Личностные результаты и универсальные учебные действия
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
• осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. | • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. | • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); · Целеполагать (ставить и удерживать цели); · Планировать (составлять план своей деятельности); · Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; · Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
4.Учебно-методическое обеспечение.
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.
7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная
школа, 2003г. № 12.
8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»
// “Завуч” 2001г. № 1
12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- Интернет;
Тематическое планирование для 1 класса.
№ | Дата | Тема урока | Универсальные Учебные Действия | Форма проведения урока | Продукт проектирования | Р.Р. | ТСО |
1. | Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо исследовать и проектировать. | Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся мотивировать свой труд на уроке. Учимся задавать вопросы учителю и себе. | Урок – игра с введением диалога и беседы | Рисунок «Я -исследователь» | Ответ на вопрос «Вопрос, который я задаю себе» | -Фрагменты видеофильмов о детях и животных- малышах, которые познают мир -составление мозаики на интерактивной доске | |
Какой разнообразный окружающий мир Природы (флора и фауна) | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся наблюдать за природой и делать элементарные пометы в рабочих тетрадях по итогам наблюдений. Учимся вслушиваться и всматриваться в природу и собирать в природе материал. | Экскурсия в природу | -гербарий -интересные природные находки -фотографии и т.д. | -Стихи о разнообразии мира -пословицы и поговорки -кроссворды и викторины | Фотоаппарат видеокамера | ||
3. | Что мне интересно в окружающем мире природы. (по итогам экскурсии в природу) | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. Учимся делать элементарные записи в «Тетради исследователя - проектировщика» | Урок - диалог, | Записи в рабочей тетради | компьютер | ||
4. | Учимся наблюдать опыты за явлениями природы (погода,облака, небо, тучи, ветер, осадки и т.д.) | Учимся целеполаганию И выстраиванию задач урока Учимся наблюдать и делать пометы в черновиках по ходу наблюдений за опытами | Урок- экскурсия на метеостанцию (совместно с родителями) | Фотогра- фирование и видеосъемка | Работа с видеокамерой и фотоаппаратом | ||
5. | Опыты, опыты, опыты | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся проводить простейшие опыты и рассказывать о способах их проведения. Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования и делать элементарные записи- пометы в « Тетради исследователя» | Урок-диалог | Фоторепортаж (совместная индивидуальная работа детей и родителей) | Стихи о явлениях природы - пословицы о явлениях природы -загадки, ребусы | Видеосъемка по материалам экскурсии на метеостанцию | |
6. 7. | Проект и его обдумывание: мотивация - тема-цель- гипотеза-конечный продукт Выбираем и обдумываем наш общий проект. | Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -проект - -мотивация -тема в виде вопроса- проблемы (например, «Почему листья осенью меняют зеленый цвет и становятся разноцветными» -цель -задачи -гипотеза -конечный продукт проектирования -оформление «Ежик» Учимся слышать и слушать учителя о предлагаемом им своем годовом проекте «Рабочая тетрадь исследователя- проектировщика» и той помощи и сотрудничества, которую он ждет от учащихся и их родителей в течение учебного года. Учимся целеполаганию и выстраиванию Задач урока. Практическая работа над целью, проблемой, гипотезой, звездочкой обдумывания общего проекта | Урок- беседа Урок- практикум | Шаблон «Ежик» | Краткие записи в «Рабочей тетради» | Интерактивная доска и компьютер | |
8. | Намечаем план-схему выполнения проекта(«Звездочка обдумывания») | Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. Учимся составлять «Звездочку обдумывания» | Составление «Звездочки обдумывания» по теме выбранного проекта | Записи в «Рабочей тетради» | |||
9. | Какой разнообразный мир книг! | Учимся выбирать нужные книги по теме проекта, Учимся ориентироваться в мире книг в библиотеке. | Урок – экскурсия в школьную библиотеку | Что такое презентация. Устная презентация: «Книга, которую я предлагаю для работы над темой проекта И почему» | Рассказ « Моя любимая книга» Стихи, пословицы, загадки о книге | ||
