Понятие социальной организации и ее признаки. Основные этапы жизненного цикла организации и их характеристика

Социальная организация – это социальная (общественная) подсистема, характеризующаяся наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов и реализующая себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний. В теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие организации. Для социально-экономических организаций главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является вторичной целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью. Особенности - реализация потенциальных возможностей и способностей человека; формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором; сложность, динамизм и высокий уровень неопределенности.

Социальные организации– это системы, создаваемые людьми, в функционировании которых человек играет активную роль.

Социальные организации имеют многообразные формы. В качестве примеров можно назвать предприятие, больницу, вуз, школу, политическую партию, спортивное общество и т. д. В их деятельности важную роль играют отношения между людьми, поэтому социальная организация является предметом исследования многих общественных наук.

Есть несколько подходов к классификации социальных организаций. Первую классификацию – по принципам объединения людей– предложил А. Этциани. Он выявляет три группы организаций:

1) добровольные организации – церкви, политические партии, клубы и т. д.;

2) принудительные организации – армия, начальная школа, места заключения, психиатрическая больница и т. д.;

3) унитарные организации, члены которых объединяются для достижения общих и индивидуальных целей, – предприятия, банки, высшие учебные заведения и т. д.

Как и системы, организации подразделяются на искусственныеи естественные.Первые создаются искусственным путем: они проектируются, затем строятся и реализуются на практике. Примерами искусственных организаций являются предприятия, школы, больницы и др. Вторые возникают без предварительного проектирования и других заранее намеченных действий, например стихийно возникающие поселения людей.

Различают организации и по характеру деятельности:

1)технологические организации реализуют технологию изготовления определенной продукции или предоставления услуг;

2) программно-целевые организации реализуют определенную программу работ по решению некоторой социальной проблемы;

3) непрограммные организации реализуют гибкую и сложную программу действий, которую определить заранее невозможно.

Следует также отметить, что социальные организации, как правило, относятся к классу открытых систем.

Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

1. Понятие «социальная организация» может подразумевать искусственное объединение институционального характера, предназначенное для выполнения какой-либо определенной функции. В этом смысле социальная организация имеет свой социальный статус. В данном случае организация выступает как целевой объект, целевая общность, в которой достижение общих целей признается возможным только через достижение индивидуальных целей, и наоборот, достижение индивидуальных целей становится возможным только через выдвижение и достижение общих целей.

2. Понятие «организация» может совпадать с понятием «управление». В данном случае «социальная организация» означает деятельность по распределению, например, функций, координации, т.е. процесс целенаправленного воздействия на объект, предполагающий фигуры организатора и организуемых.

З. Термин «социальная организация» используется для характеристики степени упорядоченности объекта, т.е. для выявления его структуры и типа связей целого и его частей. В данном смысле этот термин обычно употребляется для обозначения организованных и неорганизованных систем, формальных и неформальных организаций.

Социальной организации присущи социальные свойства, к которым относятся: организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивация и стимулирование персонала и др. Организация формируется как-социальная среда, включающая социальные группы, статусы, нормы, отношения лидерства и т.д. Социальная организация является одним из наиболее развитых видов социальной системы.

Основные этапы жизненного цикла организации и их характеристика. Жизненный цикл организации— совокупность стадий, кото­рые проходит организация в период своей жизни: рождение, дет­ство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Рождениелюбой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов нового клиента, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии — выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работо­способность.

Детство— стадия опасная, так как именно в этот период про­исходит несоизмеримый по сравнению с изменением управленче­ского потенциала рост организации. Глав­ная цель организации на этой стадии — кратковременный успех и обеспечение бурного роста.

Юность— это период перехода от комплексного менеджмен­та, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в данный период — обеспечение ускоренного рос­та и, как правило, полный захват своей части рынка. В данный период организация нужда­ется в появлении специалистов в узких областях знаний.

Зрелость— развитие организации на этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и четкого управления. Руководитель организации, как правило, удов­летворен логичностью и стройностью системы управления, что за­медляет его интерес к адаптации к изменениям внешней среды, а так­же к обновлению и децентрализации.

Период ранней зрелости характери­зуется систематическим ростом организации, в период промежу­точной зрелости происходит сбалансированный рост, а стадия окончательной зрелости — это период формирования индивидуаль­ности и имиджа организации. Этап зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности движения вперед.

Стадия старенияхарактеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких струк­турах управления. Главной задачей организации в данный период является борьба за выживание и стабильность.

В период возрожденияв организацию приходит новая коман­да менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуще­ствить программы внутренней перестройки, изменить структуру управления. В руководстве организации, как правило, появляется лидер, способный встряхнуть всю структуру управления. Главная цель в этот период — оживление организации. Для эффективного управления менеджеру необходимо учиты­вать особенности управления на каждой из рассмотренных стадий жизненного цикла организации.

Наши рекомендации