Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии. Современные теории и технологии обучения изобразительному искусству

1. Понятие о «педагогической технологии», её отличие от дидактики и методики обучения. Педагогическая технология как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств (Б.Т. Лихачев).

2. Алгоритм проектировочной деятельности учителя изобразительного искусства.

3. Классификация современных образовательных технологий и их характеристика: личностно ориентированное обучение, разноуровневая дифференциация, проблемное обучение, программированное обучение, модульное обучение, метод проектов.

4. Выбор оптимального технологического способа обучения изобразительному искусству и его конкретизация для данного занятия.

5. Критерии оценки технологических способов обучения.

6. Основные направления в исследованиях педагогических технологий.

Основная литература: (27, 45, 46, 48, 55, 58, 60, 69, 71, 108-110, 119, 123)

Дополнительная литература: (52, 54, 62, 72-74, 77, 79, 112, 118, 194)

Контрольные вопросы:

1) Вспомните несколько определений «педагогической технологии».

2) В чем отличие педагогической технологии от методики?

3) Как можно определить место технологии в современной педагогике?

4) Педагогическое воздействие как объект педагогической технологии.

5) В чем заключается принцип целостности в педагогической технологии?

6) Педагогическая техника – как основы педагогической технологии.

7) Отличительными качествами педагогической технологии являются: системность, структурированность, планируемая эффективность на основе предварительного расчета и анализа обновленных средств, методов и форм обучения. Охарактеризуйте каждое из этих качеств с позиции урока изобразительного искусства.

8) Любая педагогическая технология должна соответствовать таким методологическим требованиям, как: концептуалъность, системность, эффективность, воспроизводимость. Охарактеризуйте каждое из требований с позиции урока изобразительного искусства

9) При разработке педагогической технологии педагог последовательно проходит несколько этапов.

- Теоретическое обоснование создаваемой технологии обучения

- Выработка технологических процедур, или непосредственное создание проекта технологии

- Разработка методического инструментария, необходимого для осуществления данной технологии

- Подбор и составление методик замера результатов реализации технологического замысла

Охарактеризуйте каждый этап с позиции урока изобразительного искусства

10) Процесс разработки педагогической технологии в общем виде можно представить как последовательность следующих шагов:

1. Формулирование основных идей, установок, определяющих цели и структуру содержания современного образования.

2. Выделение долговременных целей технологии, определяемых с учетом целей и содержания современного образования.

3. Планирование задач обучения в соответствии с необходимым уровнем усвоения материала и ценностными ориентациями учащихся.

4. Отбор содержания обучения на основе:

5. Определение видов образовательной деятельности учащихся, методов взаимодействия педагога и учащихся, форм организации учебно-познавательной деятельности.

6. Продумывание вариантов изучения особенностей восприятия обучаемыми учебной информации и ее осознанности путем подбора разнообразных диагностических методик.

7. Разработка вариантов заданий в различных видах контроля.

8. Выделение вариантов коррекции усвоения учащимися полученных знаний.

9. Подготовка учебно-методического оснащения технологии обучения.

10. Определение роли, места и функций педагога в системе предполагаемого обучения.

11. Формулирование ожидаемых диагностируемых результатов обучения — учебных достижений учащихся и способов получения обратной связи и рефлексии.

Охарактеризуйте эти шаги на примере конкретного урока изобразительного искусства.

11) Какова роль и место дидактического проектирования в деятельности учителя изобразительного искусства?

12) В педагогической деятельности выделяют следующие функциональные компоненты (Н.В. Кузьмина): гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Можно ли их назвать важными элементами технологических процедур проектирования процесса обучения?

7. Роль художественно-эстетического воспитания в парадигмах образования: гуманитаризация, гуманизация и демократизация школьного образования. Концепция художественного образования в Российской федерации и реализация её принципов в культурно-образовательном пространстве.

1. Гуманизация образования как моделирование образовательного пространства, основанного на четырех основополагающих принципах педагогики: 1) признание индивидуальности и уникальности личности ребенка; 2) признание за ребенком права на субъективное отношение к социальным ценностям и окружающей среде; 3) взаимное раскрытие «Я» педагога и «Я» воспитанника, взаимная трансакция «Я»; 4) единство требовательности и уважительного отношения к личности ребенка.

