Кодирование товаров. Кодирование – это образование условного обозначения кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировки

Лекция 1.

Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник.2-е изд., перераб. и доп.- М. : ИНФА-М, 209.-752 с.- (Высшее образование)

Товароведение – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизацию, факторы, формирующие качество товаров и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.

Объектом товароведения является товар- продукт труда, произведенный для купли продажи. Товар- материальная продукция предназначенная ля купли –продажи. По ГОСТ «Торговля. Термины и определения»–Товар –это любая вещь, не изъятая из оборот а и не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли- продажи.

Товар обладает двумя свойствами: потребительской стоимостью и стоимостью.

Потребительская стоимость – это способность вещи удовлетворять какую-либо человеческую потребность, т.е ее полезность: непосредственно, как предмета потребления (хлеб, одежда и др.)

Стоимость товара – овеществленный в товаре общественный труд производителей. Проявляется при обмене товаров как меновая стоимость. Величина стоимости отдельных товаров (индивидуальная стоимость) определяется количеством труда, затраченного на его производство, и измеряется рабочим временем. Общественная стоимость товара определяется общественно необходимым рабочим временем. Стоимость лежит в основе цен товаров

Задачи товароведения:

- Выявление и исследование общих закономерностей формирования и проявления потребительской ценности товаров;

- Исследование и разработка методов и средств управления ассортиментом и качеством товаров;

- Исследование закономерностей формирования ассортимента товаров

-Исследование и разработка научных принципов формирования терминологии, классификации, кодирования различных групп товаров;

- Совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;

- Определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров

- Изучение факторов, формирующих качеств товаров на этапах производства, товародвижения, хранения и реализации;

- Идентификация и определение фальсификации продовольственных товаров.

Товароведение тесно связано с общенаучными и смежными дисциплинами: техническими, естественными и экономическими. Оно базируется на данных физики, химии и биологии. Следовательно , товароведение – естественно- техническая дисциплина, предметом которой является потребительская стоимость.

Классификация товаров

Классификация- система соподчиненных понятий(объектов) в какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями (объектами объектами), а также для точной ориентировки в многообразии понятий (объектов).

Принципами классификацииявляются : установление цели¸ выбор метода классификации, установление числа классифицируемых признаков.

Признак классификации – свойство или характеристика объекта (товара, положенное в основу классификации (назначение, вид сырья, структура, конструкция¸ технология изготовления, вид отделки и др.)Правила классификации заключается в распределении объектов (товаров по отдельным категориям или ступеням от высших к низшим, начиная с более общих при знаков. На каждой ступени используется один отличительный и существенный признак; на последних ступенях могут быть задействованы более общие при знаки.

Ступенями классификации являются раздел, класс, группа, вид Вид – одна из категорий товароведения; он стабилен и представляет собой конечный продукт производства и название, соответствующее его внутреннему содержанию и внешнему оформлению.. Вид может подразделяться на подвиды, а последние на артикулы.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением

множества объектов (товаров) на подчиненные множества, при этом каждая последующая с т4упень должна конкретизировать признак вышестоящей ступени.

Ступенью классификации по иерархическому методу называют этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков.

Преимущества классификации по иерархическому методу: возм ожность группировки объектов по большинству признаков, характеризующих то или иное подмножество, высокая Недостатки: многоступенчатос ть, большое число взаимосвязанных подразделений, сложность использования, а при небольшой глубине – информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.

Фасетный метод классификациипредусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные независимые классификационные группировки (фасеты по одному признаку каждый из них.. Отдельные фасеты не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу; каждая фасета относясь к одному и тому же множеству, характеризует одну из

сторон этого множества , например сырьевой состав тканей:

хлопчатобумажные

Тканильняные

шерстяные

шелковые

Преимущества: гибкость и удобство использования. Недостатки: невозможность выделения общих признаков между объектами.

Кодирование товаров. Кодирование – это образование условного обозначения кода) и присвоение его объектам классификации или ее группировки.

Код- обозначение классификационной группировки и / или объекта классификации в виде знака или группы знаков.Коды, или кодовые обозначения, объектов образуются из цифровых или буквенно-цифровых знаков в соответствии с принятым методом кодирования. Кодирование товаров способствует упорядочению объектов классификации (построению классификаторов), облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ.

Код характеризуется структурой, основными элементами которой являются алфавит, основание, разряд, длина.

Алфавит кода - система букв, цифр или их сочетаний, принятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода – система штрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

Основание кода- число знаков в алфавите.

длина.

Алфавит кода - система букв, цифр или их сочетаний, принятых для его обозначения. Штриховой алфавит кода – система штрихов и пробелов, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

Основание кода- число знаков в алфавите.

Разряд кода – позиция кода в знаке, характеризующая определенный признак товара.

Длина кода- число знаков в коде.

Методы кодирования, наряду с методами классификации, используются при построении классификаторов. Разнообразные классификаторы, включающие перечни товаров, продукции и услуг, разрабатываются с целью использования в народном хозяйстве России и международной торговле. Различают классификаторы: общероссийские, отраслевые и предприятий. Внутри страны применяется Общероссийский классификатор продукции (ОКП), состоящий из двух частей - классификационной (К-ОКП) и ассортиментный (А-ОКП).

Общегосударственная классификация товаров зафикс ирована в ОКП, построенном по иерархическиму методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид).

На первой ступени располагаются классы продукции (хх….); они кодируются двухразрядными кодами – от 01 до 99; на второй ступени – подклассы (ххх…), они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени – группы (хххх...); на четвертой – подгруппы (ххххх.); на пятой – виды продукции (ххххх). Классификация продукции в ОКП может быть завершена на 3-, 4—или 5-ой ступенях классификационного деления . В этом случае 4-, 5- и 6- разряды кодо обозначаются «0».

Наши рекомендации