А.1.2 статистическое мышление
Под «статистическим мышлением» понимается подход к принятию управленческих решений на всех уровнях организации, причем как оперативных или тактических, так и стратегических. Статистическое мышление — это вовсе не использование статистических методов, или, по крайней мере, это не обязательное их использование. Это точка зрения, позиция, взгляд на мир, помогающие принимать эффективные решения благодаря системному подходу к возникающим проблемам. Очевидна важность этой позиции, ибо если мы вмешиваемся в процесс, когда этого делать не надо, или не вмешиваемся, когда это крайне важно, то процесс только ухудшается. Аналогичный результат возникает, если в процесс вмешиваются не те люди, кому следует это делать.
Известный специалист в области менеджмента качества дал определение статистического мышления -СМ следующим образом: СМ- основанный на теории вариабельности способ принятия решений о том, надо или не надо вмешиваться в процесс, и, если надо, то на каком уровне и с какой целью. Это определение признано специалистами ибудем им пользоваться при дальнейшем изложении.
Поясним понятие теории вариабельности. Её основы были заложены Уолтером Шухартом в 1924 г. Основные положения этой теории можно кратко сформулировать следующим образом: все виды продукции и услуг, а также все процессы, в которых они создаются и/или преобразуются, подвержены отклонениям от заданных значений. Эти отклонения называются вариациями. Вариации своим происхождением обязаны двум принципиально разным источникам, которые принято называть общими (common) и специальными (assignable) причинами вариаций. На рис.А.6 дано общее представление о них.
Рис.А.6 Причины вариаций –V
Общими причинами вариаций называют причины, являющиеся неотъемлемой частью данного процесса и внутренне ему присущие. Они связаны с неабсолютной точностью поддержания параметров и условий осуществления процесса, с неабсолютной идентичностью условий на его входах и выходах и т. д. Другими словами, это — результат совместного воздействия большого числа случайных факторов, каждый из которых вносит весьма малый вклад в результирующую вариацию и влияние которых мы, по тем или иным соображениям, не можем или не хотим отделить друг от друга.
Специальные причины вариаций — те причины, которые возникают из-за внешних по отношению к процессу воздействий на него и не являются его неотъемлемой частью. Они связаны с приложением к процессу незапланированных воздействий, не предусмотренных его нормальным ходом. Другими словами, это — результат конкретных случайных воздействий на процесс, причем тот факт, что именно данная конкретная причина вызывает данное конкретное отклонение параметров/характеристик процесса от заданных значений часто (но далеко не всегда) и приводит к тому, что эту причину можно обнаружить без приложения каких-то исключительных усилий или затрат.
Разделение причин вариаций на два указанных вида принципиально потому, что борьба с вариабельностью процесса в этих двух случаях требует различного подхода. Специальные причины вариаций требуют локального вмешательства в процесс, тогда как общие причины вариаций требуют вмешательства в систему.
Локальное вмешательство:
• обычно осуществляется людьми, занятыми в процессе и близкими к нему
· обычно нужно примерно для 15% всех возникающих в системе проблем и все следствия из этого правила;
• неэффективно или ухудшает ситуацию, если в процессе отсутствуют специальные причины вариаций, и, напротив, эффективно, если они присутствуют.
Вмешательство в систему:
• почти всегда требует действий со стороны высшего менеджмента;
• обычно нужно примерно для 85% всех возникающих в процессе проблем;
• неэффективно или ухудшает ситуацию, если в процессе присутствуют специальные причины вариаций, и, напротив, эффективно, если они отсутствуют.
Когда люди не понимают теории вариабельности, они:
• видят тенденции там, где их нет, и не видят их там, где они есть;
• пытаются объяснить естественный разброс как особые события;
• необоснованно обвиняют и/или вознаграждают сотрудников;
• не могут эффективно спланировать будущее и улучшать систему;
• часто следуют знаменитому правилу: «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Основой СМ является статистическое управление производством или статистический контроль, как его определил в двадцатые годы 20-го века У.Шухарт. У. Шухарт с самого начала трактовал «статистический контроль» как симбиоз трех концепций, «а именно как состояние, как процесс и как суждение? Этот подход проиллюстрирован на рис. А.7.
Рис. А.7 Составляющие статистического контроля
Состояние статистического контроля — это идеальная цель; статистический контроль как процесс — это средство достижения цели; что касается контроля, то должно существовать суждение в виде вероятностного вывода относительно того, достигнуто ли это состояние». При этом У. Шухарт много раз подчеркивает, что собственно статистические методы — не более чем инструмент, требуемый для достижения главной цели — состояния статистической управляемости, т. е. состояния отсутствия специальных причин вариаций. Из трех вышеописанных этапов только один связан с математической статистикой. Остальные требуют лишь понимания подхода в целом и знания конкретного процесса. Поскольку один из этапов требует хотя бы минимального представления о методах математической статистики, то внедрением и пропагандой статистического контроля качества занялись, преимущественно, статистики. Поэтому о статистическом мышлении у производственных практиков сложилось неверное представление. Между тем СМ необходимо уметь применять на всех уровнях любой организации.
