Личностные результаты и универсальные учебные действия

Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
• осознавать себя ценной частью большогоразнообразного мира (природы и общества); • испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну; • формулировать самому простые правила поведения в природе; • осознавать себя гражданином России; • объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России; • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. • определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта; • составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; • работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); • в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. • предполагать, какая информация нужна; • отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выбирать основания для сравнения, классификации объектов; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты.



Должны научиться Сформированные действия
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); · Целеполагать (ставить и удерживать цели); · Планировать (составлять план своей деятельности); · Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; · Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Учебно-методическое обеспечение

Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.

4.Учебно-методическое обеспечение.

1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.

2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.

3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.

4. Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.

6. Землянская Е.Н. «Учебные проекты младших школьников» // Начальная школа, 2005г. № 9.

7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная

школа, 2003г. № 12.

8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.

9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.

10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1

11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»

// “Завуч” 2001г. № 1

12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1

13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.

14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.

15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.

16. Горячев А.В. «Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс До и После. – 2004г.

Материально-техническое обеспечение:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. интерактивная доска;
  4. Интернет;

Тематическое планирование для 1 класса.

Дата Тема урока Универсальные Учебные Действия Форма проведения урока Продукт проектирования Р.Р. ТСО
1.   Кто такие исследователи и проектировщики, что и зачем надо исследовать и проектировать. Умение слышать и слушать. Первичное умение задавать вопросы. Первичное умение вести диалог. Учимся мотивировать свой труд на уроке. Учимся задавать вопросы учителю и себе. Урок – игра с введением диалога и беседы Рисунок «Я -исследователь» Ответ на вопрос «Вопрос, который я задаю себе» -Фрагменты видеофильмов о детях и животных- малышах, которые познают мир -составление мозаики на интерактивной доске
      Какой разнообразный окружающий мир Природы (флора и фауна) Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся наблюдать за природой и делать элементарные пометы в рабочих тетрадях по итогам наблюдений. Учимся вслушиваться и всматриваться в природу и собирать в природе материал. Экскурсия в природу -гербарий -интересные природные находки -фотографии и т.д. -Стихи о разнообразии мира -пословицы и поговорки -кроссворды и викторины Фотоаппарат видеокамера
3.   Что мне интересно в окружающем мире природы. (по итогам экскурсии в природу) Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся видеть проблемы и формулировать темы и проблемы, которые меня интересуют. Учимся делать элементарные записи в «Тетради исследователя - проектировщика» Урок - диалог,   Записи в рабочей тетради компьютер
4.         Учимся наблюдать опыты за явлениями природы (погода,облака, небо, тучи, ветер, осадки и т.д.) Учимся целеполаганию И выстраиванию задач урока Учимся наблюдать и делать пометы в черновиках по ходу наблюдений за опытами Урок- экскурсия на метеостанцию (совместно с родителями) Фотогра- фирование и видеосъемка   Работа с видеокамерой и фотоаппаратом
5.   Опыты, опыты, опыты Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Учимся проводить простейшие опыты и рассказывать о способах их проведения. Учимся обдумывать проблему и темы исследования, обговаривать личную мотивацию исследования и делать элементарные записи- пометы в « Тетради исследователя» Урок-диалог Фоторепортаж (совместная индивидуальная работа детей и родителей) Стихи о явлениях природы - пословицы о явлениях природы -загадки, ребусы Видеосъемка по материалам экскурсии на метеостанцию
