Строительные материалы и изделия

Путей сообщения»

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования

Железнодорожного транспорта

По специальности

Строительство железных дорог, путь и

Путевое хозяйство

Г.

Одобрена цикловой комиссией общепрофессиональных и электротехнических дисциплин Председатель комиссии _______________ Н.Н. Сенько «_____»_____________2013 г. Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Строительные материалы и изделия» для специальности 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство Заместитель директора по учебной работе __________________А.В. Калько «_____»________________2013 г.
 
 


Составила: Смирнова А.И.- преподаватель ПКЖТ - филиала ФГБОУ ВПО «ПГУПС»

Рецензент: Агеева Н.В. - преподаватель ПКЖТ - филиала ФГОУ ВПО «ПГУПС»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Областью профессиональной деятельности техника-строителя-путейца являются изыскания, проектирование и строительство железных дорог и сооружений путевого хозяйства; текущее содержание, ремонт и реконструкция железнодорожного пути и сооружений. Такой специалист, являясь участником, а также руководителем и непосредственным организатором производственного процесса, должен быть хорошо знаком с номенклатурой строительных материалов и изделий, а также материалов специального назначения, используемых в технических средствах на железнодорожном транспорте, их свойствами и рациональными областями применения, а также методами их лабораторного контроля.

Изучением свойств материалов занимается материаловедение. Основы строительного материаловедения рассматриваются в учебной дисциплине «Строительные материалы и изделия».

Программа учебной дисциплины «Строительные материалы и изделия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 270835 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы профессий 270000 Архитектура и строительство.

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих по профессиям:

14668 Монтер пути;

18401 Сигналист;

15572 Оператор дефектоскопной тележки.

Учебная дисциплина «Строительные материалы и изделия» является к общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин междисциплинарных курсов. Она тесно взаимосвязана по ряду разделов и тем с такими общепрофессиональными дисциплинами, как «Метрология, стандартизация и сертификация», «Общий курс железных дорог», «Электротехника и электроника», «Техническая механика».

Дисциплина «Строительные материалы и изделия» формирует знания, необходимые для освоения междисциплинарных курсов: «Изыскания и проектирование железных дорог», «Строительство и реконструкция железных дорог», «Техническое обслуживание и ремонт железнодорожного пути», «Устройство железнодорожного пути», «Устройство искусственных сооружений», «Неразрушающий контроль рельсов».

Дисциплина предусматривает изучение строения, состава, свойств материалов и изделий, применяемых при строительстве, техническом об­служивании и ремонте железнодорожного пути, а также ознакомление с техно­логией их производства, способами обработки и методами испытаний.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- определять вид и качество материалов и изделий;

- производить технически и экономически обоснованный выбор строительных материалов и изделий для конкретных условий использования.

знать:

- основные свойства строительных материалов;

- методы измерения параметров и свойств строительных материалов;

- области применения материалов.

В процессе изучения дисциплины предусмотрено выполнение лабораторных работ, количество и тематика которых определяется учебным планом образовательного учреждения. Полный перечень лабораторных работ приведен в конце брошюры.

Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы Объем часов, форма обучения
очная: по примерной программе (по плану ПКЖТ) заочная: по примерной программе (по плану ПКЖТ)
Максимальная учебная нагрузка 132 (120) 132 (120)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка 88 (80) (18)
в том числе лабораторные занятия 24 (24) (8)
самостоятельная работа обучающегося, в том числе: подготовка к лабораторным занятиям, сообщениям, док­ладам 44 (40) (102)
Итоговая аттестация в форме экзамена   экзамена  

Для осуществления контроля знаний и проверки усвоения материала студентами, обучающимися по заочной форме, учебным планом и программой предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы, задания для которой приведены в настоящей брошюре, а также 8 часов лабораторных занятий (четыре лабораторные работы).

Программа дисциплины «Строительные материалы и изделия» с методическими указаниями и вопросы для самоконтроля

Раздел 1. Основные по­нятия строительного материаловедения

Тема 1.1. Классифика­ция и требования к строительным мате­риалам

Основные сведения о строительных материалах, их применение в строительстве, на железнодорож­ном транспорте, в путевом хозяйстве. Общие сведения. Классификация строительных материалов. Эксплуатационные требования к материалам. ГОСТы и СНиПы по строительным материалам и изде­лиям, используемым при строительстве и в путевом хозяйстве

Вопросы для самоконтроля

1. Какие группы материалов можно выделить при классификации их по назначению?

