Общие и специфические законы и принципы социальной организации.

В литературе выделяется две группы законов, относящихся к организации:

1) законы для организации (к ним относятся федеральные и региональные законы, регулирующие деятельность организаций и межорганизационные отношения, например, ФЗ «Об акционерных обществах» и др.);

2) законы организации (устойчивые, проявляющиеся постоянно и необходимо связи и отношения, фиксируемые в виде общепринятых утверждений).

Выявленные исследователями социальные связи,– поскольку они проявляются в деятельности конкретных людей,– отличаются степенью устойчивости, необходимости, общности. Как следствие, законы социальной организации, – в отличие от естественнонаучныхзаконов, – в меньшей степени имеют универсальный характер [37]. Это приводит к тому, что формулировки одних и тех же законов не всегда совпадают, нет их единой номенклатуры. Законы классифицируются как общие, специфические, частные [38].

К общим законам организации относят: закон синергии, закон самосохранения, закон композиции-пропорциональности, закон развития, закон информированности-упорядоченности; закон единства анализа – синтеза.

Закон синергии –набор ресурсов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов тех компонентов, из которых она состоит (персонала, технологий, техники и т.д.) или существенно меньше.

Формальная запись этого закона выглядит следующим образом: 2 х 2 = 4 ± Syn. Syn. – синергетический эффект. Другая форма записи: 2 + 2 = 5.

Применительно к социальным организациям закон синергии проявляется, в частности, в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов организации. Управление приростом энергии может осуществляться в разных формах: объединении усилий сотрудников для достижения общей цели; разделении трудовых операций и их интеграции в технологической цепи; проведении мероприятий социально-психологического характера[39] и др.

Основными показателями созидательного синергетического эффекта являются: увеличение производительности труда, повышение уровня профессиональной подготовки, освоение смежных профессий, участие в коллективных мероприятиях – для личности и группы; высокий уровень показателей экономической деятельности, использование прибыли в целях расширения бизнеса и инновационной деятельности, высокое качество продуктов и услуг, создание положительного имиджа – для организации.

Закон самосохранения – любой организации как социально-экономической системе присуще стремление к выживанию (самосохранению) за счет оптимального использования всех ресурсов. Самосохранение обеспечивается действием ряда факторов: внутренних и внешних, позитивных (созидательных) и негативных (разрушительных), стабильности и развития. Взаимодействие внутренних факторов (уровень квалификации персонала, принципы управления, использование ресурсов и технологий) и внешних (экономическая и политико-правовая ситуация и др.) создают позитивные и негативные возможности для выживания организации в конкурентной среде. Неэффективное управление внутренними потенциалами может способствовать краху организации не в меньшей степени, чем экономическая ситуация и конкурентная борьба. Для повышения потенциала самосохранения необходимо проведение специальных мероприятий экономического характера (создание резервного фонда, диверсификация деятельности, установление партнерских отношений, совершенствование системы управления, использование маркетинговых исследований) и социально-психологического характера (регулярная оценка уровня подготовки персонала, разработка кадровой политики и системы мотивации, управление конфликтами).

Закон единства анализа-синтеза утверждает, что благодаря использованию в процессах управления организаций процедур анализа и синтеза обеспечивается настройка организационной системы на оптимальный вариант достижения поставленной цели. Анализ как разложение целого на части, как декомпозиция сложного комплекса на простые составляющие позволяет определить необходимые и достаточные условия, факторы и ресурсы. Синтез позволяет объединить имеющиеся организационные потенциалы в ту конфигурацию, которая наиболее оптимальна для достижения поставленной цели [40].

К специфическим законам относят устойчивые связи внутри отдельных компонентов социальной организации, например:закон своеобразия,закон социальной гармонии,закон социальной загрузки,закон эффективного восприятия и запоминания инфор­мации,закон эффективного осмысления,закон установки,закон устойчивости информации,закон доходчивости информации[41] и др.

