Методы оценки и анализа инвестиционных рисков
Объект исследования: методы оценки и анализа рисков
Результаты, полученные лично автором: проведен сравнительный анализ современных методов оценки инвестиционных рисков
В современных условиях степень риска возрастает по мере нарастания неопределенности, а также в связи с быстрой изменчивостью экономической ситуации в стране в целом и на инвестиционном рынке, в частности. Риск увеличивается и с ростом предложения для инвестирования приватизируемых объектов, с появлением новых элементов и финансовых инструментов для инвестирования и т.п.
Качественная оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. В качественной оценке выделяют следующие методы: экспертный метод, метод анализа уместности затрат, метод аналогий и анализ иерархий.
Метод Дельфи является наиболее распространенным из методов экспертных оценок. Смысл метода состоит в том, чтобы при помощи комплекса определённых действий, таких как мозговые штурмы, интервью и опросы, найти способ определения верного решения.
Метод анализа уместности затрат ориентирован на выявление потенциальных зон риска и используется лицом, принимающим решение об инвестировании средств, для минимизации риска, угрожающего капиталу.
Метод анализа иерархий позволяет учитывать «человеческий фактор» при подготовке принятия решения, является универсальным, может служить надстройкой для других методов, призванных решать плохо формализованные задачи.
Количественный анализ предназначен для численного определения размеров отдельных видов риска и инвестиционного риска проекта в целом. Наиболее распространенными методами количественного анализа являются: метод корректировки нормы дисконта, анализ чувствительности критериев эффективности, метод сценариев, анализ вероятности распределенных потоков платежей, деревья решений, метод Монте-Карло.
Анализ чувствительности предполагает исследование того, как изменится эффективность инвестиционного проекта в зависимости от изменения параметра финансовой модели. Целью является выявление наиболее значимых условий, с точки зрения риска, для реализации проекта. Метод служит наглядной иллюстрацией влияния отдельных исходных факторов на конечный результат проекта.
«Дерево решений» используется для проектов, которые имеют известное количество вариантов развития. Метод полезен, когда поздние решения сильно зависят от решений, принятых ранее, но определяют дальнейшее развитие событий.
Каждый из методов имеет ряд достоинств и недостатков. Учитывая особенности той или иной бизнес среды, направления и стратегии реализации проектов и многие другие составляющие, любые кампании могут столкнуться с инвестиционными рисками. Поэтому чтобы максимально предотвратить возможные последствия и потери в процессе осуществления инвестиционного проекта, необходимо сочетать различные методы оценки и анализа инвестиционных рисков.
Материал поступил в редколлегию 31.03.2017
УДК 65.3977
Е.Н. Любоженко
Научный руководитель: доцент кафедры «Компьютерные технологии и системы», к.т.н., А.А. Тищенко
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА В РФ В ПЛАНЕ ПОВЫШЕНИЯ РЕЙТИНГА РОССИИ СРЕДИ ЛУЧШИХ ИННОВАЦИОННЫХ ЭКОНОМИК МИРА
Объект исследования: развитие производства в РФ.
Результаты, полученные лично автором: разработана методика по повышению рейтинга РФ в мировой экономике.
Высокотехнологичное производство продукции на сегодняшний день — это инструмент повышения конкурентоспособности как предприятия в микроэкономическом масштабе, так и государства с позиции макроэкономики, это сложный многоплановый процесс, который нуждается в четком и конкретном регулировании. В связи с этим, существует ряд проблем, связанных с реализацией этой концепции в России, такие как несовершенное законодательство, недостаток финансирования и неразумное распределение финансовых ресурсов. Особенно актуальной эта тема становится в современных условиях под влиянием санкционной политики в отношении Российской Федерации со стороны ряда иностранных государств. В связи с этим, критическими факторами развития высокотехнологичных отраслей являются защита российского производителя и предоставление приоритета отечественного производства.
Помимо этого, человеческий фактор оказывает решающее воздействие на уровень производительности труда. Этот фактор можно рассматривать в двух основных аспектах: во-первых, необходимо создание определенных условий для эффективной работы персонала в процессе производства; во-вторых, необходимо формирование условий для обеспечения воспроизводства рабочей силы.
Эффективное участие работников в производственном процессе определяется многими факторами, включая начисление заработной платы, производственный микроклимат, моральное стимулирование, систему профессионального роста и обучения кадров, оборудование рабочего места и охрану труда, делегирование ответственности и др.
