Расстояние между промежуточными аэродромами по маршруту от Иркутска до Москвы.
Белая – 464 км – Нижнеудинск – 476 км – Красноярск – 658 км – Новосибирск – 614 км – Омск – 516 км – Курган – 332 км – Свердловск – 727 км – Казань – 325км – Арзамас – 385 км – Москва.
Всего от Белой (Иркутск) до Москвы: 4497 км; от Красноярска до Москвы : 3557 км.
Завод № 39 имени Сталина НКАП СССР.
Основан в 1932 году как Иркутский машиностроительный завод № 125 ГУАП НКТП СССР, начал производственную деятельность 8 сентября 1934 года. С 1934 года выпускал самолеты И-14, СБ, с февраля 1941 года - Пе-2.
В 1941 году при заводе № 125 была организована 125 авиаэскадрилья по перегонке самолетов. В январе 1942 года личный состав эскадрильи был передан в 23 ЗАП.
В ноябре 1941 года на площади завода № 125 имени И.В.Сталина прибыл в эвакуацию из Москвы авиазавод № 39 имени В.Р.Менжинского. Заводы были объединены и 8 декабря 1941 года объединенное предприятие получило название «Завод № 39 НКАП СССР». В 1941 году завод собрал и облетал 144 самолета Пе-2 и 24 самолета СБ. С февраля 1942 года завод выпускает Пе-2 и Пе-3 бис. За 1942 год выпущен 571 самолет. В августе 1943 года производство самолетов Пе-2 и Пе-3бис на заводе было прекращено и завод приступил к освоению производства дальнего бомбардировщика Ил-4 с моторами М-88 в кратчайшие сроки. Первый самолет Ил-4 № 5003901 пошел на испытания уже в начале октября 1942 года.
С декабря 1943 года завод освоил выпуск самолетов Ер-2.
В 1943 году завод собрал, облетал и отправил в ВВС 32 самолета Пе-2 и Пе-3бис, 697 самолетов Ил-4, 2 самолета Ил-6 и приступил к запуску новой машины Ер-2. С августа 1944 года был прекращен выпуск самолетов Ил-4. За 1944 год завод собрал, облетал и отправил в ВВС 110 самолетов Ер-2 и 125 самолетов
Ил-4. В апреле 1945 года были проведены испытания головной машины Ер-2ОН. За январь-апрель 1945 года завод выпустил 185 самолетов Ер-2.
Всего за годы войны завод отправил в строевые части ВВС более 2000 боевых самолетов.
Самолеты Ил-4 производились на заводах № 39 (Москва-Иркутск), № 126 (Комсомольск-на-Амуре), № 23 (Москва). С 1937 по 1945 год выпущено 6785 самолетов.
Самолеты Ер-2 производились на заводах № 39 (Иркутск), № 18 (Воронеж). Выпущено 462 самолета.
Самолеты Ли-2 производились на заводе № 34(бывший № 84 ГВФ) (Ташкент), с 1946 г. на заводе № 126 (Комсомольск-на-Амуре). Выпущено 4863 самолета.
Срок службы:
-самолетов Ил-4 завода № 126 : 200 летных часов,
-самолетов Ил-4 завода № 39: 300 летных часов,
-самолетов Ли-2 – 1000 летных часов,
Считаем уместным более подробно остановиться на истории перегоночных частей, доселе остававшихся неизвестными широкому кругу читателей.
Кузница кадров на Белой
В связи с началом Великой Отечественной войны в Забайкалье произошли организационно-структурные изменения военных формирований. С 15 сентября 1941 года Забайкальский военный округ стал Забайкальским фронтом с управлением в г.Чита. Связано это было с присутствующей угрозой со стороны союзника Германии – Японии. В Забайкальский фронт входили воинские формирования территориально находящиеся в Иркутской и Читинской областях, Бурятской и Якутской АССР.
Авиационные воинские соединения и подразделения входили в состав 12-й Воздушной Армии Забайкальского фронта. Готовили авиационные кадры для фронта 23 и 24 запасные авиационные полки (ЗАП). 24 ЗАП базировался на аэродроме ст. Укурей, 23 ЗАП – на аэродроме ст.Белая.
Аэродром Белая имел огромное значение – он стал базой переподготовки летчиков, прибывавших с фронта на новые образцы авиатехники – самолеты Ил-4, Пе-2, Пе-3, Ер-2, выпускавшиеся на авиазаводе № 39 г.Иркутска.
До начала Великой Отечественной войны 23 запасной авиаполк находился в стадии комплектования и формирования. Дислоцировался полк на аэродроме Бада Забайкальского военного округа , имел первоначальное наименование - 165-й резервный авиаполк (РАП). Состав – шесть эскадрилий ( три истребительных и три бомбардировочных). Кроме эскадрилий в состав полка входили материально-технический отдел (МТО) и учебно-летный отдел (УЛО). Не успев окончательно сформироваться распоряжением командующего ВВС ЗабВО полк был передислоцирован на аэродромы Белая и Усть-Орда, где и продолжил выполнение учебно-боевых задач как 165 РАП, до сентября 1941 года занимаясь в основном обучением прибывавшего молодого летного состава после окончания летных школ на самолетах СБ и И-16.
