Наблюдение как социологический метод, участвующее наблюдение.

Наблюдение–самостоятельный методсбора материала, предполагающий:

• прямую регистрацию событий наблюдателем исходя из целей и задач исследования

• разные степени участия исследователя в наблюдаемом процессе.

Триада: думать, говорить, делать.

По степени включенности наблюдателя:

• Наблюдение с участием наравне с членами исследуемой группы

(в терминах Р. Гоулда «полный участник»): Исследователь вживается в определенную уже существующую роль (покупателя, ученика, нищего и т.д.), участвует в жизни социальной группы, сознательно не влияет на ход событий, не выделяется, наблюдает и фиксирет все моменты, как правило, этого вида участие является скрытым.

• Наблюдение по принципу участник-наблюдатель (в терминах А. С. Готлиб «преимущественно включенное): социолог: не скрывает того, что он изучает явление, максимально включается в жизнь группы, корректирует взятую на себя роль в процессе проведения, постепенно воспринимается как «свой», берет на себя функции одной из социальных ролей.

• Наблюдение по принципу наблюдатель-участник (преимущественно невключенное) –наблюдатель в большей степени в роли ученого: участвует в жизни социальной группы только для уточнения, прояснения каких-либо моментов, налаживает дружеские отношения с членами группы с целью достижения большей открытости в общении, ни он, ни окружающие не забывают о том, что прежде всего он ученый.

• Наблюдение в формате полный наблюдатель –присутствие должно быть незаметно наблюдаемым: участие исследователя ограничивается постоянным присутствием в изучаемой группе, присутствие должно быть незаметно наблюдаемым, используются технические средства для скрытого наблюдения.

Фигуранты наблюдения:

• Объект наблюдения–люди(акторы),являющиеся носителями техсоциальных связей и отношений, которые выступают предметом социологического исследования.

• Проводники–люди,помогающие наладить контакт и обеспечитьопределенную степень доверия новому человеку (исследователю) на первом этапе «вхождения в группу».

• Ключевой(-ые) информант(-ы) –человек(люди),с которымисследователь проводит больше времени, чем с остальными наблюдаемыми.

• Наблюдатель–исследователь,принявший на себя роль участникасобытий, являющихся важными с точки зрения целей и задач исследования.

• Основные этапы включенного наблюдения:

• Формулировкаосновной проблемы и «исследовательских вопросов».

• Возможное выдвижение исследовательских гипотез.

• Разработка методики и процедуры сбора информации: что, где, когда будет наблюдаться, как долго, какие средства фиксации информации, какова будет степень участия исследователя, процесс «вхождения» в социальную группу, в какой степени информировать наблюдаемых об истинных целях исследования,чтобудет являться документом исследования, какова будет его структура.

• Разработка методики обработки результатов наблюдения.

• Работа в поле:вход в поле, непосредственный сбор и фиксация данных.

• Анализ результатов и выводы.

• Дневник наблюдения–особым образом структурированный документ,в котором, по возможности, постоянно фиксируются все результаты наблюдения.

Ярская-Смирнова: что я вижу? Как я это понимаю? Что я чувствую?

Процесс выявления значений вещей или идей предполагает активность наблюдателя, который хотел бы понять эти значения. Отсюда следует неизбежность участвующего наблюдения как важнейшего из социологических методов.Все наши исследования исходят из того, что 1) действующие субъекты приписывают определенный смысл своим действиям, 2) этот смысл определяет или, по крайней мере, участвует в определении этих действий, 3) понимание этого смысла необходимо для объяснения социальных феноменов. Венский социолог Роланд Гиртлер: через «сопереживание» действий другого исследователь становится в состоянии понимать те смыслы, которые приписывает своим действиям этот другой.

Здесь следует поставить важный методологический вопрос, как исследователь, осуществляющий участвующее наблюдение, может убедиться в том, что он зафиксировал «правильные» правила или адекватные интерпретации? Исследователь, обремененный профессиональными знаниями, культурными стереотипами и идеологическими установками, неизбежно приносит в поле какое-то априорное понимание, которое может тормозить сам процесс познания. Наблюдающий, во всяком случае, на время, должен отстраниться от своей научной позиции, он должен контактировать в исследуемой группе как человек среди себе подобных (Шюц, 2004).

Видеть изучаемую культуру «изнутри».

Часто возражают против интенсивного проникновения социолога в изучаемую среду. Проблема сверхидентификации: участвующий наблюдатель пытается интериоризировать (перевести извне внутрь) образцы поведения субъектов в поле исследования. К минусам здесь, казалось бы, можно отнести то, что исследователь теряет способность концентрироваться на задачах наблюдения. Он утрачивает возможность отстранения, теряет познавательную дистанцию в отношении объекта наблюдения и искажает этим результаты своих наблюдений. В связи с этим они якобы теряют ценность. Роланд Гиртлер приводит убедительные аргументы против этих сомнений. Тождество результатов исследования совсем не обязательно является показателем их достоверности. Сходство может быть объяснено общими установками исследователей, влиянием определенного предварительного знания (= предрассудков). Исследователь должен стараться осмыслить и тем самым осуществить рефлексивное отстранение от предпонятий. Исследователь-полевик постоянно балансирует между включенностью, участием и отстраненностью. Степень и масштаб погруженности в изучаемый контекст, длительность полевой работы, каналы доступа в поле и проводники — все эти обстоятельства влияют на степень дистанцированности.

На мой взгляд, постулат сохранения дистанции в полевой работе исходит еще и из презумпции комфортности и безопасности исследователя.

Участвующее неструктурированное наблюдение — единственный метод (в отличие от других стандартных методов исследования в социологии), который позволяет без фильтров узнать что-то «реальное» о людях. Это важнейший метод полевого исследования, при котором заранее не существует сколько-нибудь жесткого систематического плана. Невозможно дать точные указания, как долго и каким образом нужно наблюдать.

Наши рекомендации