Управление в организации. Субъекты организационно-управленческой деятельности.

Разделение труда и специализация приводят к тому, что совокупность управленческих действий, связанная с целеполаганием, планированием, организовыванием и координацией деятельности, мотивацией участников, принятием решений, учетом и контролем результатов работы осуществляется одним человеком или группой сотрудников организации, называющихся руководителями, менеджерами, субъектами управления или управляющей подсистемой. Все остальные сотрудники организации становятся исполнителями, объектами, управляемой подсистемой.

Уже отмечалось, что такое «разделение труда» противоречит моделям совершенных организаций (ИТК организаций) и не всегда соответствует реалиям. Попробуем ответить на вопрос: «Кто является субъектом принятия решений в организации?» Сначала идут традиционные варианты ответов: руководитель организации, менеджеры кадровой службы, руководители подразделений. И не всегда вспоминается, что каждый сотрудник принимает решение о согласии или несогласии с предложениями о карьере, повышении квалификации, оценивает своих коллег, участвуя в разного рода конкурсах и аттестациях. Таким образом, субъектом организационной жизнедеятельности, в том числе и управленческой, является каждый сотрудник, и тенденция «субъективизации» организации усиливается. В теории и практике управления организациями эта тенденция находит проявление в партисипативном (сопричастном) управлении, «деменеджеризации», в «экономике знаний».

Вместе с тем, любая социальная организация представляет собой иерархическую структуру, в которой каждый работник занимает определенное место и выполняет функции, соответствующие распределению задач. Управленческий труд имеет специфику, связанную с необходимостью целеполагания и организации деятельности сотрудников, оптимальным решением возникающих проблем. Г. Минцберг выделил основные управленческие роли: межличностные (символический глава, лидер, связующее звено); информационные (приемник, распространитель информации, представитель во внешней среде); роли по принятию решения. Наряду с производственно-технологическими знаниями и умениями (техническая квалификация, в том числе и управленческого характера) менеджер должен обладать «человеческими качествами» (искусство коммуникации, создания атмосферы доверия, партнерства, умение управлять самими собой) и концептуальные способности. Степень значимости этих качеств зависит от уровня управления [34]

Субъекты управленческой деятельности могут быть распределены по группам в соответствие с тем, специализируются ли они на выполнении определенной функции (функционалисты) или отвечают за процесс управления в целом (дженералисты). Вертикальное разделение труда позволяет выделить уровни управления: первый (низовой) – управление исполнителями, отдельными работниками – бригадиры, мастера; средний – управление производственной деятельностью в масштабах цеха, нескольких производственных групп; высший – управление управленческой деятельностью (топ-менеджеры). Горизонтальное разделение труда позволяет выявить группы работников занимающихсяуправлением функциональными сферами: персоналом, маркетингом, снабжением, сбытом, производством, НИОКР, финансами. По роли в процессе управления различают руководителей, специалистов и служащих.[35]

Помимо индивидуальных участников управленческой деятельности в организации находят проявление различные формы кооперации (совместной работы для достижения общих целей): рабочие группы, команды, бригады, комитеты, комиссии, неформальные группы (клики, коалиции). Между отдельными сотрудниками организации и их группами возможны отношения сотрудничества и координация усилий по достижению общих целей, но возможны и конфликты.

Управление связано с использованием как формальных (руководство), так и неформальных (лидерство) технологий и качеств. Координация работ и формирование сплоченного коллектива – две ипостаси управленческой деятельности, которые в современной организации получают новые измерения (например, трансформационное, виртуальное лидерство, самоуправляемые команды и др.). Проблемы повышения эффективности управления организацией будут рассмотрены в разделе «социальная организация».

Раздел II. Социальная организация

Тема 4.СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Определение социальной организации

Основные характеристики социальной организации

Общие и специфические законы и принципы организации.

Организационная типология

Наши рекомендации