, где бы она ни находилась.

Задача формирования электронных библиотек нашла свое место в Федеральной целевой программе «Электронная Россия», которая в последние годы реализуется в России.

Основные цели этой программы — создание условий для развития демократии, повышение эффективности функцио-

96Çåìñêîâ À.È., Øðàéáåðã ß.Ë. Ýëåêòðîííûå áèáëèîòåêè: Ó÷åáíîå ïîñîáèå. — Ì, 2001. —89 ñ.

Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия

нирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения информационных и коммуникационных технологий и т. п. Определенное место в этой программе занимают и библиотеки, получившие на развитие коммуникационной инфраструктуры, модернизацию технической базы, оцифровку фонда значительные средства из государственного бюджета. В рамках этой программы создается электронная энциклопедия «Русские в Космосе»; осуществляется проект Российской государственной библиотеки «Электронная книга в Интернете», предполагающий выставить в Интернете 1 млн 200 тыс. книг на двухстах языках.

На средства Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) создана Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», а на средства Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) — Научная электронная библиотека, включающая 3700 наименований журналов и около 210 000 выпусков.

Другой крупной программой, где определенное место занимают библиотеки, является целевая научно-техническая программа Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации. В рамках этой программы осуществляется несколько библиотечных проектов: например, ведется разработка Российского сводного каталога по научно-технической литературе и разработка типовых элементов электронных библиотек государственной системы научно-технической информации. Среди участников этих проектов-ГПНТБ, БЕН РАН, БАН, НБ МГХ ВИНИТИ, ЦНСХБ, ряд университетских и областных библиотек страны.

В 2001 г. в России была представлена новая программа по автоматизации библиотек страны «Либнет 2002-2005». В этом же году две национальные библиотеки России — РГБ и РНБ — организовали Национальный информационно-библиотечный центр ЛИБНЕТ, цель которого - создание единого Сводного электронного каталога, что представляет огромную ценность для потребителя информации.

Часть 3

Мобильная связь сегодня только входит в обиход библиотек. Пока она весьма дорога. Но там, где нет возможности применения проводной связи, в труднодоступных и удаленных районах активно используется мобильная связь при библиотечном обслуживании. Некоторые ученые видят перспективу в слиянии мобильной телефонии и Интернета, что будет способствовать расширению объема и улучшению качества предоставляемых услуг, включая высокоскоростную связь и работу с видео- и мультимедиа.

Следует сказать, что сегодня многие библиотеки, прежде всего, публичные создают в своей структуре центры мультимедиа, где читатель может взять на дом CD-ROM, поработать на компьютере, выйти в Интернет. Кроме утилитарной пользы эти отделы способствуют также привлечению в библиотеку нового, прежде всего, молодого пользователя библиотеки.

Владение новыми технологиями позволяет библиотекам строить библиотечное обслуживание своих пользователей более целенаправленно, становясь информационными центрами в различных областях деятельности. Так, на сегодняшний день, для публичных библиотек это, например право (см. раздел 2).

Активное внедрение электронных технологий в процессы библиотечного обслуживания привело к модернизации традиционных форм и методов предоставления информации и к появлению новых информационных услуг.

Особенно заметны перемены, обусловленные применением электронных технологий, на примере функционирования такой традиционной формы (службы) библиотечного обслуживания, как межбиблиотечный абонемент (МБА).

Уже в начале 1990-х гг. западные исследователи (британские, американские) заметили изменение природы МБА: не подлежащие возврату копии стали выдаваться чаще, чем оригиналы. Было предложено заменить термин «interlibrary

Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия

loan» на «document delivery», то есть «доставка документа» (ДД). Сейчас в зарубежной профессиональной печати используются оба эти термина.

МБА везде становится весьма важной частью библиотечного обслуживания, так как обеспечивает главную задачу сегодняшнего дня — оперативный доступ к информации. Современные, модифицированные службы МБА осваивают электронную доставку документов (ЭДД). ЭДД перестала быть экзотикой и предметом дискуссий, в настоящее время она осуществляется практически всеми крупными библиотеками (ВГБИЛ, РНБ, РГБ, ГПНТБ, ГПИБ и др.) Сегодня ЭДД является основной услугой, предоставляемой удаленному пользователю.