2. Что представляет собой классификация материалов по технологическому

признаку?

3. Какие требования предъявляют к материалам строительных конструкций?

С целью самостоятельного изучения дисциплины в качестве основной литературы рекомендован учебник [1] Каддо М.Б. Попов К.Н. Строительные материалы и изделия Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений, М.: «Студент», 2011, в котором имеется необходимый материал, позволяющий ответить на вопросы по заданной теме.

Тема 5.3. Бетоны

Общие сведения. Свойства бетонной смеси. Основы технологии производства бетона. Прочность, марка и класс прочности бетона. Основные свойства тяжелого бетона. Легкие бетоны. Специальные бетоны

Вопросы для самоконтроля

1. Что называют бетоном?

2. Как оценить удобоукладываемость бетонной смеси?

3. В каких случаях изготавливаются жесткие бетонные смеси, как оценивается жесткость смеси?

4. От чего зависит прочность цементного камня?

5. Какими факторами определяется прочность бетона?

6. Как может быть выражен состав бетона?

7. Чем отличается класс бетона от его марочной прочности?

8. Почему бетон всегда имеет некоторую пористость?

9. В какие сроки происходит твердение бетона в естественных и заводских условиях?

10. Какие существуют способы получения легких бетонов?

11. Для каких условий применяются специальные бетоны?

Для изучения данной темы рекомендуется использовать учебник [1].

Тема 5.4. Железобетон и железобетонные изде­лия

Общие сведения. Монолитный железобетон. Сборный железобетон. Основные виды сборных железо­бетонных изделий. Маркировка, транспортирование и складирование железобетонных изделий

Вопросы для самоконтроля

1. Какую роль в железобетоне играет бетон, а какую арматура?

2. Что такое напряженно-армированный бетон (он же, предварительно напряженный железобетон)?

3. В чем принципиальное различие монолитного и сборного железобетона?

4. Как на заводах сборного железобетона ускоряют твердение бетона?

5. По каким признакам классифицируют железобетонные сборные изделия?

6. Какие принципы маркировки железобетонных изделий?

Для изучения большей части вопросов данной темы достаточно учебника [1]. При поиске материала по железобетонным шпалам рекомендуется изучать литературу Крейнис З.Л., Певзнер В.О. Железнодорожный путь [7] или Пособие бригадиру пути. Под редакцией профессора Воробьева Э.Ф. [8]. в разделе «Шпалы». Примеры железобетонных конструкций искусственных сооружений следует искать в учебнике [9], в разделах по железобетонным мостам, водопропускным трубам и конструкциям тоннелей.

Тема 5.5. Искусствен­ные каменные мате­риалы и изделия на ос­нове вяжущих веществ

Общие сведения. Силикатный кирпич и силикатобетонные изделия. Гипсовые и гипсобетонные изделия. Асбоцемент и асбоцементные материалы. Деревоцементные материалы

Вопросы для самоконтроля

1. Как получают силикатный кирпич?

2. Область применения силикатных материалов

3. Какие изделия получают из гипса и где их применяют?

4. Свойства камней и блоков из ячеистого бетона и керамзитобетона?

5. Что такое асбестоцемент?

6. Есть ли опасность применения асбестоцементных труб и листов?

7. Какие виды материалов получают из неделовой древесины и минеральных вяжущих?

Для изучения данной темы рекомендуется использовать учебник [1].

ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Задание на контрольную работу составлено в 50 вари­антах. Номер варианта определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице.

