Образовательные технологии. В ходе преподавания данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

В ходе преподавания данной учебной дисциплины используются следующие образовательные технологии:

- лекция;

- устный опрос;

- тестирование;

- имитация научной дискуссии;

- имитация научно-практической конференции;

- имитация научно-исследовательской деятельности (в форме коллоквиума);

- ролевая игра;

-кейс-метод– освоение способов реконструкции и выявления стилистических особенностей;

- мозговой штурм в контексте истории модных тенденций;

- творческое задание: разработка самостоятельных проектов в сфере профессиональной деятельности.

Проведение устного опроса на отдельных занятиях предполагает возможность закрепления пройденного материала и выявление уровня освоения отдельных тем путём проведения беседы со студентами по актуальным вопросам современной терии костюма и моды.

Тестирование перед экзаменом позволяет выявить степень подготовленности студента по отдельным темам в рамках материалов изучаемого курса, предваряя основной экзамен, оно даёт возможность оценить знания учащихся в области терминологии, эволюции костюма и атрибуции отдельных произведений искусства моды. Тестирование, включающее вопросы на понимание специфики образного языка каждого из периодов предполагает вопросы с 4 вариантами ответов, только один из которых правильный. При оценке результатов используется следующая система критериев: До 80% - отлично, до 60% - хорошо, до 40% - удовлетворительно.

Ролевая игра «проблема моды и костюма в социокультурном аспекте» предполагает обсуждение в интерактивной форме основополагающих вопросов современной моды: социальный, геополитический, семиотический, аксиологический и др. Аспекты костюма. Разделенные на несколько групп студенты должны сформулировать и отстаивать в научной дискуссии собственную точку зрения на понимание терминов «мода, одежда, костюм, стиль. При этом в работе участвуют «представители» разных эпох (с их специфическим отношением к феномену моды и костюма), различных фэшн профессий и школ.

Имитация научной дискуссии «Интерпретация традиций костюма Древнего Востока в истории костюма» проводится в форме дискуссии о проблеме влияния костюма Востока на европейскую моду, что предполагает как привлечение источников, так и широкого круга текстов историко-культурологического характера. Работа студентов идёт как в рамках отдельной группы, так и в форме подготовленного сообщения на одну из предложенных тем в рамках заявленной проблемы.

Имитация научно-практической конференции «Проблема своебразия костюма Древнего Египта» предполагает проведение традиционной по структуре конференции с докладами по предложенным темам и проведение круглого стола для обсуждения итогов конференции. Организация и проведение подобной конференции направлена на освоение студентом приёмов самостоятельной научно-исследовательской деятельности и предполагает подготовку доклада с последующим его обсуждением. Высоко оценивается научная новизна и актуальность заявленной проблемы, умение самостоятельно вести научно-исследовательскую деятельность, знание основных аспектов рассматриваемых вопросов, логика построения сообщения, развёрнутая доказательная база, адекватность изыскательской методологии, применение необходимой терминологии, самостоятельность при составлении библиографии и привлечение иностранной литературы наряду с отечественными изданиями, умение использовать профессиональный язык изложения.

Имитация научно-исследовательской деятельности в рамках изучения проблемы «Интерпретация традиций костюма Древней Греции в истории костюма», Интерпретация традиций костюма Древнего Рима в истории костюма» позволяет студенту освоить основные методы профессиональной изыскательской деятельности искусствоведа. Научная разработка одной из предложенных тем предполагает самостоятельную (под руководством преподавателя) работу над составлением библиографии, сбор и систематизацию материала, разработку структуры письменной научной работы, написание текста, включающего введение, основную часть, разбитую на главы и параграфы, заключение с итоговыми выводами, список используемой литературы, список иллюстраций и альбом, оформленный по стандартным требованиям. Критерием высокой оценки работы является самостоятельность, умение четко структурировать материал, обоснованная методологическая база исследования, привлечение необходимых трудов по теме, опора на современные изыскательские парадигмы, возможность привлечения иностранной литературы, умелый отбор и использование Интернет-ресурсов, удачно построенный альбом иллюстраций и правильное оформление текста, сносок, списка литературы и иллюстраций в соответствии со стандартными требованиями.

Мозговой штурм «Определение стиля костюма на основе сравнительного анализа» позволяет выработать профессиональные навыки совместной разработки научных проблем, работы в коллективе, ведения научной дискуссии, предполагает практическое аудиторное занятие, направленное на непосредственный анализ костюма. Высоко оценивается умение вести свободную дискуссию на заданную тему, знание и активное использование профессионального языка, адекватность используемых методов анализа костюма, всесторонний и объективный взгляд на явления художественной культуры в рамках которой происходит эволюция костюма. Студентам предлагается несколько разрозненных вариантов исторического костюма разных эпох, целью группы является выявление стилистических особенностей костюма, закономерностей его развития на основе стилистической близости художественных приёмов. Успешным итогом работы считается точное определение стиля, периода создания костюма, региона происхождения; умения анализировать не только художественные качества, но и иконографические особенности повышает общую оценку за работу группы.

Кейс-метод в рамках практического занятия «Атрибуция костюма средневекового периода на основе стилистического анализа» предполагает обучение приёмам выявления характерных черт костюма на основе формального и сравнительного анализа памятников. В качестве задания студенты получают изображение костюма данного периода, в ходе занятия необходимо провести стилистическую атрибуцию костюма, поставить его в контекст: выявить эпоху, регион, указать иконографические особенности. Успешным итогом работы считается разработка детального образно-стилистического анализа костюма, правильное определение времени и места его создания, умение поставить произведение в исторический и культурный контекст.

Творческое задание предполагает самостоятельную разработку проблематики «Интерпретация костюма Ренессанса в истории костюма», «Интерпретация исторического костюма в современной моде», «Исторические ременисенции как тенденция моды XIX века» «ретроспективность как тенденция современной моды» Автору проекта необходимо выявить проблему соотношения стиля и стилизации в художественной практике более поздних эпох, рассуждать о «нео-стилях». Определить художественные и стилистические особенности костюма рассматриваемой эпохи, проанализировать специфику интерпретации исторического костюма, охарактеризовать проблему ретроспективности, историзма в моде. Представленное в форме доклада сообщении должно быть снабжено необходимым иллюстративным рядом, оформленным в виде презентации. Творческое задание предполагает самостоятельность работы, независимость аргументированных суждений, глубину анализа костюма, последовательную четкую структуру изложения и выразительный язык повествования с использованием необходимой терминологии, умение представить памятник, выявить стилистические параллели и влияния.

70 % занятий проводится в интерактивной форме, включающей в себя семинарские и практические занятия, направленные на формирование у студента как самостоятельности при работе с материалом, описании и анализе исторического костюма, оценке явлений художественной культуры, так и на выработку навыка работы в коллективе; имитации научно-исследовательской деятельности, научной дискуссии, конференции и т.д. ориентированны на освоение студентом приёмов самостоятельной научно-исследовательской деятельности и предполагающие подготовку доклада с последующим его обсуждением. Ролевая игра и кейс-метод обучения формируют у студента профессиональные навыки работы с художественным материалом, библиографией, знакомит с методологией научного анализа и принципами атрибуции исторического костюма.

Наши рекомендации