Понятие и основные характеристики социальной организации.
Социальная организация – это группа людей, ориентированная на достижение взаимосвязанных, специфических целей посредством создания формализованных структур на основе специализации или разделения труда.
Особенностями социальной организации являются следующие:
- они создаются на основе совпадения интересов (экономических, нравственных, политико-правовых и др.) и по воле людей, по плану;
- в организации присутствует отчасти осознаваемое и формализуемое разделение организационных структур (по вертикали и горизонтали) и процессов (управления и исполнения);
- органы управления (субъект управления) и объект управления в социальной организации взаимозависимы на основе сложных коммуникационных (прежде всего, информационных) обменов;
- социальные организации способны к саморазвитию и адаптации, сохранению и трансляции лучших образцов и ценностей, появившихся в процессе их деятельности.
Организация есть своего рода микрообщество, в нем отражаются (хотя и не зеркально) чуть ли не все характеристики общественной жизни. Вместе организации формируют «мир организаций» (А. Пригожин), отличный от «мира природы» и «мира техники». И поэтому нельзя дать однозначной оценки организации с точки зрения материальности и духовности, объективности и субъективности, формальности и неформальности.
Организацию нельзя назвать ни чисто материальным, ни чисто духовным явлением. Она включает в себя экономические и политические отношения, в организации производится материальные продукты и оказываются услуги, но одновременно формируются нормы и правила, развиваются профессиональные качествасотрудников. Это относится как к деловым организациям, занятым производством материальных благ, так и организациям, производящим духовные ценности (заводы и театры). Хотя по своим функциям и характеру труда одни из них действуют в сфере материального производства, другие - в духовной сфере, но по содержанию отношений в них организации двуедины.
Те же проблемы возникают при попытке классифицировать организации по признакам материального-идеального и объективного-субъективного.Организации представляют собой, несомненно, объективные, но не материальные объекты. Здания, оборудование и даже люди в принципе многофункциональны. Материальные носители организационных отношений – инструкции, графики, статус в оргструктуре и др. – проявляются только через поведение людей и отношения между ними. Но в то же время они составляют особую внеиндивидуальную реальность, не зависящую от конкретных людей.
Формализованные организационные отношения носят искусственный характер, они специально задаются, целенаправленно вводятся в социальную среду. Будучи безличными и однозначными, они обладают относительной стабильностью и самостоятельностью в системе общественных отношений. Организационным формам свойственны определенные качества: консервативность, долговечность, склонность сопротивляться изменениям. В то же время в организации складываются неформальные связи и отношения, активно влияющие на характер производственного процесса и на результаты деятельности.
Организации являются многомерными. Они состоят из элементов разной природы, В них проявляется неравенство и партнерство, сотрудничество и борьба интересов. Противоречия составляют сущность устройства и динамики организаций, источник множества проблем. Например: противоречия между личными и безличнымифакторами организаций;между индивидуальным и общимв организациях;между планомерным и спонтаннымв строении и развитии организаций.
Организация есть не только система, но и сложная социальная среда, где только часть процессов, элементов, связей можно проектировать и планировать. Но даже и эта системная часть организации действует не полностью: что-то из нее не принимается средой и фактически не действует. В каждой организации мы находим немало предписаний, регламентов, правил, на создание которых потрачено много сил, но все хорошо знают, что они на практике не работают, хотя и не отменены. Так что эта системная часть, в свою очередь, тоже делится на действительную и недействительную. Откуда возникает недействительная часть оргсистемы? Ошибки управления, задающего нереальные стандарты, с одной стороны, устаревание каких-то из этих элементов, связей, схем бизнес-процессов - с другой. А с третьей стороны, организация как общность, коллектив иногда вырабатывает такие собственные нормы, которые противодействуют и блокируют предписанные стандарты. Эта третья сторона неизбежно и закономерно появляется в любой организации, как только туда собираются работники. Та общность, которую они формируют, во-первых, зависит от конкретного состава работников, их индивидуальных особенностей. А во-вторых, она включает естественные механизмы общения между людьми, которые строят собственную иерархию (шкала престижа, лидерство), коллективные нормы и т. д. Именно поэтому в продуктах деятельности любой организации запланированное присутствует лишь в какой-то мере. И именно поэтому формальная оргструктура вынуждена сосуществовать с неформальной. А.И. Пригожин. Методы развития организации, с. 12-13 |
Противоречивость социальной организации дополняется ее «немыслимостью», то есть невозможностью описания всех связей и отношений, возникающих в организации между сотрудниками и при взаимодействии с внешней средой.
Организации являются искусственными образованиями, созданными людьми. Учреждения и предприятия, партии, профсоюзы кем-то специально конструируются: выдвигается общая цель, под нее подбираются средства, люди, место. Однако, искусственное – не значит произвольное и субъективное. В организации действуют закономерности, то есть объективные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые, существенные связи и отношения.Знание законов и принципов функционирования и развития организации является необходимым компонентом профессиональной подготовки и успешной деятельности специалиста.