Наблюдение, кодирование, установка
Суть моделирования можно выразить тремя словами: 1. Наблюдение, 2. Кодирование и 3. Установка. Как же эти три элемента взаимодействуют друг с другом? Сначала у кого-то появляется определенная цель «Я хочу научиться делать то или это» или «Я хочу научить тому или этому целевую группу X» - Затем он отыскивает одного или нескольких специалистов: людей, которые умеют это делать очень хорошо. После этого способность специалиста кодируется. Другими словами, НЛ - программист наблюдает эту способность «в действии» и наряду с тем беседует со специалистом. При этом он подмечает мысли, убеждения, манеры поведения и эмоции эксперта. Исключительно большое значение имеет при этом технология коммуникации НЛП. Так, к примеру, НЛ-программист может получить более точную и верную информацию, если установит с экспертом хороший раппорт. После этого НЛ- программист наблюдает за сигналами доступа (движения глаз и т. п.), а также за другими бессознательными реакциями. Эта информация также весьма важна, так как очень часто именно бессознательные процессы делают специалиста специалистом.
НЛ-программист кодирует информацию эксперта, используя при этом исключительно термины НЛП: внутренние стратегии, субмодальности, якоря, структуры убеждений, метапрограммы и т. д. Обобщение этой информации является моделью, которую НЛ-программист делает на основе специалиста. После этого смоделированная способность устанавливается, другими словами, НЛ-программист старается максимально уподобить свои внутренние процессы внутренним процессам специалиста Он думает, чувствует, фантазирует, действует, двигается, наблюдает и дышит так же, как это делает специалист. Затем он выясняет, может ли он достичь тех результатов, которые достигает эксперт. Если это ему пока не удается, он собирает больше информации и совершенствует свою модель. Практически все принципы и техники НЛП могут иметь при этом большое значение. Что касается принципов, к примеру, очень важно рассматривать процесс моделирования как модель ТОТЕ: я проверяю, достаточно ли хорошо я это делаю; если это не так, я стараюсь усовершенствовать свою модель. Затем я снова смотрю, что у меня получается. При необходимости — снова изменяю модель и т. д. и т. п., до тех пор, пока я не достигну своей цели — научиться делать то, что умеет делать специалист. Что касается техник: например, НЛ-программист часто обнаруживает, что у него возникло внутреннее сопротивление перенятию некоторых элементов опыта. Если это происходит, можно призвать на помощь «шестишаговый рефрейминг». Или НЛ-программисту не удается вызвать у себя эмоции, которые есть у специалиста. В этом случае можно использовать технику Изменения Личностной Истории.
Если модель достаточно хорошо работает для НЛ-программиста, он может начинать разрабатывать техники для переноса этой модели на других людей. Таким образом ежегодно возникает множество новых техник НЛП.
БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
НЛ-программисты — не единственные, кто предлагает моделирование. Люди, которые работают в определенной сфере, будь то терапия, образование, консультирование, менеджмент или что-то еще, также имеют свое представление о том, как нужно что-то делать. Они предлагают принципы, модели и техники, которые позволяют им успешно выполнять свою работу. Что HJI-программист может может к этому добавить? Почему моделирование специалистов настолько важно, если имеется достаточно специалистов, которые способны сами объяснить, как и что нужно делать? Проблема со специалистами заключается в том, что тому, кто умеет что-то очень хорошо делать, не приходится этим задумываться. Этот человек достиг уровня бессознательной компетенции. Это явление можно передать поговоркой: «Глаза боятся, а руки делают», к осознанному мышлению это не имеет никакого отношения. Именно поэтому у специалиста все получается так хорошо. Его подсознание намечает основные линии, а сознание заботится о деталях. Обратной стороной этой медали бессознательной компетенции является то, что специалист не может достаточно ясно объяснить другим людям, что именно он делает. Важнейшие моменты скрыты у него в подсознании, и он часто не имеет о них никакого представления. Специалист по альпинизму может беспечно рассказывать о том, что альпинизм — это «преодоление перепадов высоты», однако ему не придет в голову упомянуть тот факт, что перед каждым восхождением он всегда мысленно прощается с жизнью. И пока опытный терапевт подробно рассказывает о различных нюансах в его техниках ведения беседы, он иногда забывает сказать о том, что он всегда сначала оценивает платежеспособность клиента.