Современные технологии преподавания
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИИ В ВУЗЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление 020700 – История
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Томск 2012
1. Цель освоения курса:
Формирование представлений о современных образовательных технологиях; апробация данных технологий в системе преподавания истории в высшей школе
Задачи курса:
- Показать причины и условия технологизации процесса преподавания истории в современном образовании.
- Ознакомить с актуальными технологиями преподавания истории.
- Сформировать практические навыки преподавания истории в высшей школе с использованием современных образовательных технологий.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры
Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. отечественной истории.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, методологии истории, педагогики, методики преподавания истории в школе.
Изучение данного курса предваряет прохождение магистрантами научно-педагогической практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Студент должен знать:
- Культурные и научные основания построения современных образовательных технологий;
- Основные проблемы современного исторического образования, на решение которых направлены образовательные технологии;
- Логику и техники применения образовательных технологий в историческом образовании.
Студент должен уметь:
- выделять проблемы и ставить цели применения образовательных технологий исходя из контекста своей образовательной практики;
- применять образовательные технологии в соответствии с поставленными образовательными целями;
- анализировать результаты применения образовательных технологий в своей педагогической деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История
.
а) общекультурные (ОК):
– способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
– способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);
– способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);
– готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);
б) профессиональные (ПК):
общепрофессиональные
– способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
– способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);
– способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);
– способен применять современные методы и методики исследования (ПК-5);
– способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);
– способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);
в научно-исследовательской деятельности:
– способен использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);
– способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);
в педагогической деятельности:
– имеет навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-16);
– умеет анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 17);
– способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 126 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы (в час.) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) | ||
В том числе | |||||||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. . 1. | Социо-культурные контексты актуализации образовательных технологий в отечественном образовании. | 1-3 | Эссе Входное тестирование Анализ методических разработок | ||||
Условия появления и современные трактовки понятия «образовательные технологии». | |||||||
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). | |||||||
2. | Технология «Кейс-стади». | 4-7 | Экспертиза проведенныхзанятий Итоговое тестирование | ||||
Технология «Метод проектов». | |||||||
Технология «Дебаты». | |||||||
Технология «Портфолио». | |||||||
3. | Технологии использования визуальных средств обучения. | 8-11 | Анализ итоговых работ | ||||
Игровые технологии на занятиях по истории. | |||||||
Презентация и экспертиза итоговых работ использования образовательных технологий. |
Образовательные технологии
В данном курсе современные образовательные технологии являются одновременно предметом изучения и средствами формирования компетенций в данной области знаний. Изучение каждой технологии сопровождается практическим занятием, на котором обучающиеся проводят апробацию знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы по освоению образовательных технологий. Таким образом, освоение каждой технологии проводится средствами самой технологии. Помимо современных образовательных технологий в курсе используются и традиционные – объяснительно-иллюстративная и технология проблемного обучения.
По разделу 1.
Эссе:
- Ваша интерпретация суждения: Современные образовательные технологии обезличивают процесс обучения в вузе.
Тесты:
- Дайте определение понятию «образовательные технологии».
- Какие из приведенных действий обучающихся имеют отношение к технологии Дебаты?
- изучают источники,
- формируют команду,
- готовят кейс,
- составляют портфолио,
- формируют кластер.
- Охарактеризуйте социокультурные предпосылки возникновения современных образовательных технологий.
Замысел занятия:
1. Синквейн. (Образ занятия)
2. Характеристика занятия с помощью определений и описание действий, которые будут реализовываться на педпрактике. (Действия выбираются из Карты диагностики позиции педагога).
3. Структура занятия:
а) Описание проблемной ситуации, на решение которой направлена технология.
б) Цели занятия и ее соответствие возможностям технологии.
в) Предполагаемые результаты.
По разделу 2.
СХЕМА АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Соответствие занятия целям дисциплины
· Какие целевые установки реализуются на занятии.
- Формирование каких конкретных компетенций (из стандартов) происходило на занятии.
