Информационное общество, его характеристики

Концепция информационного общества предполагает, что в нём информация и знания являются важнейшими ресурсами развития общества, экономики, государственного и муниципального управления. Информационным обществом можно назвать такое, в котором культура, психология, социальная жизнь и экономика формируются под воздействием компьютерной техники и электроники, а также основанных на них системах коммуникаций. Для информационного общества характерен высокий уровень автоматизации обработки информации и высокая ценность информационной деятельности в политике, государственном и муниципальном управлении, в экономике, а производственный процесс перестаёт являться основным фактором развития и изменения ценностей и приоритетов общества. В информационном обществе информация и знания способны обеспечивать создание и самовозрастание стоимостей в экономике, а также повышать эффективность государственного и муниципального управления. Для достижения успеха в информационном обществе высокую значимость имеет профессиональная и системно выстроенная деятельность по связям с общественностью (PR).

На практике оказалось, что формирующееся информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации (как это представлялось классикам), сколько новыми формами коммуникации: глобализацией средств массовой информации, распространением западной культуры по всему миру, трансформация коммуникативного опыта индивидов, в частности, связанная с необходимостью постоянной опосредованной техническими средствами коммуникации и необходимостью конструирования образа партнёра по коммуникации, расширение возможностей манипулирования сознанием в общении и в связи с этим возрастание значимости процедур обеспечения доверия информации и т.п.

В итоге все эти изменения привели к тому, что сегодня теоретики информационного общества фактически отождествляют процессы коммуникации и развития социальных структур: яркими примерами подобного подхода могут служить концепции Н. Лумана и М. Кастельса. Таким образом, существенно изменился первый параметр оценки информационного социума: не информация, а коммуникация оказывается его "смыслообразующим стержнем".

Концепция информационного общества, как и постиндустриальная доктрина, продолжает то направление европейской философии, в котором эволюцию человечества принято оценивать через уровень прогресса знания. Пик популярности концепции информационного общества был в начале 70-х годов XX века, когда стала получать всё большее признание позиция, согласно которой знания, аналогично труду в теории Карла Маркса, способны обеспечивать создание и самовозрастание стоимости в экономике. А так как информатизация, по словам Питера Дракера, является не чем иным, как быстрым замещением труда знаниями, термин «информационное общество» представлялся достаточно адекватным обозначением формирующегося нового общественного строя.

Термин «информационное общество» был введен в научный оборот в начале 60-х годов XX века фактически одновременно в США и Японии Ф.Махлупом и Т.Умесао, получившими широкую известность своими исследованиями динамики развития наукоемких производств. В 70-е и 80-е годы XX века наибольший вклад в развитие данной концепции внесли М.Порат, Й.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Катц и ряд других. В теорию информационного общества значительный вклад внесли японские исследователи: введенный Т. Умесао термин «информационное общество» получил всемирное признание после выхода в свет знаменитой книги И.Масуды и новые качества в работах Т.Сакайи. Напротив, большинство американских и европейских исследователей, начиная со второй половины 80-х годов, изучали не столько роль и значение информации, сколько знаний, что породило целый спектр новых определений современного общества, среди которых такие, как “knowledge society” («общество знаний»), “knowledgeable society” («хорошо осведомлённое общество») и т.п.

Теория информационного общества существенно обогатила представления о современном этапе общественного прогресса, однако большая часть предложенных в ее рамках тезисов носила весьма частный характер. Наибольшим значением, по-видимому, обладает проведенный ее сторонниками анализ роли информации в хозяйственном развитии западных стран. Результатом его стала трактовка информации как специфического ресурса, не обладающего большинством характеристик, свойственных традиционным факторам производства. Среди прочего было отмечено, что распространение информации тождественно ее самовозрастанию, что исключает применение к этому феномену понятия редкости, а её потребление не вызывает её исчерпаемости как производственного ресурса. Таким образом, сторонники теории информационного общества пришли к утверждению о том, что «в современной экономике редкость ресурсов заменена на их распространенность». Эта формула получила впоследствии широкое признание и нашла свое подтверждение в хозяйственной практике 80-х и 90-х годов.

Таким образом, сторонники теории информационного общества в отличие от сторонников теории постиндустриального общества вполне осознанно обратились к исследованию более частных проблем. Недостатком концепции информационного общества является полный отказ от анализа предшествующих стадий социальной эволюции, фактическое противопоставление информационного общества всем другим известным формам хозяйственной организации. Концепция информационного общества в то же время может и должна рассматриваться как составная часть постиндустриальной теории. В контексте постиндустриальной методологии многие конкретные тезисы, предложенные в ходе исследования информационного общества, способны углубить наши представления о современном мире.

Изменение системы ценностей и приоритетов в информационном обществе можно показать на таких примерах.

1. Деятельность международных и региональных бирж ценных бумаг. На этих биржах заключаются сделки по купле и продаже ценных бумаг в зависимости от складывающейся конъюнктуры их рынков. Эта конъюнктура существенно зависит не столько от объёмов производства товаров или представления услуг компаний, чьи ценные бумаги представлены на этих биржах, сколько от стоимости их нематериальных активов, т.е. товарных знаков, брендов и репутаций, а также от происходящих в мире событий. Сделки на таких биржах совершаются в течение нескольких секунд, потому что скорость их совершения определяет возможные объёмы прибылей участников сделок. Работа современных бирж такого типа была бы невозможна без их оснащения сетями компьютерной и телефонной и иных видов связи, базами данных и соответствующим программным обеспечением. Кроме того, именно на таких биржах в современном обществе устанавливается реальная стоимость нематериальных активов компаний, на них такие активы нередко являются предпочтительными товарами.

