Срок реализации программы 2 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (далее программа) «Очумелые ручки» (начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования). Направленность программы: техническое. Срок реализации программы 2 года. Возраст обучающихся 7-11 лет.
Новизна программы:введение новых тем для изучения позволяет комбинировать используемые приемы и методы по техническому и художественному конструированию.
Актуальность программы.Программа реализует развивающие и воспитательные задачи через умения, и навыки технического и художественного конструирования.
Педагогическая целесообразность.Программа является начальным подготовительным звеном в системе дополнительного образования и развития ребенка. После ее освоения обучающиеся могут продолжить обучение в объединениях технического направления, т.к. у них сформировались первоначальные умения по работе с чертежными инструментами, умение читать, понимать, вычерчивать ''несложные'' чертежи и развертки.Приобретая знания и умения в объединении НТМ, обучающиеся закладывают прочный «фундамент» для успешного дальнейшего обучения.
Цель: развитие творческой активности обучающихся путем формирования знаний, умений и навыков в работе по конструированию и художественному оформлению изделий.
Задачи:
· формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
· формировать практические навыки работы с инструментамипривить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
· развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
· развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе.
· Воспитывать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, развивать умение работать в группе, формировать коммуникативную культуру обучающихся.
Программа составлена на основе Дополнительной общеобразовательной программы «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования», педагога высшей категории Соколовой М.Б. ЦДОД г. Череповец
Отличительные особенности программы от ужесуществующих программ.Программа предусматривает более разнообразный и доступный учебный материал, не дублируетпрограммы средней общеобразовательнойшколы, а некоторые темы (например, "графическая грамота") даются с опережением, что помогает обучающимся при освоении материала в школе.
По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени занимает практическая работа. Значительное место отводится графической подготовке, чтобы сформировать прочные навыки в графическом изображении при изготовлении изделий.
Содержание практической части и творческие задания для обучающихся разработаны на основе опыта работы, учитывая интересы обучающихся, значимость, доступность, соответствие цели и задачам программы.
Успех работы в объединении всегда зависит от выбора объектов труда. Они должны быть интересными, внешне привлекательными, несложными в изготовлении.
Возраст обучающихся 7-11лет.Объединение 1 и 2 года обучения комплектуется в основном из учащихся 1-4классов.
Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие. Занятия проводятся в группах, по подгруппам и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным.
Группы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными.
Этапы реализации программы.
Первый этап – стартовый, второйэтап – базовый.
Формы проведения занятий:
Занятие, практическое занятие, выставка, защита проектов, беседа, конкурс, экскурсия, занятие- игра, занятие-соревнование, дидактическая игра.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, беседа, создание игрового пространства, показ способов действия, творческое задание.
Педагогические технологии:Педагогика сотрудничества, проектные технологии,игровые технологии.
Уровни сложности освоения программы.
1 год обучения – стартовый.
2 год обучения – базовый.
Структура программы.
Структура программы блочная. Количество занятий и темы занятий в каждом тематическом модуле можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание модуля, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.
Количество занятий и темы занятий в каждом тематическом модуле можно регулировать, заменять равноценными или более полно раскрывающими содержание модуля, учитывая уровень группы и индивидуальные особенности обучающихся.
Содержание программы 1 года обучения.
Вводное занятие 2ч.
Теория-1час
· Игра «Давайте познакомимся».
· Специфика работы объединения.
· Правила поведения обучающихся в учебном кабинете.
· Беседа «Значение техники в жизни людей».
· Демонстрация готовых изделий.
Практика-1час
· Проведение диагностики. Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений и интересов детей.
· Игры с поделками.
Графическая грамота. -4ч.
Теория
· Чертёжные инструменты: линейка, карандаш; их назначение и правила пользования.
· Линии чертежа: линия видимого контура (сплошная толстая), линия сгиба (пунктирная).
· Первоначальное понятие о чертеже и эскизе, их различия.
· Правила безопасной работы.
Практика:
· Упражнения в чтении и составлении простейших чертежей.
· Изготовление из бумаги самолётов, игры-соревнования с ними.
Конкурсы и мероприятия
· Экскурсии в выставочные залы для ознакомления с творческими работами школьников города.
· Конкурсные, игровые программы; праздники.
Итоговое занятие.
· Оформление итоговой выставки.
· Итоговое занятие «Путешествие в городок «Мастерок».
· Подведение итогов работы за год, обмен мнениями о работе объединения.
· Проведение итоговой диагностики.
Учебный план 2года обучения.