2. Гуманизация образования как отход от авторитарной и «усредненной» педагогики, где индивидуальность «выравнивалась» под стандарт. Гуманизация образования в создании оптимальных условий для самоактуализации, самоактивизации и самореализации социально-значимых способностей индивида.

3. Основные положения концепции художественного образования в Российской Федерации и реализация её принципов в культурно-образовательном пространстве. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации.

4. Новое педагогическое мышление в преподавании изобразительного искусства. Роль изобразительного искусства в общем развитии и художественном воспитании детей. Место изобразительного искусства в системе общего образования, развития и воспитания школьника.

5. Основные направления инновационной работы учителей изобразительного искусства. Гуманизация образования, создание нового поколения вариативных учебников и учебных пособий, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры современного демократического общества.

6. Перспективы развития художественного образования и эстетического воспитания детей.

Основная литература: (40, 45-48, 55, 58, 60, 62, 66-69, 79, 92-96, 123, 127)

Дополнительная литература: (21, 23, 30, 34, 36, 52, 82, 113-115, 124, 126)

Контрольные вопросы:

1) Что предполагает гуманизация образования?

2) В чем состоит сущность гуманитаризации школьного образования?

3) В чем заключается демократизация школьного образования?

4) Раскройте сущность понятия «система образования».

5) Назовите основные признаки государственного управления образованием.

6) Раскройте признаки общественного управления образованием.

7) Назовите основополагающие принципы педагогики.

8) В чем заключается сущность «Я-концепции»?

9) Сформулируйте ряд оптимальных условий для самоактуализации личности.

10) Чем обеспечивается реализация Национальной доктрины образования в Российской Федерации в области художественного образования и культурно-просветительской работы?

11) Перечислите основные мероприятия, предусмотренные в концепции художественного образования в Российской Федерации, направленные на повышение значимости культуры и искусства в общем образовании и способствующие сохранению и развитию сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.

12) Дайте характеристику основным положениям государственного стандарта образовательной области «Искусство». Как реализуется «Концепция художественного образования» в Российской Федерации в нормативно-правовых аспектах содержания государственного стандарта?

13) Какие идеи, положения теории художественного воспитания 20-30-х годов вошли в «Концепцию художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе» Б.М. Неменского?

8. Место уроков изобразительного искусства в системе образования Российской Федерации. Федеральный государственный образовательный стандарт - нормативно‑правовая база управления образовательными системами.

1. Основополагающие принципы художественно-эстетической деятельности учащихся в системе современного образования. Законы, регламентирующие взаимоотношения субъектов образовательного процесса.

2. Функции системы художественного образования в рамках закона Российской Федерации «Об образовании».

3. Функции системы художественного образования в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Основная литература: (41, 44, 51, 79)

Дополнительная литература: (111, 230-244)

Контрольные вопросы:

1) Раскройте сущность понятия «система образования». Определите в ней место уроков изобразительного искусства опираясь на ФГОС. Соотнесите основные положения ФГОС с позициями ведущих научных школ в педагогике искусства.

2) Охарактеризуйте содержание Федерального государственного образовательного стандарта. Стандарт как общественный договор.

3) Назначение и функции стандартов нового поколения. Деятельностный подход к построению образовательных стандартов

4) Каковы ключевые особенности ФГОС? Структура компонентов стандартов общего образования. Охарактеризуйте их позиции предметной области уроков изобразительного искусства.

5) Какова государственная политика РФ в области образования, какое место отводится в нем предметной области «Искусство»?

6) Каков статус и формат примерной основной образовательной программы, в частности программы «Изобразительное искусство»? Является ли базисный учебный план в рамках ФГОС нормативным документом?

7) Какое участи должен принимать учитель в разработке учебно-методического обеспечения ФГОС?

8) Каковы механизмы, обеспечивающие реализацию воспитательной составляющей ФГОС?

9) В чем сущность содержания художественного образования и эстетического развития личности, принципы и критерии отбора содержания художественного образования?

10) Фундаментальное ядро содержания общего среднего образования

11) Охарактеризуйте модель системы оценки результатов освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству

12) Какие функции возлагаются на предмет «Изобразительное искусство» в структуре модели развития универсальных учебных действий ФГОС

Наши рекомендации