2. Прогнозы в сельском хозяйстве и изучение конъюнктуры рынков. В США примерно 3% граждан заняты в сельскохозяйственном производстве, что даёт возможность полного обеспечения страны продовольственными товарами, а 50% сельскохозяйственной продукции поставлять на экспорт. Но такой результат был бы невозможен без постоянной информационной деятельности по поддержке производителей сельскохозяйственной продукции со стороны государства. В частности, Министерство сельского хозяйства США имеет в штате около 20000 сотрудников, заняты они, в основном, анализом рынков и прогнозированием конъюнктуры цен на сельскохозяйственную продукцию. Прогнозирование осуществляется сложными, многомерными методами. Эти прогнозы нередко бесплатно раздаются фермерам, а в них включаются рекомендации по посадкам тех или иных культур на их конкретных участках с прогнозами объёмов возможных продаж и доходов фермеров. Фермеры, как правило, следуют рекомендациям Министерства сельского хозяйства США, а потому и правительство стремится реализовать его прогнозы с помощью мер регулирования внутренних рынков, продвижения экспортных товаров на внешние рынки, а также лоббирования необходимых решений в органах законодательной власти. В результате в сельском хозяйстве США создаётся предсказуемая и достаточно стабильная ситуация, отрасль успешно развивается. Эти успехи во многом определяются постоянной заботой государства о развитии нематериальных активов сельскохозяйственных производителей. В результате прогнозирование обеспечивает стабильность развития в условиях постоянных изменений и даже кризисов.

3. Культура сообщений по электронной почте и SMS во многом основывается на нормах, которые были приняты при написании традиционных писем на бумаге. Но развитие современных систем коммуникаций резко снизило во всём мире объёмы пересылаемой обычной бумажной почты, повысив объёмы электронных сообщений. При этом этикет таких сообщений напоминает этикет бумажных писем, потому что его нормы формировались многие столетия и являются знаковыми для тех, кто таким образом устанавливает коммуникацию. При правильном применении норм этикета электронные сообщения лучше распознаются их получателями, позволяют точнее оценивать эмоциональное состояние их отправителей и т.п. В последний период этот этикет существенно меняется: в стремлении быстрее написать сообщения их авторы часто не соблюдают ни общепринятых норм обращения друг к другу, ни правил орфографии и пунктуации. Наиболее часто такое явление наблюдается в молодёжной среде. В результате нередко затрудняется коммуникация даже хорошо знакомых друг с другом индивидов.

4. Знания и информация об обществе важны для проведения в обществе эффективных реформ. Попытки в России копировать нормы законодательства, которые ранее привели к успеху в других странах, не приводят к успехам реформ. Решающим фактором такого успеха становится объективное изучение особенностей объекта реформирования и адаптация желаемых норм и правил к ним. В частности, нормы законодательства, принятые без учёта особенностей российской коррупции, исполняются не в соответствии с декларируемыми целями и задачами реформ, а потому не могут привести к их успеху. Следовательно, информационное обеспечение проводимых органами государственного управления реформ является решающей для достижения их успеха.

5. Изменение профессиональной культуры. В профессиональном сообществе хирургов с недавнего периода принято постоянно повышать свою квалификацию, участвуя в семинарах и конференциях, на которых все доклады сопровождаются компьютерными презентациями проведённых операций. Без таких компьютерных презентаций доклады не ставятся на семинары и конференции. В результате хирурги вынуждены осваивать технологии компьютерных презентаций, которые ещё сравнительно недавно им были совершенно не нужны.

В современных гуманитарных исследованиях всё шире применяются методы прикладной статистики. В частности, современные психологические исследования уже практически просто невозможны без анализа данных методами не только описательной статистики, но и многомерной. Методы многомерной статистики, в частности, позволяют более глубоко исследовать когнитивную сферу человека, делать более обоснованные выводы об особенностях и закономерностях развития его интеллекта и познавательных способностей.

6. Использование нематериальных активов в экономической деятельности нередко порождает манипуляции сознанием потребителей и других участников рынков. Такие манипуляции характерны для деятельности игроков на современных биржах ценных бумаг. Такой манипуляцией, скорее всего, является технология так называемого «25 кадра», когда в киноплёнку при показе кинофильма вставляется дополнительный кадр с рекламой после каждых 24 обычных. Долгое время считалось, что так реклама воспринимается максимально некритично зрителями фильма, а потому лучше действует. На такой технологии основаны некоторые методики изучения иностранных языков. Но недавние исследования, проведённые более или менее объективными методами, показали, что технология «25 кадра» действует не на всех зрителей, что много значит предварительная установка, культурные стереотипы и т.п. В целом, воздействие технологии «25 кадра» по своей эффективности мало отличается от случайного. Поэтому изучение иностранных языков по такой технологии, скорее всего, является манипуляцией.

Наши рекомендации