Перечень компетенций обучающегося установленных ФГОС

Таблица 4 – Перечень практических занятий

№ п/п Тема практических занятий (расчетно-графической работы) Интерактивная технологии
п.7 Обоснование требуемого количества обсадных колонн и глубин их спуска  
п.7.2 Расчёт расхода промывочной жидкости  
п.7.2 Расчёт перепада давления в местных сопротивлениях циркуляционной системы  
п.7.2 Гидравлический расчёт циркуляционной системы  
3.2 Исследование поглощающих горизонтов Разбор конкретных ситуаций
3.3 Тампонирующее устройство для ликвидации зон поглощений  
п.5 Установление границ прихвата и прихватоопасной ситуации Разбор конкретных ситуаций
п.5 Расчёт установки нефтяных и кислотных ванн  
п.8.2 Аварийный инструмент  
п.8.2 Изучение типовых аварийных технологических операций Разбор конкретных ситуаций
п.8 Анализ фактически произошедших аварий Разбор конкретных ситуаций
п.8 Составление рапорта об авариях  

Таблица 5 – Задания на курсовое проектирование

Вариант Тема курсового проекта (курсовой работы)
Действие буровой бригады при проявлениях
Факторы, обуславливающие возникновения и развития ГНВП
Признаки ГНВП
Бурение многолетних мерзлых пород
Бурение в условиях сероводородной агрессии
Гидраты
Избыточное давление и градиент величин
Характеристика каналов фильтрации БР
Нарушение устойчивости ствола скважины
Ликвидация поглощений в процессе бурения скважин
Ликвидация прихватов
Ударные механизмы.
Некачественное цементирование скважин
Применение ванн.
Давление в скважине
Оборудование устья скважины
Бурение на депрессии
Исследования проницаемых пластов
Свойства пластовых флюидов
Осложнения, определяющие прихваты.
Ликвидация обрывов
Бурение хемогенных пород
Аварии с породоразрушающим инструментом
Бурение глин
Желобообразования
Ликвидация частичных поглощений
Бурение многолетнемерзлых пород
Ликвидация осыпей и обвалов
Бурение неустойчивых рыхлых пород
Ликвидация обрыва КБТ
Затяжки, прихваты КБТ
Ликвидация разрушенного долота
Ликвидация фонтанов и грифонов
Полное поглощение и их ликвидация
Ликвидация катастрофических поглощений
Промыв замковых соединений КБТ
Ликвидация ГНВП
Предупреждение пластового флюида
Прихваты в аргиллитах при бурении
Предупреждение и ликвидация прихватов
Желобообразование
Бурение солей
Прихваты, вызванные набуханием глинистых пород
Предупреждение ГНВП
Поглощения бурового раствора при бурении скважин
Оборудование устья скважин
Дифференциальный прихват
Действие буровой бригады при проявлениях
Образование гидратов в скважине

Таблица 6 – Этапы (темы задач) курсового проектирования (курсовой работы)



Наименование этапа Интерактивная технология
Построение графика совмещённых давлений по производственной скважине. -
Технологические расчеты по скважине -
Разработка технологии и техники предупреждения и ликвидации осложнений и аварий в соответствии с заданием по табл. 5 -

Таблица 7 – Интерактивные формы обучения

№ п/п Технологии Количество часов по учебному плану (по видам занятий)  
Лекции ЛР ПЗ СРС КР
Занятие в диалоговом режиме - - - -
Групповая дискуссия - - - -
Разбор конкретных ситуаций - - - -
               

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной
работы обучающихся

1. Заливин В.Г. Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант.

2. Заливин В.Г. Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант.

3. Заливин В.Г. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной

аттестации обучающихся по дисциплине

6.1 Перечень контролируемых элементов по реализации компетенций образовательного стандарта и оценочные средства (приведены в табл. 8)

Таблица 8 – Перечень компетенций и этапы их формирования

№ п/п Компетенция Лекции Текущая и промежуточная аттестация
ПЗ (СЕМ) СРС
№ по табл. 4 Рейтинг № по табл. 4 Рейтинг
Выполн. Защита Выполн. Защита
ОК-7     - -   - -
ПК-2 3.1
ПК-4 2.2
ПК-8 2.8 7.2
ПК-10 2.9 5.9
ПК-11 7.1
ПК-13 2.7 3.3 4.2
ПК-15 8.2 5.8
ПК-21 7.1 7.2
ПК-22 8.2 5.1
ПК-27 8.1 4.1
  Рейтинг по видам занятий  
  Общий рейтинг по дисциплине  

Шкалы оценивания

Окончательный рейтинг по дисциплине определяется как сумма суммарного и экзаменационного рейтингов.