· Высшее руководство должно применять статистическое мышление для:
- анализа финансовых показателей;
- анализа физических показателей;
- анализа жалоб и рекламаций;
- анализа брака и уровня дефектности;
- анализа длительности производственного цикла и КДЦ[1][1];
- анализа количества несчастных случаев, невыходов на работу и т.д.
· Менеджеры среднего уровня должны применять статистическое мышление для анализа всех элементов, входящих в показанную на рис.А.8 первоначальную диаграмму 5М, предложенную К. Исикава. (Диаграмма Исикавы входит в число 7 простых инструментов качества и будет рассмотрена в основной части пособия).
Рис.А.8 Диаграмма Исикавы «5М»
· Рабочие должны применять статистическое мышление для ключевых характеристик продукции, в создании которой они участвуют.
· Служащие должны применять статистическое мышление при оказании услуг или в ходе операций, в которых они участвуют и т.д.
И всем этим категориям вовсе не нужна статистика – им нужно всего лишь понимание картинки, которую называют контрольая карта Шухарта -ККШ, и понимание того, какие действия в каком случае надо предпринимать. Что же касается техники расчета границ на ККШ, то для этого существуют многочисленные книжки, статьи, руководства и т.д. (Рис А.9).
Рис.А.9 Пример ККШ
В заключение рассмотрим тенденции современного менеджмента ХХ1 века, основанные на идеях статистического мышления.
Обратите внимание на появление термина "направлять"(destine, guide) вместо привычного "управлять"(control, manage, govern) . Это – не опечатка или описка, а имеющее глубокий смысл отличие, ибо:
"Людьми не надо "управлять".
Задача – направлять людей.
Цель – сделать максимально производительными специфические навыки и знания каждого отдельного работника"
Почему это так – тема отдельного разговора. Необходимо лишь мимоходом заметить следующее. Мир идет в сторону, когда центр тяжести производимых ценностей смещается в сторону знаний ("Знание – Сила"!). Носителем знаний является человек – работник умственного труда как говорили раньше. Знание, которое находится у него в голове – это его средства производства, которые принадлежат только ему, которые не принадлежат собственнику компании (организации), где он работает, и которые могут быть полностью использованы только по его собственному добровольному желанию. Поэтому надо "вообще отказаться от управления кадрами", работники организации должны превратиться в партнеров – сотрудников [4].
Но как это сделать практически? Или, другими словами, что надо добавить или изменить в традиционном менеджменте, которым все пользуются, чтобы стать и быть конкурентоспособным в 21 веке.
Ответ на этот вопрос тоже давно известен, очень прост (на словах!) и проиллюстрирован на рис.А.10.
Рис.А.10 Переход к менеджменту ХХ1 века.
На рис.А.10,в его правой части проиллюстрирована еще одна характерная особенность менеджмента ХХ1 века. Если в середине ХХ века сложилось четкое представление, что выское качество достигается за счет роста цены, то сегодняшняя тенденция показывает, что высокое качество при использовании методов статистического мышления приводит к снижению цены при возрастании качества.
Контрольные вопросы к разделу А1
1.Основной смысл понятия «категория»
2. Охарактеризуйте концептуальные категории 1-го рода
3.Чем характеризуется внутренняя сущность категории системность
4. Связь понятий отражение, информация, данные, знание.
5.Принципы классификации информации.
6. Дайте определение понятию «проект».
7. Понятие опричинах вариаций.
8. Составляющие статистического контроля качества.
А2. СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
А2.1 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Образование в Российской Федерации принято разделять на ряд ступеней, иллюстрация этого разделения приведена на рис. А.11
Рис.А.11 Ступени образования в РФ
Министерство образования и науки Российской Федерации наделено функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности. Всеми этими вопросами занимаются департаменты Минобрнауки, решающие проблемы на всех приведенных на рис.А.3 ступенях. Кроме того Министерство образования и науки координирует и контролирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти:
- Федеральное агентство по делам молодежи, или Росмолодежь. В его полномочия входит: предоставление государственных услуг и контроль за госимуществом в сфере государственной молодежной политики; взаимодействие с общественными организациями, занимающимися проблемами молодежи; организация молодежных мероприятий, связанных с пропагандой здорового образа жизни, нравственным и патриотическим воспитанием и реализацией молодежи в профессиональной сфере.
· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, или Рособрнадзор. Рособрнадзор следит за деятельностью вузов и некоторых других образовательных учреждений, а также органов опеки и попечительства, проводит единый государственный экзамен и организует прием абитуриентов в вузы и ссузы, занимается лицензированием и государственной аккредитацией образовательной деятельности организаций, решает вопросы признания образования, полученного за рубежом.
При Минобрнауки работает также Высшая аттестационная комиссия, или ВАК, основное направление деятельности которой — государственная аттестация научных и научно-педагогических работников, то есть присвоение ученых степеней кандидатов и докторов наук. ВАК формируется по представлению министра образования и науки, а окончательно состав комиссии утверждается Правительством РФ на срок 4 года.
Бюджет на 2014 год предусматривал выделение Министерству образования и науки 373 520 миллионов рублей. Кроме того выделяются средства на государственные программы:
· «Развитие образования» (418 987,7 миллиона),
· «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» (150 952,7 миллиона),
· «Экономическое развитие и инновационная экономика» (132 650,7 миллиона рублей).
Подробнее задачами и функциями Минобрнауки можно познакомиться на ее сайте.
А2.2 ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВО РФ
По данным Росстата* на 1 января 2014 г. в Российской Федерации насчитывается 1046 образовательных учреждений, реализующих программы высшего профессионального образования (из них государственных вузов — 609, негосударственных — 437) и около 2100 филиалов, реализуются 36 767 образовательных программ, обучается примерно 6 млн. студентов.
До начала процессов демократизации в России функционировали только государственные вузы, управление которыми осуществлялось центральным органом управления образования. Начиная с 1993 г., наблюдался значительный рост численности негосударственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет увеличение на 359 вузов). За счет создания новых вузов и выделения филиалов в самостоятельные учреждения произошел рост численности государственного сектора высшего образования (с 1993 года за 19 лет на 61 вуз). Общее число вузов выросло, таким образом, более чем в полтора раза. Но еще больший стимул получил процесс открытия филиалов вузов. Причем в этом процессе лидировали государственные вузы: если в 1993 году было всего 200 филиалов государственных вузов в стране, то в 2008 году их стало уже 1393, в 2012 году - 2100.
Произошло и значительное увеличение объемов высшего образования: в 1993 году в российских вузах обучалось чуть более 2,5 млн. студентов, к 2008 году их стало 7,5 млн. человек, т.е. число студентов возросло в три раза. В этот период государство способствовало росту объемов высшего образования за счет внебюджетного приема студентов в государственные вузы, создания филиалов и новых негосударственных вузов. Такая политика обеспечивала доступность высшего образования в период сложных экономических условий, которые ограничивали мобильность населения для получения образования в крупных городах России. Численность студентов в 2012 году составила 6 млн. студентов (снижение на 18% от уровня 2009 г.), что связано с демографическим спадом. В структуре высшего образования преобладают малые вузы (40% вузов имеют менее 1000 студентов, в частности, в негосударственном секторе менее 1000 студентов имеют две трети вузов (32% вузов обучают менее 200 студентов).
C 2000 по 2012 год число образовательных программ, реализуемых российскими вузами, выросло с 20 тысяч до 36 тысяч за счет открытия новых специальностей экономического, юридического и гуманитарного профиля.
В настоящее время В РФ существуют следующие формы ВПО:
· Вузы особого статуса, имеющие право проводить обучение по собственным образовательным программам и выдавать дипломы собственного образца: МГУ, СПГУ, МГТУ, СПГМТУ, РАНХиГС при Президенте РФ, РУДН, МГИМО. Особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом.
· Федеральные университеты по одному в каждом федеральном округе.
· Национальные исследовательские университеты -29 университетов.
На указанные университеты возложена миссия локомотивов развития высшего образования России, выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.
· университет — реализующий образовательные программы высшего образования всех уровней по широкому спектру направлений подготовки, программы подготовки, переподготовки и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников. Университет должен выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук и являться ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
· академия —реализует образовательные программы высшего образования всех ступеней, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности. Академия должна выполнять фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры и являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
· институт реализует образовательные программы высшего образования бакалавриата, специалитета, магистратуры (программы аспирантуры не являются обязательными для реализации). Институты, также как и другие вузы, осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников, но уже только для определенной области профессиональной деятельности. Институт ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования, но их широкий спектр не обязателен.
Необходимо отметить, что в последнее время активно ведется работа по переходу бюджетных образовательных учреждений в статус автономных, что дает вузам целый ряд преимуществ.