Таблица вариантов контрольной работы

Две последние цифры шифра Но­мер вари­анта Номера вопросов и задач Две последние цифры шифра Но­мер варианта Номера вопросов и задач
01 51   1, 11, 21, 31, 41 26 76 6, 18, 30, 32, 46
02 52 2, 12 ,22, 32, 42 27 77 7, 19, 23, 33, 47
03 53 3, 13, 23, 33, 43 28 78 8, 20, 24, 34, 48
04 54 4, 14, 24, 34, 44 29 79 9, 11, 21, 35, 49
05 55 5, 15, 25 ,35,45 30 80 10, 12, 22, 36, 50
06 56 6, 16, 26, 36, 46 31 81 1, 14, 21, 40, 41
07 57 7, 17, 27, 37, 47 32 82 2, 15, 22, 31, 42
08 58 8, 18,2 8, 38, 48 33 83 3, 16, 23, 32, 43
09 59 9, 19, 29, 39, 49 34 84 4, 17, 30, 33, 44
10 60 10, 20, 30, 40, 50 35 85 5, 18, 27, 34, 45
11 61 1, 12, 23, 34, 41 36 86 6, 19, 28, 35, 46
12 62 2, 13, 24, 35, 42 37 87 7, 20, 29, 36, 47
13 63 3, 14 ,25, 36, 43 38 88 8, 11, 24, 37, 48
14 64 4, 15, 26, 37, 44 39 89 9, 12, 25, 38, 49
15 65 5, 16, 27, 38, 45 40 90 10, 13, 26, 39, 50
16 66 6, 17, 28, 39, 46 41 91 1, 15, 29, 33, 41
17 67 7, 18, 29, 40, 47 42 92 2, 16, 30,3 4, 42
18 68 8, 19, 30, 31, 48 43 93 3, 17, 21, 35, 43
19 69 9, 1, 21, 32, 49 44 94 4 ,18, 22, 36, 44
20 70 10, 11, 22, 33, 50 45 95 5, 19, 23, 37, 45
21 71 1, 13, 25, 37, 41 46 96 6, 20, 24, 38, 46
22 72 2, 14, 26, 38, 42 47 97 7, 11, 25, 39, 47
23 73 3, 15, 27, 39, 43 48 98 8, 12, 26, 40, 48
24 74 4, 16, 28, 40, 44 49 99 9, 13, 27, 31, 49
25 75 5, 17, 29, 31, 45 50 00 10, 14, 28, 32, 50
 

Вопросы № 1 – 40

1. Какие свойства материалов называют физическими? Опишите физические свойства строительных материалов: массу, плотность (истинную и среднюю), пористость, водопоглощение, влажность, морозостойкость, теплопроводность, теплоемкость, огнестойкость, огнеупорность. Укажите формулу (если имеется) и единицы их измерения.

2. Какие свойства материалов называют механическими? Опишите механические свойства строительных материалов: прочность, упругость, пластичность, хрупкость, сопротивление удару, твердость, истираемость, износ.

3. Какие свойства материалов называют химическими? Опишите химические свойства строительных материалов: химическую и коррозийную стойкость.

4. Дайте характеристику горных пород: магматических, осадочных и метаморфических. Укажите основные виды горных пород (по 2-3) и характерные свойства для каждой из групп.

5. Опишите виды и свойства горных пород, наиболее широко используемых в транспортном строительстве и путевом хозяйстве.

6. Опишите естественные каменные материалы, применяемые в качестве балластного слоя: горные породы, зерновой состав, основные физические и механические свойства.

7. Опишите основные породы древесины, применяемые в транспортном строительстве и путевом хозяйстве. Способы сушки древесины, ее защита от гниения, от насекомых и от возгорания; антисептические составы; антисептирование деревянных шпал.

8. Опишите древесные материалы и изделия, применяемые в транспортном строительстве: деревянные шпалы, брусья, планки, требования, предъявляемые к ним.

9. Какие материалы называют керамическими? Опишите сырье и основные этапы технологии производства керамических материалов и изделий.

10.Перечислите основные группы керамических изделий по конструктивному назначению. Приведите примеры таких материалов и изделий, кратко опишите их свойства. Выполните эскизы.

11. Опишите стеновые и облицовочные керамические материалы, керамические пористые заполнители; их основные свойства и применение. Выполните эскизы.

12. Опишите основные керамические материалы и изделия специального назначения: канализационные и дренажные трубы, кислотоупорные и огнеупорные материалы, санитарно-технические изделия, электрокерамические материалы; их основные свойства и применение. Сделайте эскизы.

13. Что называют стеклом? Что является сырьем для его производства. Кратко опишите технологию получения листового стекла. Опишите основные свойства стекла и виды изделий из него.