№ п\п | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие. | Анкетирование | ||||
Материалы и инструменты | Викторина «Инструменты и материалы» | ||||
Графическая грамота. | Опрос | ||||
Чертежные инструменты линейка, треугольник, циркуль | |||||
Линии чертежа | |||||
Чертеж, эскиз | |||||
Развертка, условные обозначения | |||||
Конструирование из плоских деталей | Самостоятельная работа | ||||
Плоские геометрические фигуры: разновидности прямоугольников | опрос | ||||
Плоские геометрические фигуры: разновидности треугольников | Практическая работа | ||||
Сопоставление форм окружающих предметов, технических объектов с геометрическими фигурами | |||||
Соединение (сборка) деталей между собой | Практическая работа | ||||
Неподвижное соединение (клеевое) | |||||
Неподвижное соединение (щелевое) | |||||
Подвижное соединение «Улитка» | |||||
Подвижное соединение (крепежное) | Практическая работа | ||||
Приемы работы в технике«мозаика» | |||||
Приемы работы в технике мозаика | Практическая работа | ||||
Приемы работы в технике «плетение» | |||||
Конструирование из объёмных деталей | Мини-выставка | ||||
Объемные фигуры | опрос | ||||
Объемная фигура -шар | |||||
Объемная фигура-(куб) | |||||
Объемная фигура (параллипипед) | |||||
Объемная фигура (призма) | |||||
Элементы объемных геометрических фигур: ребро, вершина, основание, бок. поверхность | опрос | ||||
Сопоставление форм окружающих предметов, технических объектов с геометрическими фигурами | |||||
Способы изготовления разверток | Практическая работа | ||||
Способы изготовления разверток | |||||
Изготовление объемных геометрических фигур с предварительным вычерчиванием разверток | |||||
Карандашница на основе куба | Практическая работа | ||||
Поздравительная коробочка -(параллипипед) | |||||
Объемная поделка на основе призмы | |||||
Объемные поделки на основе шара | |||||
Коробочки разных видов | Практическая работа | ||||
Транспортная техника объемная | |||||
Модульное оригами объемное | Практическая работа | ||||
Соединение модулей | |||||
Объемные композиции | |||||
Объемные сюжетные композиции | Практическая работа | ||||
Изготовление фигурок животных | |||||
Изготовление технических объектов из готовых форм | |||||
Художественное конструирование | Конкурс «Золотые ручки» | ||||
Основы художественного конструирования | |||||
Аппликация и ее виды | |||||
Апплицирование с разными материалами | Практическая работа | ||||
Объемная аппликация | |||||
Работа со шпагатом | |||||
Конструирование из полосок цветной бумаги | |||||
Изготовление игрушек и сувениров из бумаги и других материалов. | Мини-выставка | ||||
Способы изготовления поделок из разных видов бумаги | Творческое задание | ||||
Приемы изготовления поделок из разных видов бумаги | |||||
Декоративное оформление поделок. | Практическая работа | ||||
Новые техники изготовления сувениров из разных видов бумаги | |||||
«Квиллинг»– материалы, инструменты | опрос | ||||
Изготовление поделок в технике «Квиллинг» | |||||
Изготовление сувениров и оформление яичной скорлупой | |||||
Изготовление игрушек из салфеток | Практическая работа | ||||
Изготовление открыток к праздничным датам | |||||
Изготовление открыток | |||||
Изготовление новогодних поделок | Практическая работа | ||||
Изготовление новогодних масок | |||||
Изготовление цветочных композиций | |||||
Изготовление цветов из природных материалов | Практическая работа | ||||
Изготовление композиций на основе элементов «капелька» | |||||
Изготовление композиций из бумаги и картона | |||||
Изготовление композиций на основе элементов «пушистик» | Практическая работа | ||||
Орнамент- декоративное оформление | |||||
Изготовление композиций на основе «лепесток» | |||||
Изготовление композиций в технике «квилинг» | Практическая работа | ||||
Конкурсы, мероприятия | - | ||||
Участие в городских мероприятиях и на СЮТ. | Конкурс | ||||
Участие в конкурсах | |||||
Работа с выставочными экспонатами. | - | Итоговая выставка | |||
Изготовление выставочных работ | |||||
Оформление выставочных работ | |||||
Участие в выставке на СЮТ | |||||
Изготовление экспонатов для оформления класса | |||||
Итоговое занятие. | |||||
Итого: |
Содержание программы 2 года обучения.
Вводное занятие.
· Беседа «Как я провёл лето».
· Задачи и содержание программы второго года обучения.
· Анализ работ, выполненных летом.
Практическая работа:
· Изготовление игрушки на тему: «Подарок моему новому другу».
Материалы и инструменты.
· Беседа «Производство бумаги в современном мире».
· Демонстрация образцов новых видов бумаги и других материалов: пластика, поролона, стекла. Их свойства. Инструменты при работе с ними.
· Простейшие опыты по определению свойств бумаги.
Практическая работа:
· Составление коллекции «Виды бумаги». Оформление работы.