10. | Я в мире книг Книги- помощники исследователей. | Учимся выбирать из книги нужный материал по теме проекта и делать закладки, пометы карандашом, выписки в рабочую тетрадь. | Урок- поиск | Что такое презентация. Составление Презентации о книгах, которые помогают в исследовании и проектировании На общую тему | Мини-рассказ (презентация) о книгах(книге), которые мне помогут в проектировании нашей темы | компьютер | |
11. | Возможности компьютера в добывании материалов по теме проекта | Учимся работать с Интернетом. Учимся запрашивать в Интернете материалы по теме проекта. Учимся оценивать найденную информацию по теме исследования | Урок- игра | Самооценка и взаимооценка найденных в Интернате материалов по теме исследования | компьютер | ||
12. | Обращаемся к опыту знающих людей | Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования Учимся простейшим формам оформления полученных ответов на заданные вопросы в рабочих тетрадях | Урок- интервью У приглашенного на урок знатока темы проекта | Видеосъемка и запись на мобильник и видеокамеру | Оформление полученных сведений в рабочей тетради | ||
13. | Составление технологической карты работы над проектом | Учимся обобщать полученные материалы из разных источников, Классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся составлять технологическую карту работы над проектом | Урок-конструктор | Интерактивная доска | |||
14. | От замысла к конечному продукту (Работаем над реализацией замысла проекта по технологической карте) | Учимся практическому освоению замысла и работе по технологической карте | Урок- практикум | ||||
15. | Важно: уметь защитить свой проект | Понятие о защитном слове и его значимости. Требования к защитному слову. Учимся слушать образец защитного слова. Учимся видеть и анализировать культуру устного выступления. Учимся умению и культуре задавать вопросы защищающемуся со своим проектом | Урок-эталон | Записи в рабочей тетради «Правила Защитной речи» | Компьютер Интерактивная доска | ||
16,17 | Готовим защитную речь по теме проекта | Учимся устному высказыванию по опоре и выполнению требований к защитной речи. Учимся работать в команде. | Урок-практикум Урок- тренинг | Устное монологическое коллективное высказывание -защитная речь по теме проекта | |||
18,19 | Без презентации Защитная речь бедна и бледна | Требования к компьютерной презентации. Учимся делать презентацию к составленному тексту. Учимся показывать презентацию к составленному тексту защиты проекта | Урок- практикум Урок- тренинг | Интерактивная доска | |||
20. | Защита коллективного проекта | Учимся слышать и слушать. Учимся публично выступать. Учимся представлять компьютерную презентацию. Учимся задавать вопросы и отвечать на них Учимся работать в команде | Урок- публичное выступление перед родителями и первоклассниками 1-Б класса | Презентация проекта | Монологическая речь при предъявлении защитной речи. | ||
21. | Анализ и корректировка проделанной работы над проектом | -Что такое анализ, рефлексия и корректировка своей деятельности. Учимся элементарным навыкам анализа проделанной работы по поставленным учителем вопросам Учимся делать выводы и обобщать, подводить итоги. Учимся из проделанной работы планировать дальнейшую проектно-исследовательскую деятельность | Урок- вертушка | Устные высказывания по предложенным вопросам | |||
22-30 | Мой личный проект и работа над ним совместно с учителем | Учимся под руководством учителя и самостоятельно создать свой проект на выбранную учеником тему, пройдя все этапы его создания и защиты | Уроки- практикумы и уроки -консультации | Работа в «Рабочей тетради» на всех этапах | |||
30-31 | Корректировка дополнений, внесенных учащимися и их родителями в проект учителя «Рабочая тетрадь юного исследователя- проектировщика» | Учимся коллективно обсуждать представленные материалы, всупать в диало, отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и друг друга | Проект Рабочая тетрадь юного исследователя- проектировщика для 1 класса» | Устные суждения- высказывания | |||
Мы-проектировщики | Учимся подводить итоги и систематизировать | Урок- итоговая игра | Совместное творчество | Стихи, пословицы,вопросы- ответы и т.д. | Компьютер |