- Место занятия в ходе изучения дисциплины (введение в…, проблематизация, закрепление и т.д.)
Результативность занятия
· Какую базу занятие дало для дальнейшего образования (тему, вопросы можно подхватить, использовать, «перекинуть» на другие дисциплины, использовать и поддержать через другие технологии)
· Какие результаты образования замечены, зафиксированы (знания, представления, умения, компетентности)
· Образовательные эффекты (то, что выше запланированного, неожиданные результаты).
Тесты:
1. Проведите различия между учебными и образовательными результатами использования технологий.
2. Выберите действия обучающихся, относящиеся к технологии Метод проектов:
А) Актуализация опыта учащихся.
В) Формулирование проблемы.
С) Работа с кейсом.
D) Разработка плана действий.
Е) Подготовка презентации.
F) Рефлексия.
3. Выберите явления, не относящиеся к современным образовательным технологиям:
А) Активная образовательная позиция участников технологии
В) Отстраненность от личного опыта учащихся.
С) Четко прописанные формы внедрения новых технологий
D) Высокая эффективность не учебных, а образовательных достижений
Е) Использование современных технических средств обучения, которые становятся основой для переобучения
F) Отсутствие интерактивного взаимодействия
По разделу 3.
Рефлексивная записка:
- Почему выбрана используемая Вами образовательная технология?
- Какие технологические приемы, блоки Вы применили на своем занятии?
- Какие особенности, удачи и трудности хотелось бы отметить в работе с избранной Вами технологией?
- Какой ресурс курса Вы использовали при подготовке Вашего проекта? (Укажите название темы лекции, практического занятия и знания, навыки, которые были использованы)
- Какие внешние ресурсы были использованы при подготовке проекта?
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Итоговой формой проверки теоретических и практических знаний по курсу является дифференцированный зачет в одинадцатом семестре.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература (основная)
- Гузеев В.В. Образовательная технология: От приема до философии. - М, 1996.
- Заахарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.,2006.
- Елисеева Е.В. Использование инновационных образовательных технологий в системе обучения. - Брянск, 2006.
- Инновационные образовательные технологии: теория и практика. – Томск, 2008.
- Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя / Дебаты: Учебно-методический комплект / Под общей ред. Л.А. Бабайцевой. — М., 2002.
- Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // Управление персоналом . № 5. 2006.
- Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. – М., 2004.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М., 2003.
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2004.
- Попков В.А. Критическое мышление в контексте задач высшего профессионального образования: Книга для начинающего преподавателя вуза, аспиранта и магистранта педагогического университета студента факультета подготовки научно-педагогических кадров института и классического университета. – М., 2001.
- Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case –study // Инновации в российском образовании». – М., 2000.
Рекомендуемая литература (дополнительная)
- Гуляева С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке . - Новокузнецк, 2005.
- Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные технологии. - 2000. - № 2, 3.
- Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПБ., 1995.
- Ильин Г.Л. Проективное образование и реформация науки. – М., 1993.
- Козина И. Case study: некоторые методические проблемы // Рубеж. - 1997. - № 1–11.
- Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. – М., 2000.
- Критическое мышление, логика, аргументация: Сб. статей. – Калининград, 2003.
- Новикова Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М., 2003.
- Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М., 2000.
- Современные подходы в преподавании истории: Материалы международного семинара. - СПб., 1996.
- Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000.
- Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. – Ростов н/Д., 2005.
8. Материально техническое обеспечение дисциплины
Оргтехника: компьютер, экран. Авторский комплект копьютерных презентаций. Комплект видеоуроков.
Рабочая программа по курсу «Современные технологии преподавания истории» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению.
Автор:
Соколов Виктор Юрьевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры современной отечественной истории.
Рецензент:
Смолякова Людмила Николаевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории.
Рекомендовано методической комиссией исторического факультета
Председатель комиссии, доцент______________В.Ю.Соколов
«___»_________________2011 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Социо-культурные контексты актуализации образовательных технологий в отечественном образовании.