14. Дайте определение чугуна. Опишите сущность процесса доменной плавки. Опишите продукты доменного производства: передельный и литейный чугуны, доменные ферросплавы.

15. Дайте характеристику чугуна как конструкционного материала. Опишите состав, применение и марки чугунов: серого, высокопрочного, ковкого и влияние химического состава на свойства чугунов.

16. Опишите способы производства стали: кислородно-конверторный, мартеновский, электродуговой. В чем преимущества и недостатки каждого из способов? Ответ проиллюстрируйте рисунками.

17. Приведите общую классификацию сталей: по степени раскисления (кипящие, спокойные, полуспокойные); по химическому составу (углеродистые и легированные). Дайте краткую характеристику сталям каждой группы, приведите примеры сталей различных марок.

18. Опишите марки, свойства, применение конструкционных углеродистых сталей общего назначения; инструментальных углеродистых сталей; влияние примесей на свойства сталей.

19. Опишите углеродистые стали специального назначения: рельсовую и мостовую стали; их механические свойства; влияние примесей на свойства сталей.

20. Опишите легированные стали: конструкционные и специальные стали; твердые сплавы; их применение. Объясните маркировку легированных сталей.

21. Опишите виды и назначение термической обработки железоуглеродистых сплавов: закалку, отпуск, отжиг, нормализацию. В качестве примера опишите термическое упрочнение рельсов.

22. Опишите виды стальных изделий: прокатную профильную и листовую сталь, стальные трубы, мелкие металлические изделия (заклепки, болты, гайки, винты, гвозди), их назначение. Ответ проиллюстрируйте рисунками.

23. Арматурная сталь. Приведите классификацию арматурных сталей по способу изготовления: горячекатаную стержневую и холоднотянутую проволочную. Назовите марки сталей, применяемых для изготовления стальной арматуры. Опишите способы термического и механического упрочнения арматуры. Ответ проиллюстрируйте рисунками арматурных профилей.

24. Опишите цветные металлы: медь, алюминий, титан, магний и сплавы на их основе; их свойства и применение. Подшипниковые (антифрикционные) сплавы, требования к ним.

25. Что такое коррозия металлов и сплавов? Опишите виды коррозии и методы защиты металлов от коррозии.

26. Какие строительные материалы называют вяжущими? Приведите классификацию неорганических (минеральных) вяжущих веществ: воздушных и гидравлических. Опишите их основные свойства.

27. Какие материалы называют воздушными вяжущими? Опишите сырье, основные свойства, состав, способы получения и области применения воздушных вяжущих материалов: строительного гипса, строительной воздушной извести, магнезиальных вяжущих, жидкого стекла и кислотоупорного цемента.

28.Какие материалы называют гидравлическими вяжущими? Портландцемент: сырье, химический состав, получение клинкера, химические реакции, происходящие при твердении этого вяжущего, способы ускорения твердения.

29.Опишите основные физические и механические свойства и марки портландцемента; виды коррозии цементного камня и способы борьбы с этим явлением.

30.Опишите состав и свойства разновидностей портландцемента: быстротвердеющего, пластифицированного, гидрофобного, сульфатостойкого.

31.Какой строительный материал называется бетоном? Приведите классификацию бетонов по плотности, виду вяжущего вещества, назначению, способам производства. Опишите материалы для изготовления бетонов и предъявляемые к ним требования.

32.Опишите основные свойства тяжелого бетона : прочность, марку, класс бетона, пористость, деформативность (ползучесть, усадку), морозостойкость, водопроницаемость.

33. Опишите основные свойства бетонных смесей: тиксотропию, связность и удобоукладываемость; опишите методы определения удобоукладываемости бетонной смеси. Ответ проиллюстрируйте рисунками схем лабораторных испытаний.

34. Железобетон. Обычный железобетон и напряженно-армированный. Монолитные и сборные железобетонные конструкции, технология их изготовления. Применение сборного железобетона в путевом хозяйстве: шпалы, блоки, пролеты мостов, трубы, подпорные стены.

35.Безобжиговые материалы: силикатные, гипсовые, гипсобетонные, асбестоцементные материалы и изделия из них. Технология производства и применение.