6.   7.       Проект и его обдумывание: мотивация - тема-цель- гипотеза-конечный продукт     Выбираем и обдумываем наш общий проект. Учимся целеполаганию и выстраиванию задач урока. Знакомимся с понятийным аппаратом проектирования: -проект - -мотивация -тема в виде вопроса- проблемы (например, «Почему листья осенью меняют зеленый цвет и становятся разноцветными» -цель -задачи -гипотеза -конечный продукт проектирования -оформление «Ежик» Учимся слышать и слушать учителя о предлагаемом им своем годовом проекте «Рабочая тетрадь исследователя- проектировщика» и той помощи и сотрудничества, которую он ждет от учащихся и их родителей в течение учебного года. Учимся целеполаганию и выстраиванию Задач урока. Практическая работа над целью, проблемой, гипотезой, звездочкой обдумывания общего проекта Урок- беседа   Урок- практикум Шаблон «Ежик» Краткие записи в «Рабочей тетради» Интерактивная доска и компьютер
8.   Намечаем план-схему выполнения проекта(«Звездочка обдумывания») Учимся мотивировать свой труд, давать себе целевую установку на урок, ставить задачи. Учимся составлять «Звездочку обдумывания»       Составление «Звездочки обдумывания» по теме выбранного проекта Записи в «Рабочей тетради»  
9.       Какой разнообразный мир книг! Учимся выбирать нужные книги по теме проекта, Учимся ориентироваться в мире книг в библиотеке. Урок – экскурсия в школьную библиотеку   Что такое презентация. Устная презентация: «Книга, которую я предлагаю для работы над темой проекта И почему» Рассказ « Моя любимая книга» Стихи, пословицы, загадки о книге  
10.   Я в мире книг Книги- помощники исследователей. Учимся выбирать из книги нужный материал по теме проекта и делать закладки, пометы карандашом, выписки в рабочую тетрадь. Урок- поиск Что такое презентация. Составление Презентации о книгах, которые помогают в исследовании и проектировании На общую тему Мини-рассказ (презентация) о книгах(книге), которые мне помогут в проектировании нашей темы компьютер
11.   Возможности компьютера в добывании материалов по теме проекта Учимся работать с Интернетом. Учимся запрашивать в Интернете материалы по теме проекта. Учимся оценивать найденную информацию по теме исследования Урок- игра   Самооценка и взаимооценка найденных в Интернате материалов по теме исследования компьютер
12.   Обращаемся к опыту знающих людей Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования Учимся простейшим формам оформления полученных ответов на заданные вопросы в рабочих тетрадях Урок- интервью У приглашенного на урок знатока темы проекта Видеосъемка и запись на мобильник и видеокамеру Оформление полученных сведений в рабочей тетради  
  13.   Составление технологической карты работы над проектом Учимся обобщать полученные материалы из разных источников, Классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся составлять технологическую карту работы над проектом Урок-конструктор   Интерактивная доска  
14.   От замысла к конечному продукту (Работаем над реализацией замысла проекта по технологической карте) Учимся практическому освоению замысла и работе по технологической карте Урок- практикум      
15.   Важно: уметь защитить свой проект Понятие о защитном слове и его значимости. Требования к защитному слову. Учимся слушать образец защитного слова. Учимся видеть и анализировать культуру устного выступления. Учимся умению и культуре задавать вопросы защищающемуся со своим проектом Урок-эталон   Записи в рабочей тетради «Правила Защитной речи» Компьютер Интерактивная доска
16,17   Готовим защитную речь по теме проекта Учимся устному высказыванию по опоре и выполнению требований к защитной речи. Учимся работать в команде. Урок-практикум Урок- тренинг   Устное монологическое коллективное высказывание -защитная речь по теме проекта  
18,19     Без презентации Защитная речь бедна и бледна Требования к компьютерной презентации. Учимся делать презентацию к составленному тексту. Учимся показывать презентацию к составленному тексту защиты проекта Урок- практикум   Урок- тренинг     Интерактивная доска
20.   Защита коллективного проекта Учимся слышать и слушать. Учимся публично выступать. Учимся представлять компьютерную презентацию. Учимся задавать вопросы и отвечать на них Учимся работать в команде Урок- публичное выступление перед родителями и первоклассниками 1-Б класса Презентация проекта Монологическая речь при предъявлении защитной речи.  
21.   Анализ и корректировка проделанной работы над проектом -Что такое анализ, рефлексия и корректировка своей деятельности. Учимся элементарным навыкам анализа проделанной работы по поставленным учителем вопросам Учимся делать выводы и обобщать, подводить итоги. Учимся из проделанной работы планировать дальнейшую проектно-исследовательскую деятельность Урок- вертушка   Устные высказывания по предложенным вопросам  
22-30   Мой личный проект и работа над ним совместно с учителем Учимся под руководством учителя и самостоятельно создать свой проект на выбранную учеником тему, пройдя все этапы его создания и защиты Уроки- практикумы и уроки -консультации   Работа в «Рабочей тетради» на всех этапах  
30-31   Корректировка дополнений, внесенных учащимися и их родителями в проект учителя «Рабочая тетрадь юного исследователя- проектировщика» Учимся коллективно обсуждать представленные материалы, всупать в диало, отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и друг друга   Проект Рабочая тетрадь юного исследователя- проектировщика для 1 класса» Устные суждения- высказывания  
  Мы-проектировщики Учимся подводить итоги и систематизировать Урок- итоговая игра Совместное творчество Стихи, пословицы,вопросы- ответы и т.д. Компьютер

Наши рекомендации