Ряд обнаруженных устойчивых отношений в организационно-управленческой деятельности носит название «принципы». Принцип - оптимальное правило (норма) деятельности, сформулированное людьми и имеющее субъективно-объективный характер, поскольку обобщают практику управления. То есть принципы определяют требования к конкретной системе, структуре и организации в специфических условиях. Однако результативность деятельности по принципам проблематична.

Закон своеобразия: для каждой организации существует наилучшая и только ей присущая структура производства и управления. Закон социальной гармонии: в каждой организации разви­тие социальной сферы увеличивает производительность труда сотрудников благодаря повышению их эмоционального уров­ня и активизации трудовой деятельности. Закон социальной загрузки: для каждого человека сущест­вует оптимальный объем загрузки работой, при котором в полной мере раскрываются его способности и возможности. Закон эффективного восприятия и запоминания инфор­мации: процессы восприятия и запоминания информации реа­лизуются наиболее эффективно, если они приближаются к процессу мышления. Закон эффективного осмысления: эффективное осмысле­ние нового возможно только при наличии у человека большо­го объема знаний или информации по данной тематике. Закон установки: любой человек воспринимает наиболее полно ту информацию, на которую он настроился и к которой приготовился. Закон устойчивости информации: первая информация о каком-либо событии является более устойчивой, чем повтор­ная информация о том же событии. Закон доходчивости информации: доходчивость сообще­ния выше при одновременном использовании нескольких форм подачи одной и той же информации  

В истории организационной теории и практики известны принципы А. Файоля, Г. Эмерсона, Э. Деминга. В современной литературе предлагается множество вариантов классификации принципов[42]. В частности предлагается выделять принципы общие, действующие во всех материальных системах (обратной связи, дополнительности, разнообразия); частные (применяемые в различных общественных системах, в видах организационной деятельности, управления, аудита) и ситуационные принципы, действующие в специфических видах дея

тельности (например, исследования систем управления).

В зависимости от состояния организации статического (когда в организации решаются, прежде всего, внутренние проблемы) или динамического (когда организация решает внутренние и внешние проблемы во взаимосвязи) различают принципы статической организации, принципы динамической организации, принципы рационализации[43].

Принципы статического состояния организации:

- принцип приоритета цели (в системе «цель – задача – функция – структура – персонал» наивысший приоритет имеет цель). При создании, сокращении, объединении реструктуризации или ликвидации организации прежде всего должна быть проработана общая цель;

- принцип приоритета функции над структурой(при создании организации наивысший приоритет в системе «функции - структура» должны иметь функции);

- принцип приоритета субъекта управления над объектом (при создании организации или отдела приоритет должен отдаваться руководителю относительно будущих работников).

Принципы динамического состояния организации:

- принцип приоритета персонала (при функционировании организации главное внимание должно уделяться вопросам управления и стимулирования персонала. Структуры, функции, задачи, цели должны подбираться под работника, поскольку он основной производитель прибавочного продукта;

-принцип приоритета структур над функцией (для действующих организаций в системе «функция – структура» приоритет должна иметь структура);

- принцип приоритета объекта управления над субъектом (в действующей организации при замене руководителя или реорганизации приоритет должен отдаваться коллективу подразделений относительно будущего руководителя)

Принципы рационализации(совершенствования деятельности, повышения ее эффективности):

- принцип последовательного подключения (философия преобразований в организации должна разрабатываться специалистами с сенсуальной организацией мышления, основные принципы преобразований – специалистами с иррациональной организацией мышления, а непосредственное проектирование и осуществление преобразований – специалистами с рациональной организацией мышления).

Сенсуализм– познание реальности через субъективное восприятие, чувство и ощущение, позволяющее интуитивно определить неэффективность состояния дел в организации.

Иррационализм – познание реальности через волю, интуицию, инстинкт, воображение, озарение, позволяющие создать, сконструировать образы будущих состояний организации.