36.Теплоизоляционные материалы, требования к ним. Органические (древесноволокнистые плиты, строительный войлок, пенопласты) и неорганические (минеральная вата, пеностекло, стеклянная вата) теплоизоляционные материалы, их свойства и применение.

37. Опишите пластмассы, применяемые на железнодорожном транспорте: поливинхлорид, гетинакс, фенопласты, пенополиуретан, резину, эбонит.

38. Опишите лакокрасочные составы (масляные краски, лаки, эмали) и их компоненты: пигменты, наполнители, связующие; их виды и назначение.

39. Приведите классификацию и опишите основные свойства и виды смазочных материалов.

40. Приведите классификацию электротехнических материалов, их свойства, назначение; приведите примеры материалов соответствующих групп.

ЗАДАЧИ № 41-50

41. Цилиндрический образец горной породы диаметром 6 см и высотой 8 см имеет массу 256 г. После насыщения водой его масса увеличилась до 300 г. Определить среднюю плотность камня, водопоглощение по объему и по массе.

42. Определить пористость образца камня и его водопоглощение по массе, если масса в сухом состоянии равна 400 г, после насыщения водой - 450 г; истинная плотность 3,6 г/см3, размеры образца 4x5x10 см.

43. Образец камня имеет форму куба с размером стороны 12 см. Истинная плотность камня 2,8 г/см3, пористость 5%. Определить среднюю плотность и массу образца.

44. Масса образца камня 105 г. При насыщении его водой масса камня увеличилась до 115 г. Определить среднюю плотность, массовое водопоглощение и пористость камня, если его объемное водопоглощение составляет 9%, а истинная плотность равна 2,2 г/см3.

45. Определить пористость горной породы, если известно, что ее водопоглощение по объему в 1,9 раза больше водопоглощения по массе, а истинная плотность твердого вещества равна 2,4 г/см3.

46.Природный камень, представляющий куски неправильной формы, имеет среднюю плотность 850 кг/м3. Рассчитайте пористость этой горной породы, если известно, что плотность вещества из которого она состоит, 2600 кг/м3.

47.При определении марки кирпича из партии было отобрано 5 штук кирпича, из которых изготовили образцы согласно требованиям ГОСТ. При испытании образцов на сжатие были зафиксированы следующие значения разрушающих усилий (Fразр.), кН: 235, 208, 233, 217, 223. Определить марку кирпича по результатам испытаний его на сжатие.

48. Определить, какое количество извести получится при обжиге 30 т известняка, содержащего 5% примесей.Относительная атомная масса кальция (Са) - 40, углерода (С) -12, кислорода (О) - 16.

49. Определить по объему и по массе количество известкового теста влажностью 50%, полученного из 60 т извести - кипелки. Средняя плотность теста 1350 кг/м3. В расчете необходимо принять относительную атомную массу кальция (Са) - 40, кислорода (О) - 16, водорода (Н) - 1.

50. Определить по массе и объему в рыхлом и уплотненном состоянии количество полуводного гипса, полученного после термической обработки в варочном котле 12 т гипсового камня. Средняя плотность полуводного гипса в рыхлом состоянии составляет 800 кг/м3, в уплотненном-1250 кг/м3. Относительная атомная масса кальция (Са) - 40, серы (S) - 32, кислорода (О) - 16, водорода (Н)- 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По решению задач

При решении задач 41 - 46 следует изучить тему 1.2. Строение и свойства строительных материалов учебника [1].

Внимательно прочитав условие задачи, следует разобраться, какие величины заданы и что требуется найти, написать краткое условие, используя для исходных и искомых величин принятые формулы и обозначения.

Решение задачи следует вести поэтапно, приводя в каждом действии расчетную формулу (при необходимости преобразовав ее), расшифровывая условные обозначения, принятые в формуле; а затем, подставив числовые значения и указав соответствующие им единицы измерения, произвести расчет. Обязательно написать ответ задачи, полученный в результате ее решения.

