РАЗДЕЛ IV. Мышление и его особенности. Творческое мышление и его специфика. Мышление и речь.

Мышление и его особенности.

Познавательная деятельность человека начинается с ощущений и восприятия, благодаря которым он получает разнообразную информацию о внешних свойствах и признаках предметов. Они фиксируются в его сознании в форме звуковых, вкусовых, пространственных, временных образов.

Однако такой информации об объективном мире человеку недостаточно для удовлетворения разнообразных потребностей его практической деятельности. Исчерпывающие знания о предметах и явлениях действительности, их внутренней, непосредственно не данной в ощущениях и восприятии сущности, человек может постичь мышлением.

Мышление – это не только высший, но это иной уровень познания. Если результатом чувственного познания выступают наглядные образы, то результатом мышления является формирование понятий, абстракций. Понятие – это такая форма мышления, которая отражает закономерные свойства, существенные связи и отношения. [Так, например, понятия времени, пространства, материи… Это – ни секунды, минуты или часы, или сантиметры и метры. Понятия времени и пространства отражают принципиальное, существенное, глубинное в этих явлениях – а именно, длительность, последовательность, сосуществование… объектов материального мира, событий или явлений. Понятие материи отражает важнейшее свойство окружающего нас мира – существовать независимо от сознания человека].

Чувственная картина мира, которую ежедневно дают нам наши органы чувств, необходима, но недостаточна – в ней не видны взаимосвязи между явлениями, скрыты закономерности и тенденции, не обнаружены причины… "Можно ли глазами видеть "хорошее", "справедливое", "доброе"? А касался ли их кто которым-нибудь чувством тела? Разумею все подобное, как то: "величину", "здоровье", "силу" – одним словом, сущность "всего" – задавался вопросом великий Платон.

Если глаз орла видит четче, то глаз человека, благодаря мышлению, видит больше, глубже, всестороннее. Задача мышления – вскрыть глубинные взаимозависимости, связи и взаимодействия, выявить причины и закономерности явлений окружающего нас изменяющегося мира. В мышлении человек выходит за пределы чувственного познания, осваивая то, что нам не дано непосредственно в ощущениях и восприятии (строение вселенной, структура микромира, законы…). Благодаря мышлению психика человека совершает такой качественный скачок, который позволяет снять границы исследуемого: пространственную (мыслью можно умчаться в микро, макро- и мегамиры). Снимается и временная ограниченность – человек может мысленно перемещаться вдоль временной оси от седой древности к неопределенному будущему.

Таким образом, мышление – это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Обобщенное отражение означает, что мышление выступает отражением общего в предметах и явлениях объективного мира. (Иван, Петр, Марина … - каждый из них человек). В понятии "человек", отражено то общее, закономерное, что характеризует каждого представителя человеческого рода в отличие, например, от животных. Мышление, таким образом, оперирует понятиями: понятия, суждения и умозаключения – это формы мышления.

Сутьопосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов без непосредственного контакта с ними, а путем косвенной информации. Чтобы узнать, холодно ли на улице, мы можем выйти из дома. Но чаще мы пользуемся показаниями наружного термометра или слушаем сводку погоды и на основе этой информации делаем соответствующие выводы о том, тепло или холодно на улице.

Рост человека можно измерить непосредственно, приставив линейку с делениями. Фаллес, за шесть веков до нашей эры, решил задачу, как измерить высоту пирамиды. В час, когда длина его тени была равна его росту, он измерил длину тени от пирамиды. Следовательно, он измерил высоту пирамиды не непосредственно, а опосредованно, включив математические расчеты в умозаключение: раз длина моей тени сейчас равна моему росту, то значит, и длина тени пирамиды сейчас равна ее высоте" [Платонов К.К. Занимательная психология. М., 1966, с. 169].

Это и есть примеры опосредованного познания, когда мышление позволяет раскрыть гораздо больше, чем мы воспринимаем.

Приведу одно детское стихотворение поэта В. Ходасевича, которое имеет отношение к тому, о чем мы сейчас говорим.

Я шел зимою мимо речки

В калошах, шляпе и очках.

Вдруг по реке пронесся кто-то

На металлических крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел, подпрыгнул и исчез…

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки,

"Какие странные дощечки

И непонятные крючки".

Мы видим "крючки" и "дощечки", но понимаем, что это-коньки и лыжи. Мы схватываем в мышлении суть, смысл, назначение вещи.

Мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или практической деятельности. Задача формируется как вопрос или проблема, требующая своего разрешения. Решение или ответ на вопрос – цель мышления. Причем ответ находится далеко не сразу, а с помощью специальных мыслительных операций, в качестве которых выступают:

· сравнение;

· анализ и синтез;

· абстрагирование;

· обобщение, классификация и другие.

С помощью сравнения познаются похожие или отличные признаки и свойства предметов. К.Д. Ушинский писал, что сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли ни к чему приравнять и ни от чего отличить…, то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нем ни одного слова (избр. пед. соч. М., 1945, с. 448).

Анализ представляет собой мысленное расчленение предметов в сознании на элементы, составные части, признаки, свойства и т.д. (форма, цвет, вкус…). Он необходим для понимания сути предметов, хотя сам по себе его не обеспечивает. И здесь подключается синтез – создание целостного интегрального образа, мысленное объединение отдельных частей в целое.

Мысленный анализ переходит к абстрагированию, то есть, мысленному отвлечению от несущественных признаков и свойств и выделению главных, существенных. Так, наблюдая перемещение в пространстве разных объектов – машины, человека, птицы, туч, небесных тел – мы выделяем движение как их общее свойство и осмысливаем его как самостоятельное понятие. Применение абстрагирования позволяет глубже и полнее отражать явления действительности, подготавливая почву для осуществления глубоких обобщений – то есть, мысленного объединения предметов, явлений в группы по существенным признакам, выделенным в процессе абстрагирования. Такая операция называется классификацией. Она упорядочивает знания и способствует более глубокому пониманию их смысловой структуры.

Как видим, все виды мыслительных операций тесно связаны между собой и протекают не изолировано, а в различных сочетаниях друг с другом.

Развитие мышления у отдельного индивида мы фиксируем по тому, как он усваивает мыслительные операции и может ими пользоваться.

Человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, никогда не сможет научиться правильному мышлению, поскольку навыки и способы мышления формируются в индивидуальном развитии только в человеческом обществе, в процессе деятельности и общения с себе подобными.

Наши рекомендации