Современные педагогические технологии, их классификация и характеристики. Критерии эффективности педагогической технологии

Педагогическая технология (технология обуче­ния)- это система проектирования и практическо­го применения адекватных данной технологии педа­гогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и вос­питания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности и в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Цель педагогических технологий- повысить эффективность образовательного процесса, гаранти­ровать достижение запланированных результатов обучения. Главное - ориентация на личность школь­ника, поскольку педагогическая технология - сово­купность взаимосвязанных средств, методов и про­цессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на соз­дание условий для достижения определенного уров­ня образованности личности.

Современные педагогические технологии наукоем­ки, поскольку они опираются на закономерности и принципы, без которых нет теории.

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное.

По сущностным и инструментально значимым свойствам (целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обуче­ния) выделяются следующие классы педагогических технологий:

по ведущему фактору психического развития (биогенные, социогенные, пси­хогенные, идеалистские). Сегодня общепринято, что личность – резуль­тат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конк­ретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным. Не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

по научной концепции усвоения опыта (ассоциативно-рефлек­торные, бихевиористские, гешталъттехнологии, интериоризаторские, развивающие, нейролингвистического программирования, суггестивные).

по ориентации на личностные структуры –информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам); операционные (формирование способов умственных действий); эмоционально-художе­ственные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений); технологии саморазвития (формирование самоуправля­ющих механизмов личности); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы).

по характеру содержания и структуры–обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

по типу организации и управления познавательной деятельностью(Беспалько). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетаний этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько дидактических систем): классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное); обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа; система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения; компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенкав образовательном процессе, отношение к ребенкусо стороны взрослых. Выделяется: авторитарные технологии (педагог является единолич­ным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект»; отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлени­ем инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и при­нуждения); дидакто-центрические технологии (высокая степень невнимания к личности ребенка,господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, и са­мыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства); личностно-ориентированные технологии(центр всей школь­ной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес­конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по­тенциалов; личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели).

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направ­лениями выделяются гуманно-личностные (гу­манистическая сущность, психотерапевтическая направленность на поддерж­ку личности, помощь ей), технологии сотрудниче­ства (демократизм, равенство, парт­нерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка), технологии свободного воспитания (акцент на предоставле­ние ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности).

Способ, метод, средствообучения определяют названия существующих технологий – репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, диалогические, коммуникативные, творческие и др.

По категории обучающихся: массовая (традиционная) технология, рассчитанная на усредненного ученика; технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.); технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.); различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, олигофренопедагогика); технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми.

По содержанию модернизаций и модификаций: педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений (технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, не жестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания) - педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили и др.; педагогические технологии на основе активизации и интенсифи­кации деятельности учащихся (игровые технологии, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др); педагогические технологии на основе эффективности организа­ции и управленияпроцессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, техноло­гии индивидуализации обучения, групповые и коллективные способы обу­чения, компьютерные (информационные) техноло­гии и др.); педагогические технологии на основе методического усовершен­ствования и дидактического реконструированаучебного материала (ук­рупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология реализации теории поэтапного формирования умственных дей­ствий М.Б. Воловича и др); природосообразные(опирающиеся на естественные процессы развития ребенка) – обучение по Л.Н. Толстому, технология М. Монтессори и др.); альтернативные (альдорфская педагогика Р.Штейнера, технология сво­бодного труда С.Френе).

Эффективным может считаться такой процесс обучения,который обусловливает: 1) увеличение объема знаний, умений, навыков у уча­щихся; 2) углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности; 3) новый, уровень познавательных потребностей уче­ния; 4) новый уровень сформированное познавательной самостоятельности и творческих способностей.

Наши рекомендации