С сентября 1941 года распоряжением командующего ВВС ЗабВО 165 резервный авиаполк был переформирован в два запасных авиаполка трехэскадрильного состава :
24 запасной истребительный авиаполк (ЗИАП) с дислокацией аэродром Укурей. Командир полка - майор Баклагин Константин Константинович
Военный комиссар - старший батальонный комиссар Литвиненко Иван Ефимович
Начальник штаба полка - майор Шведов Алексей Федорович
23 запасной бомбардировочный авиаполк (ЗБАП) с дислокацией аэродром Усть-Орда.
Командир полка - майор Савельев Иван Борисович
Военный комиссар - батальонный комиссар Кравченко Сергей Васильевич
Начальник штаба полка - майор Овчаренко Николай Иосифович
В октябре 1941 года из состава полка выделен и сформирован 91 батальон аэродромного обслуживания (БАО). В это же время 1-я и 2-я авиаэскадрильи полка перебазировались на аэродром Белая, 3-я авиаэскадрилья осталась на аэродроме Усть-Орда, где и находилась до передачи в августе 1942 года 45-му ЗАП. В январе 1942 года распоряжением командующего ВВС Красной Армии в подчинение полка вошла 125 перегоночная авиаэскадрилья , находящаяся на постоянном месте дислокации на авиазаводе № 125 в г.Иркутске. Личный состав 125 ПАЭ обеспечивал перегонку самолетов с аэродрома Белая.
На 1 февраля 1942 года по списку в 23 ЗБАП числилось офицеров- летчиков -24 (в том числе летчиков-инструкторов – 18), сержантов - пилотов – 287, стрелков-бомбардиров и летчиков-наблюдателей – 257, стрелков-радистов – 61, инженеров – 3, техников и механиков – 228, младших авиаспециалистов – 113. Итого – 973 человека.
Из них кадрового постоянного состава : летчиков – 20, пилотов – 22, стрелков-бомбардиров и летчиков-наблюдателей – 28, стрелков-радистов – 42, инженеров – 3, техников и механиков – 72, младших авиаспециалистов – 92. Итого – 279 человек.
Личный состав кадра начал прибывать из частей ВВС ЗабВО , преимущественно из 32 СБАП и 49 СБАП в начале июня 1941 года, авиамеханики из Иркутской и Читинской школ авиамехаников (ВАШАМ) в августе и сентябре 1941 года.
Переменный состав : пилоты прибыли из Чкаловской, Новосибирской, Омской, Балашовской школ пилотов (ВАШП) , стрелки-бомбардиры из Мелитопольской и Чкаловской ВАШСБ, авиамеханики из Иркутской, Московской, Ленинградской и Котельнической ВАШАМ. Преимущественное большинство переменного состава опыта в летной работе не имело.
Проделанная работа 165 РАП - 23 ЗБАП с июля 1941 по 1 февраля 1942 года:
1) Подготовлено на самолете СБ и откомандировано в линейные части 20 пилотов и 10 стрелков-бомбардиров.
2) 40 пилотов обучены на курсах командиров звеньев и 30 выпущены на СБ ночью.
3) Из состава пилотов обучено 18 инструкторов для 23 ЗБАП и в настоящее время обучают полетам молодой летный состав на УСБ.
4) 36 экипажей готовятся как ночники.
5) 75 экипажей прибывших из школ готовятся к переучиванию на Пе-2.
6) 64 экипажа обучаются на СБ.
15 января 1943 года командиром 23 ЗБАП назначен майор Груздов.
На 1 января 1943 года в полку было 4 учебных авиаэскадрильи, 22 летчика-инструктора.
Самолеты Пе-2 полк получил с завода № 39 в феврале 1942 года и с 13 февраля начали прибывать на переучивание первые маршевые полки. 125 летчиков было взято из полка на укомплектование частей ВВС ЗабВО и 12 ВА. При полку находились курсы командиров звеньев. Полк занимался перегонкой самолетов с Дальневосточного , Забайкальского фронтов и с авиазавода № 39 г.Иркутска в действующие части ВВС Красной Армии. В течение 1942 года отправлено с аэродрома Белая более 1000 самолетов. Комендатуры перелетов на аэродроме Белая не существовало, готовил самолеты на перелет личный состав полка.
Подготовлено на самолетах Пе-2 - 16 маршевых полков, на самолетах СБ – 1 маршевый полк, одиночных экипажей на СБ – 226 ( 89 в 1941 г. и 137 в 1942 г.), на Пе-2 – 129 ( на фронт -45, в маршевые полки – 47, в кадр 23 ЗБАП – 22).