Вместе с тем, продукция, выпускаемая предприятием, может быть конкурентоспособной только в том случае, если предприятие успешно применяет на производстве новые технологические процессы и формы организации труда. При этом перед каждым предприятием в современных условиях стоят три основные проблемы:
• в достаточно короткие сроки овладеть новой технологией;
• эффективно использовать новые технологии для производства товаров и услуг в соответствии с рыночными запросами;
• постоянно оптимизировать применение новых технологических процессов в производстве.
Мировая практика показывает роль государства в обеспечении непрерывности процесса превращения научных знаний в инновационный продукт, реализуемый на рынке: государство инициирует формирование инновационной структуры, создает необходимые условия и механизмы (правовые, организационные и экономические), мотивирующие производителей превращать результаты научных исследований в наукоемкий товар/услуги, извлекая при этом законную прибыль .
Самые эффективные пути достижения этих целей — это создание приятного инвестиционного климата, а также привлечение иностранных высокотехнологичных производителей для создания научных центров на территории Российской Федерации. Важным фактором активного развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России является разработка процедуры финансового снабжения государственных гарантий и формирования механизма субсидирования производственных единиц, которые реализуют программу импортозамещения
Вследствие рационального использования финансовых ресурсов государством Российской Федерации в сфере высокотехнологичного производства представляется возможным улучшить показатели реального производства и укрепить позиции национального производителя. В целом, для достижения положительных результатов в сфере высокотехнологичного производства государству необходимо предпринять следующие меры: – сформировать стратегический план развития предприятий высокотехнологичного сектора, предусматривающий стимулирование их научно-технической и исследовательской активности; – сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях развития научно-технического прогресса и создать оптимальную систему их распределения; – постоянно стимулировать создание отечественных научно-производственных структур, способных создавать конкурентоспособную среду на внутреннем и внешнем рынке; – создать и внедрить специализированные организационно-экономические механизмы генерации, развития и распространения нововведений постоянно стимулируя инновационную научную деятельность не только крупных производственных единиц, но и малых и средних субъектов предпринимательства. Все эти меры позволят поддержать конкурентоспособность отечественных продуктов на внутреннем рынке России и, как результат, заменить зарубежные аналоги.
Материал поступил в редколлегию 07.04.2017
УДК 37.01
Н.Н. Митина
Научный руководитель: доцент кафедры «Компьютерные технологии и системы», к.т.н., А.А.Тищенко
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ В РАМКАХ РЕЙТИНГА ИННОВАЦИОННЫХ ЭКОНОМИК МИРА BLOOMBERG
Объект исследования: показатели России в рейтинге инновационных экономик мира Bloomberg.
Результаты, полученные лично автором: проведена сравнительная характеристика показателей России и лидера рейтинга, выявлено основное направление развития для повышения позиций РФ в рейтинге.
В настоящее время в Российской Федерации сформирован и реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования.
На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики образования должны стать:
· формирование современной системы непрерывного профессионального образования;
· повышение качества профессионального образования;
· обеспечение доступности качественного общего образования;
· повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Это обеспечит дальнейшую реализацию задач Концепции модернизации российского образования, решение стоящих перед системой образования проблем.
Развитие системы непрерывного образования позволит создать условия для формирования гибких образовательных траекторий, обеспечит реакцию системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества, экономики. Одновременно появятся возможности для выравнивания доступа к качественному образованию на всех уровнях образовательной системы.
Повышение качества профессионального образования в современных условиях возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной сфере, обеспечения интеграции образовательной, научной и практической деятельности. Это снимет проблему замкнутости системы образования, откроет ее внешним воздействиям, приведет к постоянному обновлению содержания образования и технологий обучения.
Обеспечение доступности качественного общего образования в первую очередь должно быть направлено на выравнивание стартовых возможностей получения общего образования. Это позволит снизить социальную дифференциацию, заложить необходимую основу для повышения качества образования, социальной, территориальной и образовательной мобильности детей и молодежи.
Повышение инвестиционной привлекательности системы образования позволит решить проблему дефицита квалифицированных кадров в системе образования, повысить ее управленческий потенциал, обеспечить развитие ресурсной базы, а также внедрение новых технологий в образовательный процесс.
На сегодняшний день Россия находится на 26 месте в рейтинге стран мира по уровню образования. В лидерах же находится США, Великобритания, Германия. Именно с особенностями развития этих стран и будет производится сравнение.
Материал поступил в редколлегию 24.02.2017
УДК 377.121.427
Е. К. Нехитрова, В. В. Мишина
Научный руководитель: доцент кафедры «Компьютерные технологии и системы», к. т. н., А. А. Тищенко