Рационализм – признание разума и логики основой познания. Они позволяют формировать целесообразную организацию, продумывать алгоритм действий;

-принцип входной информации (информация, поступающая от объекта рационализации, должна отражать сведения о ключевых характеристиках организации,то есть аудит и диагностика должны охватывать все элементы внутренней и внешней среды организации);

- принцип всесторонности рекомендаций по рационализации (рекомендации, выдаваемые компании по рационализации ее деятельности, должны затрагивать не только непосредствен объекты рационализации, но и смежные объекты);

- принцип внутренней рационализации (руководство организации должно стимулировать потребности и интересы работников для активизации рационализаторской деятельности).

Организационная типология

Вопрос о необходимости классификации организаций не является надуманным. «Наука об организациях будет барахтаться в стоячем научном болоте до тех пор, пока не произойдет существенного прогресса в систематике», – это мнение Б. Мак-Килви – одного из авторитетных знатоков организационной теории,– процитировал Р. Холл в своей книге «Организации: структуры, процессы, результаты». Проведя изыскания по этому вопросу, автор указанной книги заключил: «несмотря на осознание ее необходимости, мы все еще не

имеем адекватной типологии организаций».

Почему так важна типология? Изучая сходные между собой по сущностным характеристикам организации мы можем: создавать типовые методики по совершенствованию систем управления; готовить необходимую для данного типа организаций инфраструктуру (например, кадры для организаций малого бизнеса или местного самоуправления); определять социально-экономические и правовые аспекты деятельности (например, налоговые льготы); при взаимодействии иметь общее представление о характеристиках структуры и функционирования.

Основными подходами к классификации являются: подход с точки зрения здравого смысла (практический), эмпирический и теоретико-аналитический (таксономический).

Практический подход, используя принцип дихотомического (на две части) деления множества объектов. Выделяется группа организаций имеющих определенный признак и другая группа, у которой этого признак нет.

Соотношение основных признаков классификации социальных организаций и их типов проявляется следующим образом: - отношениек власти: правительственные – неправительственные; - отношение к главной цели: общественные и хозяйственные; - отношение к прибыли: коммерческие – некоммерческие; - отношение к бюджету: бюджетные – внебюджетные; - уровень формализации: формальные и неформальные

Эмпирическая классификация основанием деления также делает какой-либо опытным путем фиксируемый признак. Но при этом учитываются градации, то есть степень наличия признака. Например, коммерческие организации могут быть большими, средними, малыми и даже микро размеров.

Соотношениеосновных признаковклассификации социальных организаций и ихтипов: Форма собственности: государственные, муниципальные, общественные, частные, арендные, групповые, смешанные Отраслевая принадлежность: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные … Размер и численность сотрудников: крупные, средние, малые. Самостоятельность принятия решений: головные, зависимые, дочерние.

Разновидностью эмпирической типологии является классификация организаций на основе принципа бинарности. В пространстве, ограниченном полюсами может быть определено место любой организации, в большей или меньшей степени проявляющая определенные признаки. Например, в бинарной оппозиции «бюрократическая организация – предпринимательская организация» любая организация может быть идентифицирована по степени проявления тех или иных признаков. Зачастую в разных подразделениях одной организации проявляется приверженность или бюрократическим (централизация, приоритет формальных правил, должности, иерархия и т.д.) или предпринимательским (децентрализация, возможность проявлять инициативу, интерес к личности и т.д.) ценностям и качествам. Однако в целом организации может быть ближе то к одному, то к другому полюсу. Это касается также таких бинарных оппозиций, как: «механистический – органический», «экономический – общинный», «монолитный – мозаичный» типы организаций. Своеобразной оппозицией к этим традиционным типам организации могут быть современные типы организаций: эдхократические, партисипативные, виртуальные, многомерные, интеллектуальные, интермедиарные, «размороженные» [44].

