Понятие и основные характеристики социальной организации.

Социальная организация – это группа людей, ориентированная на достижение взаимосвязанных, специфических целей посредством создания формализованных структур на основе специализации или разделения труда.

Особенностями социальной организации являются следующие:

- они создаются на основе совпадения интересов (экономических, нравственных, политико-правовых и др.) и по воле людей, по плану;

- в организации присутствует отчасти осознаваемое и формализуемое разделение организационных структур (по вертикали и горизонтали) и процессов (управления и исполнения);

- органы управления (субъект управления) и объект управления в социальной организации взаимозависимы на основе сложных коммуникационных (прежде всего, информационных) обменов;

- социальные организации способны к саморазвитию и адаптации, сохранению и трансляции лучших образцов и ценностей, появившихся в процессе их деятельности.

Организация есть сво­его рода микрообщество, в нем отражаются (хотя и не зеркально) чуть ли не все характеристики общественной жизни. Вместе организации формируют «мир организаций» (А. Пригожин), отличный от «мира природы» и «мира техники». И поэтому нельзя дать однозначной оценки организации с точки зрения материальности и духовности, объективности и субъективности, формальности и неформальности.

Организацию нельзя назвать ни чисто материальным, ни чисто духовным явлением. Она включает в себя экономические и политические отношения, в организации производится материальные продукты и оказываются услуги, но одновременно формируются нормы и правила, развиваются профессиональные качествасотрудников. Это относится как к деловым организациям, занятым производством материальных благ, так и организациям, производящим духовные ценности (заводы и театры). Хотя по своим функциям и характеру труда одни из них действуют в сфере материального производства, другие - в духовной сфере, но по содер­жанию отношений в них организации двуедины.

Те же проблемы возникают при попытке классифицировать организации по признакам материального-идеального и объективного-субъективного.Организации представляют собой, несомненно, объективные, но не материаль­ные объекты. Здания, оборудование и даже люди в принципе многофункцио­нальны. Материальные носители организационных отношений – инструкции, графики, статус в оргструктуре и др. – проявляются только через поведение людей и отношения между ними. Но в то же время они составляют особую внеиндивидуальную реальность, не зависящую от конкретных людей.

Формализованные организационные отноше­ния носят искусственный характер, они специально задаются, целенаправлен­но вводятся в социальную среду. Будучи безличными и однозначными, они обладают относительной стабильностью и самостоятельностью в системе об­щественных отношений. Организационным формам свой­ственны определенные качества: консервативность, долговечность, склонность сопро­тивляться изменениям. В то же время в организации складываются неформальные связи и отношения, активно влияющие на характер производственного процесса и на результаты деятельности.

Организации являются многомерными. Они состоят из элементов разной природы, В них проявляется неравенство и партнерство, сотрудничество и борьба интересов. Противоречия составля­ют сущность устройства и динамики организаций, источник множества проблем. Например: противоречия между личными и безличнымифакторами организаций;между индивидуальным и общимв организациях;между планомерным и спонтаннымв строении и развитии организаций.

Организация есть не только система, но и сложная социальная среда, где только часть процессов, элементов, связей можно проек­тировать и планировать. Но даже и эта системная часть организации действу­ет не полностью: что-то из нее не принимается средой и фактически не дей­ствует. В каждой организации мы находим немало предписаний, регламентов, правил, на создание которых потрачено много сил, но все хорошо знают, что они на практике не работают, хотя и не отменены. Так что эта системная часть, в свою очередь, тоже делится на действительную и недействительную. Откуда возникает недействительная часть оргсистемы? Ошибки управления, задаю­щего нереальные стандарты, с одной стороны, устаревание каких-то из этих элементов, связей, схем бизнес-процессов - с другой. А с третьей стороны, орга­низация как общность, коллектив иногда вырабатывает такие собственные нормы, которые противодействуют и блокируют предписанные стандарты. Эта третья сторона неизбежно и закономерно появляется в любой организации, как только туда собираются работники. Та общность, которую они формиру­ют, во-первых, зависит от конкретного состава работников, их индивидуаль­ных особенностей. А во-вторых, она включает естественные механизмы обще­ния между людьми, которые строят собственную иерархию (шкала престижа, лидерство), коллективные нормы и т. д. Именно поэтому в продуктах деятель­ности любой организации запланированное присутствует лишь в какой-то мере. И именно поэтому формальная оргструктура вынуждена сосуществовать с не­формальной. А.И. Пригожин. Методы развития организации, с. 12-13  

Противоречивость социальной организации дополняется ее «немыслимостью», то есть невозможностью описания всех связей и отношений, возникающих в организации между сотрудниками и при взаимодействии с внешней средой.

Организации являются искусственными образованиями, созданными людьми. Уч­реждения и предприятия, партии, профсоюзы кем-то специально конструиру­ются: выдвигается общая цель, под нее подбираются средства, люди, место. Однако, искусственное – не значит произвольное и субъективное. В организации действуют закономерности, то есть объективные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые, существенные связи и отношения.Знание законов и принципов функционирования и развития организации является необходимым компонентом профессиональной подготовки и успешной деятельности специалиста.

Наши рекомендации