Графическая грамота.
· Чертёжные инструменты: линейка, циркуль, карандаш; их назначение и правила пользования.
· Линии чертежа: линия видимого контура (сплошная толстая), линия сгиба (пунктирная), линия обрыва (волнистая), выносная (размерная) линия.
· Условные обозначения радиуса, диаметра.
· Правила безопасной работы.
Практическая работа:
· Упражнения в чтении и составлении чертежей-развёрток.
· Изготовление несложных моделей технических объектов по чертежу развёртке. Обыгрывание.
Экскурсии и мероприятия.
· Экскурсии в парк для наблюдения за сезонными изменениями. Сбор природного материала для занятий.
· Экскурсии по улицам города для наблюдения за техническими объектами, их устройством и работой; для закрепления правил дорожного движения.
· Экскурсии в выставочные залы для ознакомления с различными видами декоративно-прикладного искусства.
· Конкурсные, игровые программы; праздники.
Итоговое занятие.
· Оформление итоговой выставки.
· Итоговое занятие «7 ступенек к успеху» или «Звёздный час».
· Подведение итогов работы за год, обмен мнениями о работе объединения, поощрения обучающихся.
· Проведение итоговой диагностики.
Ожидаемые результаты 2 года обучения:
Обучающиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях;
- способы работы с бумагой, картоном, ватой, поролоном, природными материалами;
- правила чтения графических изображений;
- объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма, конус, параллелепипед), их элементы (грани, вершины, ребра);
- теплые, холодные, хроматические, ахроматические цвета.
уметь:
- соблюдать технику безопасности труда;
- работать ручными инструментами с разными материалами, используемыми в разделах "сувенир", работа с природным материалом;
- экономно расходовать материал, бережно относиться к инструментам, оборудованию;
- самостоятельно планировать предстоящую работу;
- самостоятельно изготавливать плоские и объемные поделки по образцу.
Приложение 1.
Методическое обеспечение.
1. В разделе "Вводная беседа", "Материалы и инструменты" используется литература: "Чудесные поделки из бумаги" Богатеевой; "Художественный труд в д/с СССР и СФРЮ" Д.В.Пантелеевой, детская литература (беседы: "Из истории бумаги", "Материалы и инструменты").
Имеется коллекция различных видов бумаги, набор инструментов).
Подборка загадок об инструментах.
2. Графическая грамота.
Для изучения данной темы используется материал:
· рисунок с линиями условных изображений;
· геометрические фигуры плоские, объемные;
· чертежи, схемы, таблицы.
3. Конструирование из плоских деталей.
· По видам транспорта (образец, технологическая карта, чертежи, раздаточный
материал: квадрат-шаблон, иллюстрации с изображением транспортных
средств, детская художественная литература).
· По изготовлению поделок на основе круга (образцы, чертежи, раздаточный материал - шаблоны круга).
· Конспект занятия по видам техники с подбором загадок, поделок, кроссвордов, иллюстрации и другие наглядные материалы.
4.Конструирование из объемных деталей.
На занятиях используются:
· набор геометрических объемных фигур;
· развертки, чертежи;
· образцы;
· шаблоны.
5. ОРИГАМИ.
Для изготовления поделок по типу "оригами" используется:
· Беседа "Что такое оригами".
· Наглядные пособия - таблицы, схемы по приемам складывания, последовательность работы.
· Образцы.
· Художественная детская литература,
6. Сувенир.
Для вступительных бесед используется: журнал "Начальная школа", "Художественный труд" Л.В.Пантелеевой и другая литература.
Разработана папка по изготовлению сувениров и подарков к праздникам (образцы, шаблоны, чертежи, технологические карты);
· Пасхальные сувениры;
· Поздравительные открытки;
· Новогодние украшения;
Литература для педагога
1.Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
М.: Просвещение, 1988.
2.Программы средней общеобразовательной школы "Начальные классы".
М.: Просвещение, 1993.
3.Барта И. 200 моделей для умелых рук. - СПб: Сфинкс, 1997.
4.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 1992.
5.Галеезо М.В., Маткша М.В. Возрастная и педагогическая психология. -
М.: Просвещение,1990г Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 1981
6.Маракаев О. Первый букет. – Ярославль: Академия развития, 1999.
7.Мастерим из бумаги ОРИГАМИ. – Таллин: Издательство "Валгус".
8.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия развития, 1998.
9.Оригами. Выпуск № 1. Бумажный конструктор для детей.– Новосибирск: Студия Дизайн ИФОЛИО, 2004г
10. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. -
М.: Просвещение, 1988.
11. Полонин К. Дети в летнем лагере. - М.: Профиздат, 1991.
12. Соколова О. Сказки и маски. - СПб: Диамант, 1997.
13. Цамуталина Е.Е 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль: Академия развития, 1999.