Рекомендации по использованию определений, условных обозначений, единицы измерения и формул для расчета таких физических свойств материалов, как:

Масса материала: m=p•V (кг, г)

Плотность материала истинная: строительные материалы и изделия - student2.ru = m/Vа, ( кг/м3, г/см3)

где Vа – абсолютный объем материала без пор и пустот

Плотность материала средняя: строительные материалы и изделия - student2.ru m = m/V; где V- объем материала с порами и пустотами

Водопоглощение материала по массе: Wm = [(m1- m2.)/ mсух.] •100%

Водопоглощение материала по объему: Wv = [(m1- m2.)/V]•100%,

где m1- масса материала в естественно влажном состоянии,

m2- масса материала, высушенного до постоянной массы

Пористость материала: П = (1- pm / p) •100%

Объем куба: Vкуба = l 3, (м 3, см3 ),

где l - длина грани куба

Объем параллелепипеда: V= l• b• h, (м 3, см3),

где l - длина, b - ширина, h – высота параллелепипеда

Объем цилиндра: Vцилиндра = П ( D2:4) • h ,

где D- диаметр цилиндра

или Vцилиндра = П ( r 2:2) • h , где r- радиус цилиндра

- соотношение между водопоглощением материала по объему и массе:

 
  строительные материалы и изделия - student2.ru

При решении задачи № 47 недостающие данные и ход решения задачи можно узнать, просмотрев главу 5, лабораторную работу №4 и таблицу 5.1 по учебнику [1].

Для решения задач № 48-50 необходимо изучить главу 6 по учебнику [1]. В основу решения задач такого типа положены химические реакции получения неорганических вяжущих веществ.

При решении задачи № 48 следует рассматривать реакцию разложения карбоната кальция СаСОз (минерала кальцита, входящего в состав известняка) в результате обжига:

CaCO3 = СаО + СО2

Образующееся в результате реакции вещество оксид кальция СаО – это негашеная известь. Природный известняк содержит кроме основного минерала в своем составе примеси (глинозем и др.), которые в том же количестве, в котором содержатся в породе, переходят в образующуюся в результате реакции известь, поэтому при вычислении массы негашеной извести, необходимо сначала вычислить массу известняка без примесей. Найденную массу известняка необходимо написать в уравнение химической реакции над формулой карбоната кальция, обозначив при этом массу оксида кальция за (Х), т.к. это следует из условия задачи. Далее необходимо вычислить относительные молекулярные массы СаСО3 и СаО. Относительная масса молекулы вещества равна сумме относительных атомных масс, входящих в ее состав атомов. Найденные значения подписывают под формулами веществ в уравнение химической реакции. Составив пропорцию, найти массу СаО.

При решении задачи № 49 следует рассмотреть реакцию га­шения извести:

СаО + Н2О= Ca(OН)2

Вычислив молекулярные массы СаО, Са(ОН)2 и составив пропорцию в соответствии с уравнением (массовое количество СаО задано), находят массу сухого вещества Са(ОН)2 - гидратной (гашеной) извести.

Для вычисления массы известкового теста следует исполь­зовать формулу влажности материала:

W = [(т1 — т)/т]∙100,

где m1 — масса материала во влажном состоянии,

т—масса материала, высушенного до постоянной массы.

Для вычисления объема известкового теста следует исполь­зовать определение и формулу для вычисления средней плотно­сти материала (раздел 1, глава 2).

Решая задачу № 50, следует воспользоваться уравнением ре­акции дегидратации двуводного гипса, протекающей при тепло­вой обработке (t=110°-180°C) природного гипсового камня:

СаSО4∙2Н2О = СаSО4∙0,5Н2О + 1,5 Н2О

Также, как и при решении задач №№ 48, 49 следует вычис­лить относительные молекулярные массы веществ, вступающих в реакцию и об­разующихся в результате реакции.

Необходимо учитывать тот факт, что двуводный и полувод­ный гипс являются кристаллогидратами, то есть веществами, в состав которых входит кристаллизационная вода; в химических формулах этих веществ формулу воды пишут отдельно (через точку): CaSO4 • 2Н2О; CaSO4 • 0,5Н2О, а массу молекул вы­числяют с учетом массы воды (2Н2О и 0,5Н2О соответственно). Затем на основании химического уравнения следует составить пропорцию и вычислить искомую величину - массу полуводного строительного гипса (также называемого алебастром).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к оформлению контрольной работы

При оформлении контрольной работы студент должен выполнить следующие требования:

1. На первом листе (а не на титульном) необходимо сделать запись: «Контрольная работа», указать свой номер варианта и перечислить все номера вопросов в соответствии с вариантом.