Следует сказать, что успешное функционирование современной службы МБА предполагает наличие системы поиска по электронным каталогам библиотек, единую форму бланка-заказа в электронном виде, связь ее с электронными каталогами, а также информацию на сайтах библиотек о работе МБА. Пока в России процесс развития МБА И ЭДД идет параллельно с разработкой технологии корпоративной каталогизации и созданием национального сводного электронного каталога.

За рубежом быстро распространяется такая новая форма ДД, как доступ без посредника. Она предполагает непосредственное обращение конечного пользователя к электронным ресурсам; пользователь может обратиться в соответствующую автоматизированную базу данных и без посредничества библиотеки получить полный тест необходимого материала, как правило, в электронной форме, на свой персональный компьютер; библиотекарь здесь выступает как менеджер. Особенно активно эта форма библиотечного обслуживания используется в университетских библиотеках. Практический опыт в использовании этой технологии накоплен уже Техасским университетом (США), Сиднейским университетом (Австралия), Университетом МакДжилл (Канада) и др.

Часть 3

В 2000 г. приняты рекомендации ИФЛА по вопросам использования технологии МБА/ДД.

Значительные перспективы библиотечного обслуживания удаленного пользователя открываются в связи с прогнозируемым слиянием сотовой связи с компьютерными и информационными технологиями, при котором возникнет, как предполагается, эффект «шлюза» между Интернетом и сетями мобильной связи. Практически это обозначает, что ответ на запрос по телефону будет тут же появляться на экране компьютера абонента, находящегося вне библиотеки.

Зарубежные исследователи прогнозируют также появление в скором времени технологически развитых форм индивидуального библиотечного обслуживания посредством магнитных карт (swipe cards) или смарткарт (smartsards).

С их помощью читатель публичной библиотеки получит доступ к персональным файлам на библиотечном компьютере. Читатель сможет получить также удаленный доступ к каталогам библиотеки. Конечно, как подчеркивают авторы этих прогнозов, все эти разработки применимы при том условии, что компьютеры будут оснащены средствами опознавания личности пользователя.

Аутентификация может потребоваться при предоставлении удаленного доступа к библиотечному веб-сайту, при контроле доступа к ограниченным ресурсам, при гарантии конфиденциальности для пользователей электронной почтой и др.

Разумеется, при организации библиотечного обслуживания все больше библиотек могут использовать спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т. п. Включение этих технологий придает новое звучание таким традиционным формам, как конференции, литературные вечера, устные журналы и т. п.

Электронный путеводитель по библиотеке сделает возможным посещение любой, даже весьма удаленной от читателя библиотеки — в другом городе, другой стране.

Новые технологии открывают весьма оптимистические перспективы для читателей с так называемыми «особыми

Технология и организация библиотечного обслуживания: основные положения и понятия

потребностями», например инвалидов по зрению: уже существуют аппараты, которые переводят текст, даже текст, записанный по методу Брайля, в устную речь, причем возможен синхронный перевод на разные языки. Такие аппараты активно используются в библиотеках Америки, Германии. Становятся все более доступными и особые компьютеры для слепых и слабовидящих, они также используются в библиотеках.

Применение новых технологий делает значительно более комфортным для читателя пользование и самой библиотекой: электронная запись в библиотеку, электронная регистрация выдаваемых и сданных книг, единый читательский билет, позволяющий пользователю сдать взятую им книгу в любую библиотеку города, весьма удобны.

Владение значительным структурированным объемом информации и открывшаяся благодаря новым технологиям возможность ее оперативной передачи делает библиотеку желанным партнером для средств массовой коммуникации (как печатных, так и телевизионных), а также других учреждений культуры, образования, общественных организаций, коммерческих структур и отдельных предпринимателей. Организация беспрепятственного, комфортного доступа к информации резко повышает социальный статус библиотеки, делает ее непременным участником всех значимых событий.

Таким образом, основной задачей библиотеки становится организация многоуровнего информационного пространства.

Сегодня библиотека может предоставить и библиографическую, и фактографическую, и полнотекстовую информацию.

Эффективное использование всех имеющихся ресурсов, создание распределенных гибридных библиотек позволит осуществить переход от одной формы информационной культуры к другой. Это и есть социальный вклад библиотеки в будущее, позволяющий ей остаться одним из важнейших институтов общества.

Заключение

Наши рекомендации