14. Щеблыкин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы. - М.: Просвещение, 1990.
15. Журналы "Дошкольное воспитание", "Начальная школа".
Литература для обучающихся
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф Аким. 1999.
2. Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.: Педагогика, 1987.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2002.
4. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» - Лига Пресс» 2002.
5. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипресс-конлига», 2004.
6. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль Академия развития, 2001.
7. Геронумус Г.М. 150 уроков труда. - Тула, 1996.
8. Глушкова И. Сделай сам. Для мальчиков. - М., 1996г.
9. Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками - М., 2000
10. СтоляроваС.В. Я машину смастерю - папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. -Ярославль, 2000.
11. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. - М., 1990.
12. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. -Ярославль – 2004.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа (далее программа) «Очумелые ручки» (начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования). Направленность программы: техническое. Срок реализации программы 2 года. Возраст обучающихся 7-11 лет.
Новизна программы:введение новых тем для изучения позволяет комбинировать используемые приемы и методы по техническому и художественному конструированию.
Актуальность программы.Программа реализует развивающие и воспитательные задачи через умения, и навыки технического и художественного конструирования.
Педагогическая целесообразность.Программа является начальным подготовительным звеном в системе дополнительного образования и развития ребенка. После ее освоения обучающиеся могут продолжить обучение в объединениях технического направления, т.к. у них сформировались первоначальные умения по работе с чертежными инструментами, умение читать, понимать, вычерчивать ''несложные'' чертежи и развертки.Приобретая знания и умения в объединении НТМ, обучающиеся закладывают прочный «фундамент» для успешного дальнейшего обучения.
Цель: развитие творческой активности обучающихся путем формирования знаний, умений и навыков в работе по конструированию и художественному оформлению изделий.
Задачи:
· формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
· формировать практические навыки работы с инструментамипривить бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию;
· развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
· развивать конструкторские способности, техническое мышление, творческий подход к работе.
· Воспитывать внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, развивать умение работать в группе, формировать коммуникативную культуру обучающихся.
Программа составлена на основе Дополнительной общеобразовательной программы «Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования», педагога высшей категории Соколовой М.Б. ЦДОД г. Череповец
Отличительные особенности программы от ужесуществующих программ.Программа предусматривает более разнообразный и доступный учебный материал, не дублируетпрограммы средней общеобразовательнойшколы, а некоторые темы (например, "графическая грамота") даются с опережением, что помогает обучающимся при освоении материала в школе.
По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени занимает практическая работа. Значительное место отводится графической подготовке, чтобы сформировать прочные навыки в графическом изображении при изготовлении изделий.
Содержание практической части и творческие задания для обучающихся разработаны на основе опыта работы, учитывая интересы обучающихся, значимость, доступность, соответствие цели и задачам программы.
Успех работы в объединении всегда зависит от выбора объектов труда. Они должны быть интересными, внешне привлекательными, несложными в изготовлении.
Возраст обучающихся 7-11лет.Объединение 1 и 2 года обучения комплектуется в основном из учащихся 1-4классов.
Условия набора обучающихся в коллектив: принимаются все желающие. Занятия проводятся в группах, по подгруппам и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным.
Группы могут быть как одновозрастными, так и разновозрастными.
Срок реализации программы 2 года.
Режим занятий. Часовая нагрузка учебного года – 144 часа, 4 часа в неделю – 2раза в неделю по 2 часа.
Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время. Во время летних каникул реализуется дополнительно разработанная программа на каникулярный период, допускается работа с переменным составом обучающихся объединения.
Основные разделы программы: материалы и инструменты, графическая грамота, конструирование из плоских деталей, Оригами – японское искусство, конструирование из объемных деталей, изготовление игрушек и сувениров из бумаги и других материалов, работа с выставочными материалами.
Вариативность программы – в практической части возможно выполнение заданий с учетом интересов обучающихся и уровней сложности заданий.
Года обучения являются самостоятельными модулями и обучающиеся могут закончить или начать обучение с любой модуля. Структура и содержание программы допускают включение вновь прибывших, обучающихся на любом году обучения с учетом уровня подготовленности и возраста обучающихся (по результатам входного контроля).
Возможно обучение, по индивидуальному учебному плану графику в пределах осваиваемой программы.
Этапы реализации программы.
Первый этап – стартовый, второйэтап – базовый.
Формы проведения занятий:
Занятие, практическое занятие, выставка, защита проектов, беседа, конкурс, экскурсия, занятие- игра, занятие-соревнование, дидактическая игра.
Методы обучения:
Словесные, наглядные, практические, беседа, создание игрового пространства, показ способов действия, творческое задание.
Педагогические технологии:Педагогика сотрудничества, проектные технологии,игровые технологии.