Библиотечное обслуживание как средство социализации личности. Правовая социализация

Социализация – это процесс поэтапного включения и усвоения личностью образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования в обществе. Результатом этого процесса является формирование личности, занимающей определенную позицию в многообразных социальных отношениях.

Правовая социализация – это правомерное поведение, обусловленное личностными особенностями и заменяющее внешние санкции внутренним контролем, в отличие от правомерного поведения по принуждению. Правовая социализация заключается в усвоении правовой культуры данного общества, освоении правовой действительности, поэтапном формировании правового сознания личности. Поведение людей, овладевших правовой социализацией, отличается тем, что они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества, то есть они хотят делать то, что необходимо обществу. Теория социализации личности была сформулирована XXв в. как альтернатива теории воспитания. Одним из социализирующих институтов (т. е. таких, которые могут оказать помощь личности при вхождении в общество) является библиотека.

При формировании правового государства, гражданского общества важной задачей является создание системы обеспечения свободного доступа к правовой информации для всего населения России. История создания публичных центров правовой информации (ПЦПИ) началась в 1998 г. с разработки и принятия межведомственной Программы «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек». Развитие общероссийской программы способствовало созданию региональных программ правовой информатизации, предусматривающих создание разветвленной сети центров и абонентских пунктов в органах государственной власти и местного самоуправления, библиотеках, научных и учебных заведениях.

Основными направлениями работы ПЦПИ при библиотеках являются:

·обеспечение общедоступности правовой и иной официальной информации всех уровней;

·оперативное, качественное обслуживание населения, муниципальных образований, субъектов малого предпринимательства, управленческих структур и т. п.

·формирование правовой культуры и развитие правосознания населения;

·популяризация знаний в области прав человека;

·повышение качества и изменение форм в области права.

В стране создано более тысячи центров правовой информации, большинство из которых являются структурными подразделениями библиотек различного уровня, от РГБ до самой обычной сельской библиотеки. Социализирующий характер деятельности ПЦПИ особенно проявляется при обслуживании социально незащищенных пользователей (мигрантов, инвалидов, пенсионеров и др.), а также юношества[23, с. 14].

Библиотечное обслуживание пользователей с особыми потребностями

Дети и юношество

Новые условия жизни в начале XXI в. – социальные, трудовые, экономические – потребовали от людей высокой степени приспособляемости. Войны, вооруженные конфликты привели к миграции, смешению различных культур, к повышению уровня агрессивности в обществе. Важнейшим инструментом, смягчающим все эти негативные обстоятельства, является информация.

Информированный человек лучше понимает мир, в котором живет, и свое место в нем, в связи с этим изменилось отношение к качеству чтения, особенно к чтению«детей с особыми потребностями». Взаимоотношения детского и взрослого миров подверглись переоценке. Предпочтение было отдано гуманному, свободному, ненасильственному воспитанию. Специалисты, причастные к процессу воспитания, осознали, что сегодняшние дети зачастую лучше ориентируются в некоторых проблемах резко изменившегося мира(особенно в мире электронных коммуникаций), но им необходима психологическая и информационная помощь в адаптации к реальной жизни. В соответствии с этими переменами возникла новая концепция библиотечного обслуживания детей в России, в основу которой положено представление о детях как о самой большой ценности. С этих позиций задача библиотечного обслуживания, как индивидуального, так и массового, заключается в создании культурной среды, развивающей личность через книгу и чтение. Приоритетными направлениями деятельности детских библиотек являются: приобщение к мировым культурным ценностям, помощь в образовательном процессе, формирование информационной культуры, воспитание личности на основе учебных, развивающих программ и ресурсов Интернета.

«Концепция библиотечного обслуживания детей в России» разработана Российской государственной детской библиотекой в2001 г. Содержит основные задачи и направления библиотечного обслуживания детей.

Основные характеристики чтения современного российского юношества по многим параметрам соответствуют общей мировой ситуации и определяются общими возрастными особенностями и- по требностями, а также социально-экономическими условиями развития страны. Описание юношеского чтения осуществляется в таких терминах, как «деловое чтение» («нормативное», «обязательное»), «свободное чтение», «досуговое чтение», «реальное чтение», «желаемое чтение», «библиотечное чтение» и «внебиблиотечное», а также исследователи выделяют «стабильные» и «мобильные» моменты в чтении юношества. Среди мотивов чтения преобладают учебные «и свободные» (любимое занятие, интерес к книге, мода на книгу, отдых, расширение кругозора). Во всем мире в чтении юношества превалирует развлекательное чтение: научная фантастика, приключения, комиксы и т. д. Однако время, которое молодежь отводит для чтения, постоянно сокращается и растет время потребления мультимедиа. Мы являемся свидетелями рождения новой, некнижной цивилизации. К этому процессу наиболее интенсивно приобщается именно молодежь, юношество, что объясняется их наиболее высоким уровнем технической и компьютерной грамотности по сравнению с другими категориями пользователей библиотек. Таким образом, формируется новое телекомпьютерное поколение, в отличие от взрослого литературодоминантного. Исследователи выделяют несколько характерных моделей деятельности юношеских библиотек: «традиционная», «тематическая», «досуговый центр», «информационная», «социализирующая»[26, с.212–214].

Семейное чтение

Возрождению общества, семьи, нравственности и духовных ценностей способствует семейное чтение. Семейное чтение – это развивающая среда для всех членов семьи: у детей оно интегрирует навык речевой деятельности – слушания, говорения, письма, формирует будущего человека; родители наблюдают за духовным развитием детей и управляют им, учатся понимать своего ребенка. Старшее поколение, участвуя в семейных беседах, способствует социализации младшего поколения. Семейное чтение можно рассматривать и как основу гериатрии – профилактики старения. По мнению специалистов, преждевременное старение – это жизнь без чтения [164]. Благодаря семейному чтению взрослые повседневно воспитывают у детей потребность в книге как одной из главных ценностей в жизни человека [137].

Наши рекомендации