Дайте определение понятию «тактика». Составьте схему классификации тактики хоккея. Нарисуйте схему оборонительной системы 3-2 и опишите действия нападающих и защитников.
Тактика — одна из наиболее важных составляющих структуры хоккея. От уровня ее развития во многом зависит успешность выступления команды. Слаженность действий игроков, их взаимопонимание, творческая активность, оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных действий возможны лишь на основе определенных и разумных тактических построений команды. В современном хоккее практикуется многообразие тактических построений. Однако их выбор и определение тактического кредо команды во многом зависят от уровня технического мастерства хоккеистов, их физической и психологической подготовленности.
Высокая тактическая оснащенность команды позволяет ей рационально использовать свой игровой потенциал, разумно выбирать тактические построения в зависимости от игры конкретного противника и быстро перестраиваться в ходе матча в связи с изменением тактики игры противника, соотношения сил, состава звеньев и т.д.
При относительном равенстве в других аспектах подготовленности (физической, технической и волевой) побеждает команда с более высоким уровнем тактического оснащения.
Тактика — греческое слово, означающее искусство построения войск и ведения боя. Не искажая основного смысла этого понятия и учитывая специфику спорта, тактику хоккея правомерно определить как рациональное построение и организацию коллективных и индивидуальных действий хоккеистов при оптимальном использовании средств и методов борьбы с противником для достижения победы.
Важнейшая задача тактики — определение и реализация конкретных путей, средств и способов борьбы, которые более всего соответствуют обстановке в данном матче (сила и тактика противника, состояние своей команды и т.д.). В отличие от стратегии тактика решает задачи в отдельном матче.
Таким образом, тактика имеет свою форму, средства и методы. Ее форму характеризуют индивидуальные, групповые и командные действия. Технические действия являются основными средствами тактики, а их системное использование в рамках определенных тактических построений и определяет методы ведения борьбы. К ним целесообразно отнести такие понятия, как системы, стиль, темп и ритм ведения игры.
Система ведения игры — это расстановка и взаимодействие игроков в определенном порядке в атаке и обороне. Суть ее заключается во взаимодействии игроков, в выполнении ими определенных функций, в подчинении действий игрока интересам команды, в возможности наиболее полного раскрытия и использования индивидуальных особенностей хоккеистов.
Реализация тактических систем осуществляется с помощью групповых и индивидуальных тактических действий; при этом под групповыми следует понимать согласованные действия двух или нескольких игроков, направленные на решение определенной тактической задачи.
Индивидуальные тактические действия — это целесообразное применение игровых приемов в зависимости от сложившейся ситуации. Индивидуальные действия могут быть с шайбой и без нее.
Стиль — это совокупность отличительных признаков, характеризующих игру хоккеистов и команды (атакующий, активный, оборонительный, пассивный, комбинационный, прямолинейный, аритмичный и т.д.).
Российскому хоккею присущ атакующий комбинационный стиль: он делает хоккей наиболее зрелищным и интересным. Стиль игры обычно определяют ее темп и ритм.
Под темпом обычно понимают интенсивность (скорость) ведения игры. Увеличение темпа игры ставит противника в более сложные условия, вносит в его ряды растерянность, приводит к ошибкам в технико-тактических действиях. Вместе с тем иногда при наступлении усталости тактически целесообразно снизить (сбить) темп игры с целью экономии сил и удержания счета.
Ритм игры — это чередование отдельных технико-тактических операций во времени. Различают равномерный и неравномерный ритм (аритмия). Для современного хоккея характерна аритмия, т.е. чередование резкого увеличения темпа игры и его снижения в определенных фазах атаки и обороны с целью подавить противника, не дать ему выполнить свои замыслы и навязать ему свой план действий.
Командная тактика включает в себя отбор шайбы в зоне нападения, средней зоне, зоне защиты, организацию атаки и контратаки с места отбора шайбы в зоне защиты, в средней зоне и в зоне нападения, атаку с ходу, позиционную атаку с разыгрыванием шайбы в зоне нападения.