Причины появления и содержание понятия «Открытое образовательное пространство». Образовательные потребности российского рынка труда в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Применение компетентностного подхода в среднем и высшем образовании и возможности технологизации образовательного процесса.
Тема 2. Условия появления и современные трактовки понятия «образовательные технологии».
Производственный процесс в постиндустриальном обществе и его культурные аналоги в образовании. Эволюция понятии «образовательные технологии» во второй половине ХХ – начале ХХ1 вв. Основные подходы к трактовке понятия «образовательные технологии» в отечественной педагогической науке.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ
ИСТОРИИ В ВУЗЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Направление 020700 – История
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
очная
Томск 2012
1. Цель освоения курса:
Формирование представлений о современных образовательных технологиях; апробация данных технологий в системе преподавания истории в высшей школе
Задачи курса:
- Показать причины и условия технологизации процесса преподавания истории в современном образовании.
- Ознакомить с актуальными технологиями преподавания истории.
- Сформировать практические навыки преподавания истории в высшей школе с использованием современных образовательных технологий.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры
Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. отечественной истории.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной и всеобщей истории, методологии истории, педагогики, методики преподавания истории в школе.
Изучение данного курса предваряет прохождение магистрантами научно-педагогической практики.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Студент должен знать:
- Культурные и научные основания построения современных образовательных технологий;
- Основные проблемы современного исторического образования, на решение которых направлены образовательные технологии;
- Логику и техники применения образовательных технологий в историческом образовании.
Студент должен уметь:
- выделять проблемы и ставить цели применения образовательных технологий исходя из контекста своей образовательной практики;
- применять образовательные технологии в соответствии с поставленными образовательными целями;
- анализировать результаты применения образовательных технологий в своей педагогической деятельности.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История
.
а) общекультурные (ОК):
– способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
– способен порождать новые идеи (креативность) (ОК-2);
– способен к адаптации к новым ситуациям, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта (ОК-3);
– готов к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, способен принимать нестандартные решения, разрешать проблемные ситуации (ОК-6);
б) профессиональные (ПК):
общепрофессиональные
– способен использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ (ПК-1);
– способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ПК-3);
– способен использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ПК-4);
– способен применять современные методы и методики исследования (ПК-5);
– способен к инновационной деятельности; умеет ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи (ПК-7);
– способен к критическому анализу собственной научной и прикладной деятельности (ПК-8);
в научно-исследовательской деятельности:
– способен использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы (ПК-14);
– способен к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, подготовке и редактированию научных публикаций (ПК-15);
в педагогической деятельности:
– имеет навыки практического использования знаний основ педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (на всех уровнях), а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-16);
– умеет анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК- 17);
– способен к применению современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (ПК-18);
4. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 126 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы (в час.) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) | ||
В том числе | |||||||
лекции | Практические занятия | СРС | |||||
1. . 1. | Социо-культурные контексты актуализации образовательных технологий в отечественном образовании. | 1-3 | Эссе Входное тестирование Анализ методических разработок | ||||
Условия появления и современные трактовки понятия «образовательные технологии». | |||||||
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). | |||||||
2. | Технология «Кейс-стади». | 4-7 | Экспертиза проведенныхзанятий Итоговое тестирование | ||||
Технология «Метод проектов». | |||||||
Технология «Дебаты». | |||||||
Технология «Портфолио». | |||||||
3. | Технологии использования визуальных средств обучения. | 8-11 | Анализ итоговых работ | ||||
Игровые технологии на занятиях по истории. | |||||||
Презентация и экспертиза итоговых работ использования образовательных технологий. |
Образовательные технологии
В данном курсе современные образовательные технологии являются одновременно предметом изучения и средствами формирования компетенций в данной области знаний. Изучение каждой технологии сопровождается практическим занятием, на котором обучающиеся проводят апробацию знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы по освоению образовательных технологий. Таким образом, освоение каждой технологии проводится средствами самой технологии. Помимо современных образовательных технологий в курсе используются и традиционные – объяснительно-иллюстративная и технология проблемного обучения.