2. При выполнении работы необходимо указать номер вопроса, записать его условие и дать ответ. Между условием вопроса и ответом на него необходимо соблюдать строчный интервал. Ответы должны быть четкими, структурированными, логичными и по существу вопроса.

3. При решении задачи необходимо записать условие задачи: что дано и что требуется найти; записать все необходимые формулы или уравнения химических реакций; ход решения задачи. В ответе задачи необходимо указать единицы измерения найденных величин.

4. В конце работы указать список использованной литературы, поставить свою подпись и дату выполнения работы.

Примерный перечень лабораторных работ

Лабораторная работа 1. Технико-экономическое обоснование выбора древесины для железнодорожных шпал

Лабораторная работа 2. Исследование качества керамического кирпича.

Лабораторная работа 3. Определение твердости металлов

Лабораторная работа 4. Исследование микроструктуры рельсовой стали

Лабораторная работа 5. Испытание строительного гипса.

Лабораторная работа 6. Испытание строительной воздушной извести.

Лабораторная работа 7. Исследование качества и установление марки цемента

Лабораторная работа 8.Технико-экономическое обоснование и выбор мелкого заполнителя для бетона железобетонных шпал.

Лабораторная работа 9.Технико-экономическое обоснование и выбор крупного заполнителя для бетона железобетонных шпал.

Лабораторная работа 10.Технико-экономическое обоснование и выбор состава бетона для изготовления железобетонных шпал

Лабораторная работа 11. Определение гигроскопичности диэлектриков. Определение температуры каплепадения пластичных смазок

Основная

1. Каддо М.Б. Попов К.Н. Строительные материалы и изделия: Учебник для

студентов средних профессиональных учебных заведений, М.: «Студент», 2011.

Дополнительная

2. Воронин Н.Н., Кузьмина Г.Д., Засыпкин В.В., Евсеев Д.Г.

Материаловедение и технология конструкционных материалов для

железнодорожной техники: Учебник для вузов ж.-д. транспорта, М.:

Маршрут, 2004

3. Филиков В.А.Электротехнические и конструкционные материалы: Учебное пособие, М.: Мастерство, 2000

4. Журавлева Л.В. Электроматериаловедение: Учебное пособие,М.:

ПрофОбрИздат, 2001

5. Цуркан И.Г., Кузнецов В.П., Гвирцман А.А.Смазочные и защитные

материалы: Учебник для техникумов ж.-д. трансп., М.: Транспорт, 1988

6. Мурзин Л.Г., Гончаров В.М. Топливо, смазка, вода: Учебник для техникумов, М.:Транспорт, 1981

7. Крейнис З.Л., Певзнер В.О. Железнодорожный путь. М.: ФГОУ «УМЦ

ЖДТ», 2009

8. Пособие бригадиру пути. Под редакцией профессора Воробьева Э.Ф.-

М.: Маршрут, 2005

9. Шабалина Л.А. Искусственные сооружения: Учебное пособие, М.: УМЦ

ЖДТ, 2007

10. Берлин В.И., Костяев П.С., Шапкин К.Д. Материаловедение, М.:Транспорт, 1979

11. Айрапетов Г.А., Несветаева Г.В. Строительные материалы.

Учебно-справочное пособие Ростов- на-Дону: Феникс, 2004

12. Попов Л.Н., Попов Н.Л. Лабораторные работы по дисциплине

«Строительные материалы и изделия»: Учебное пособие, М.: Инфра, М, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …………………………………………………………..3

Программа дисциплины «Строительные материалы и изделия» с методическими указаниями и вопросы для самоконтроля………………...…..5

Задание на контрольную работу ….………………………………….………...17

Методические указания к выполнению контрольной работы ………….…....22

Методические указания к оформлению контрольной работы………………..24

Примерный перечень лабораторных работ………………………………….…25

Перечень рекомендуемой литературы…………………………….……….…..26

Путей сообщения»

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования

Железнодорожного транспорта

По специальности

Наши рекомендации