Функционирование и принцип действия
Предлагаются различные варианты метода «крышки»:
• Подходящая немецкая или зарубежная цитата.
• Стандартное высказывание, которое «всегда подходит».
• Вербальная «крышка» в форме резкого отпора, например: «Ничего страшного!», «Ваши проблемы!».
• Подтверждающий вопрос, который обычно служит для того, чтобы подзадорить собеседника и заставить его продолжить рассказ: «Вот как?», «Действительно?». В этом случае заинтересованный тон заменяется насмешливой интонацией, например: «Вы?».
Когда несколько лет назад на одном из выступлений ради шутки я дал рекомендацию при глупых переспросах, которые непредсказуемо надолго затягивают дискуссию, использовать такую «крышку», один из консультантов воспользовался моим методом, и в узком кругу собеседников из-за него начался спор.
Позднее у этого консультанта была презентация по страховым вопросам, где во время дискуссии председатель правления все время что-то переспрашивал. Устав от многочисленных объяснений, раздраженный консультант со слащавой улыбкой на очередное высказывание председателя «Я это не понял!» ответил: «Ничего страшного!».
Председатель правления был настолько ошеломлен, что больше не мог ничего произнести.
95 % всех консультантов при таком исходе беседы могли бы лишиться работы. А в этом случае председатель, обратившись к консультанту, сделал комплимент по поводу такой «крышки»: «Вы застали меня врасплох!».
Здесь между участниками были отношения, позволяющие применять такую вербальную бестактность. В иной ситуации это могло бы стать бумерангом или иметь эффект разорвавшего снаряда.
Подобным образом топ-менеджер из Франкфурта часто подрывал презентации своего руководства, задавая простой, но почти легендарный вопрос: «Так что?».
Эта «крышка» создает раздражение, и как правило, ошеломляет собеседника.
Безобидным является использование цитаты, которая должна помочь выйти из сложившейся ситуации:
• «Святая простота!».
• «Каждому своё».
• «Я опасаюсь выкрикивающего даже тогда, когда он дарит подарки!».
• «Чтобы это значило!».
Утверждающие вопросы звучат как вербальные киллеры:
• «И?!»
• «Так что?!»
Как правило, такие высказывания сопровождаются насмешливым тоном.
Вот некоторые высказывания, которые (почти) всегда подходят:
• «Простите, как вы сказали?». Здесь собеседник из вежливости повторяет. Повтор вопроса «Как вы сказали?» заметно усиливает напряжение.
• «Жаль, что вы создаете проблему и не предлагаете ее решения!».
• «Это замечательная отговорка, жаль только, что она содержит логическую ошибку!». Такая фраза звучит еще жестче, хотя она не содержит провоцирующего вопроса.
• «Сегодня вам предписано молчать?!».
Рефлексия методических, а также дидактических преимуществ и недостатков
Преимущество очевидно: подобные вербальные «крышки» создают четкое раздражение, собеседник из-за хамства в большинстве ситуаций ошеломлен.
Недостаток. С другой стороны, вы прилагаете усилия для того, чтобы произнести такое высказывание, – что мешает, а не помогает вашему коммуникативному интеллекту. Часто в ответ на это соперник затаит обиду и при первой же возможности возьмет реванш. Случай может породить любовь и он же может нанести удар.
Советы, обусловленные ситуацией
Вербальные «крышки» только на короткое время доставят вам радость в диалоге. Они не продвигают разговор и ни в коем случае не направят партнеров к конструктивному диспуту.
Вербальные «крышки» сталкивают собеседника с лодки, вместо того чтобы взять его на борт.
В сложных дискуссиях все иначе. Здесь рекомендуется воспользоваться данным оружием, если оппоненты не хотят вести конструктивный диалог.
Это, конечно, не может понравиться всем участникам беседы, хотя они тоже имеют право в любое время выразить свое мнение. Во время пленумов целесообразно обращать внимание на большинство, а не концентрироваться на отдельных персонах.
Контрольный лист.
Вербальная «крышка»
Ситуативная находчивость: техника парадокса