Теоретико-аналитические классификации, в которых используется система признаков для выделения групп (по примеру таксономических таблиц в биологии), не нашли широкого применения в практике организационной деятельности. В некоторых случаях используется логическая последовательность в расположении критериев классификации. Например, от общего к частному: класс – род – тип – вид – группа. Или логическая последовательность эволюции социальных организаций: кооператив – предприятие – объединение – общество – нация.

В литературе предлагаются типологии организаций с использованием различных признаков: взаимоотношение с внешней средой, тип организационной структуры, отношение к личности, организационно-правовые формы, отношение к собственности и др. [45]

Высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации является Правительство. Министерство– Федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Комитет– Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Агентство – Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения и возглавляемый генеральным директором. Служба – Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные,контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции в установленных сферах ведения и возглавляемый руководителем (директором).
Особого внимания заслуживают государственные и муниципальные организации, относящиеся к некоммерческим организациям, то есть таким, которые ставят своей основной целью удовлетворение общественных потребностей. В частности, к ним относятся правительственные организации. Статус правительственных организаций присваивается высшим официальным органам власти. Они зафиксированы в Конституции РФ, указах Президента РФ.

Хозяйственные организации предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции. Организации могут разделяться на управленческие и предпринимательские. Управленческие организации в форме «учреждения» или головной компании концентрируют управленческие и обслуживающие производство функции, например, стратегического управления, маркетинга. Предпринимательские организации в форме ООО, ОА выполняют преимущественно производственные функции.

Хозяйственные организации А) единичные: Банки (банк-эмитент, банк-корреспондент, ипотечный банк) – организации, выполняющиефинансово-кредитные операции. Биржа – организация, представляющая комплекс услуг для сделок с ценными бумагами или товарами, получающая за это комиссионные и накладывающая определенные ограничения на торговлю. Венчур – микро- иоимплое предприятие, создаваемое крупной компанией для разработки и опытного внедренияновых технологий, продукции, услуг. Джоббер – фирма-посредник, скупающая крупные партии дефицитных товаров для быстрой перепродажи. Завод – промышленное предприятие, выпускающее серийную массовую продукцию. Корпорацияесть организация (союз организаций) созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Фабрика – предприятие типа завода, ориентированное на производство бумажной, кондитерской, ткацкой, швейной, обувной, мебельной продукции. Б) групповые Ассоциация– добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели. Картель – долговременное договорное объединение ряда компаний с целью создания благоприятной инфраструктуры для их бизнеса. Комбинат – объединение организаций разных отраслей ромышленности по принципу производственной цепи (продукт одной организации является сырьем для другой. Консорциум – долговременное договорное объединение ряда однородных компаний, вытупающее как единое целое по отношению к партнерам (ОАО, ЗАО). Концерн – долговременное договорное объединение ряда компаний по принципу технологической цепи: производство – сбыт – производство – сбыт. Корнер – кратковременное договорное объединение ряда компаний с целью создания благоприятной инфраструктуры для их бизнеса. Холдинг-компания– организация, владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных фирм с целью контроля над их деятельностью Трест–объединение, в котором входящие в него предприятия сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою самостоятельность. Цель – активное вторжение на рынок. Стратегический альянс; союз– это соглашение о кооперации двух или более независимых фирм для достижения определенных коммерческих целей. Синдикат–это объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору. Пул–это форма объединения компаний, при которой прибыль всех участников поступает в общий фонд, а затем распределяется согласно заранее установленной пропорции. Фактор-фирма– финансовый институт, предоставляющий факторинговые услуги. Финансово-промышленная группа (ФПГ) – долговременное договорное объединение ряда компаний с участием финансово-кредитного учреждения и производственных предприятий, взятое под опеку государства для обеспечения благоприятных условий деятельности. Транснациональная компания (ТНК)– особый вид корпорации, переросший национальные рамки и осуществляющий деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние фирмы.  

Тема 5. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Целевые ориентиры организации: общая характеристика

Целевая картина организации: классификация целей

Видение, миссия и кредо организации

Системы целей и их организационная инфраструктура

Технологии целеполагания

Наши рекомендации