Как уже отмечалось, с помощью тактики решают задачи ведения борьбы с противником, относящиеся к конкретному матчу. Однако не менее важны также прогнозирование, подготовка команды, рациональное распределение сил в длительных турнирах, полноценное использование всех условий и др. Решение всех этих задач входит в понятие стратегия, определяемое как искусство управления подготовкой и выступлением команды в турнирах различного ранга.
Исходя из широты стратегических задач, целесообразно подразделить их на три уровня:
- генеральные, связанные с определением основных путей развития хоккея в длительном периоде;
- подготовительные, определяющие построение процесса подготовки хоккеистов в годичном цикле;
- оперативные, решаемые в процессе управления ходом соревновательной деятельности.
Стратегические задачи реализуются с помощью тактики. Поэтому тактика выполняет соподчиненную функцию по отношению к стратегии.
Чтобы проследить взаимосвязь и соподчинение различных компонентов, целесообразно их классифицировать, т.е. провести группировку в определенном порядке.
Рассмотрим классификацию компонентов тактики.
Система 3—2 предусматривает активный отбор шайбы у соперника тремя нападающими в первой линии обороны и двумя защитниками во второй.
Зона нападения. На владеющего шайбой хоккеиста идет без промедления ближний игрок и навязывает ему силовую борьбу. Как правило, в спаренный отбор вступают один из крайних нападающих и центральный нападающий. Центрфорварда соперников опекает дальний крайний нападающий. Ближний защитник «закрывает» борт, другой защитник немного оттянут. При переводе шайбы на противоположный фланг крайний нападающий, опекавший центрального, атакует защитника с шайбой. Центральный нападающий обороняющихся спешит на подбор шайбы. Другой крайний нападающий занимает место партнера по игре на фланге. Защитники также перестраиваются, дальний от шайбы защитник немного оттянут назад.
Средняя зона. Три нападающих обороняющихся активно перемещаются и создают условия для спаренного отбора. Защитники активно контролируют центр площадки.
Зона защиты. Ближний защитник атакует в углу крайнего нападающего с шайбой. Второй защитник охраняет «пятачок» и опекает другого крайнего нападающего. Центральный форвард контролирует действия центрального нападающего атакующей команды, и, если защитнику удалось навязать нападающему с шайбой силовую борьбу, он идет на подбор шайбы (спаренный отбор). Ближний к шайбе крайний нападающий обороняющихся опекает своего защитника. Другой крайний располагается позиционно между центральным нападающим и защитником атакующих.
БИЛЕТ №13
1) Дайте физиологическое обоснование циклического планирования тренировочной нагрузки с целью повышения физической работоспособности.
При выполнении физических упражнений разной мощности и продолжительности вклад данных систем, как правило, неодинаков. В связи с этим физические упражнения подразделяются на группы с явным преобладанием анаэробного или аэробного путей энергопродукции, а также смешанного анаэробно-аэробного энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся соотношения трех систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и аэробных циклических упражнений.
При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:
1. продолжительность упражнения;
2. интенсивность;
3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
4. характер отдыха;
5. число повторений упражнения.
Тренирующая нагрузка, чтобы вызвать тренировочный эффект должна быть достаточно длительной.
Так, увеличение мышечной силы достигается небольшим числом близких к максимальным повторных сокращений длительностью несколько секунд один раз в день. Такая кратковременная нагрузка даже при высокой интенсивности не может достаточно влиять на изменение выносливости .
Общая пороговая продолжительность занятий физической- культурой, при которой проявляется заметный тренировочный эффект, составляет для аэробной тренировки (выносливости) - 10-16 недель, для анаэробной (скоростно-силовой) - 8-10 недель.
Систематическое выполнение данного упражнения (тренировка) вызывает специфическую адаптацию организма, обеспечивающую более совершенное выполнение тренируемого упражнения. Такая адаптация проявляется в специфических тренировочных эффектах - наибольшем повышении результата в тренируемом упражнении (спортивного результата) и экономичности его выполнения. Отсюда следует, что тренировочные программы должны составляться так, чтобы развивать специфические физиологические способности, необходимые для выполнения данного упражнения или данного вида физической (спортивной) деятельности (принцип специфичности тренировки).