Оценка по 4-х балльной системе производится по таблице 9.

Таблица 9 – Шкалы оценивания

Рейтинг, % Оценка
Менее 60 Неудовлетворительно
От 60 до 73 Удовлетворительно
Свыше 73 до 87 Хорошо
Свыше 87 до 100 Отлично

Текущий контроль успеваемости в течение семестра оценивается по таблицам 9 и 10.

60-100 баллов оценка «5» для информации преподавателя

х - 60 баллов оценка «3»

Таблица 10 – График текущего контроля успеваемости по компетенциям дисциплины

Этапы текущего контроля Итого
№1 (1 – 9 нед.) №2 (10 –13нед.) №3 (14 – 17 нед.)
ПЗ № Рейт. ПЗ № Рейт. ПЗ № Рейт.
1,2,3,4 5,6,7,8 9,10,11,12

Таблица 11 – График текущего контроля выполнения курсового проектирования

Этапы текущего контроля Итого
№1 (1-5 нед.) №2 (6-10 нед.) №3 (11-15 нед.)
Задание (этап) Рейтинг Задание (этап) Рейтинг Задание (этап) Рейтинг

Ресурсы сети Интернет

Не применяются

Перечень компетенций обучающегося установленных ФГОС

Обучающийся, освоивший программу дисциплины, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

общекультурная деятельность:

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

производственно-технологическая деятельность:

способностью осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-2);

способностью оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве (ПК-4);

способностью выполнять технические работы в соответствии с технологическим регламентом (ПК-8);

способностью участвовать в исследовании технологических процессов, совершенствовании технологического оборудования и реконструкции производства (ПК‑10);

способностью оформлять технологическую и техническую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования (ПК-11);

готовностью решать технические задачи по предотвращению и ликвидации осложнений и аварийных ситуаций при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-13);

способностью принимать меры по охране окружающей среды и недр при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-15);

проектная деятельность:

способностью осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-27);

1.2 Цели и задачи освоения дисциплины

Целью преподавания дисциплины является получение студентами теоретических знаний: об осложнениях и авариях при бурении нефтяных и газовых скважин, основные виды осложнений и аварий, предупреждение осложнений при бурении скважин, способы ликвидации поглощений и газонефтеводопроявлений, противовыбросовое оборудование, также ознакомление с осложнениями связанными с нарушениями целостности стенок скважины, распространенностью и характеристикой ММП, понятие об аварии, основные виды аварий и их ликвидация, ловильный инструмент, применяемый при ликвидации аварий.

В процессе изучения дисциплины студенты должны приобрести общие представления по предупреждению и ликвидации возможных осложнений и аварий при строительстве нефтяных и газовых скважин; основные понятия о технике и технологии применяемой для предупреждения и ликвидации осложнений и аварий.

Выпускник по профилю: - «Бурение нефтяных и газовых скважин», подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

- осуществлять технологические процессы строительства нефтегазовых скважин (ПТД),

- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование для сооружения скважины (ПТД),

- планировать, организовывать и управлять работой первичных производственных подразделений предприятий осуществляющих бурение скважин (ОУД),

- анализировать деятельность работой первичных производственных подразделений предприятий осуществляющих бурение скважин (ОУД),

- документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий осуществляющих бурение скважин (ОУД),

- анализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин (ЭИД),

- проводить регламентированными методиками экспериментальные исследования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин (ЭИД),

- выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчётную документацию (ЭИД),

- собирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин (ПД)

- выполнять с помощью прикладных программных продуктов расчёты по проектированию бурения скважин (ПД),

- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПД),

- участвовать в составлении проектных решений по управлению качеством (ПД).

1.3 Результаты освоения дисциплины

В результате освоения программы обучающийся должен:

знать:

виды осложнений и аварий при различных технологических операциях в процессе бурения скважин;

документацию на осложнения и аварии, место последних в балансе календарного времени строительства скважины;

основы тепломассообмена и гидродинамических процессов в системе «пласт-скважина»;

горно-геологические характеристики разреза и технические условия осложнений и аварий;

методы и принципиальные технологические схемы и технические устройства для прогнозирования, распознавания, предупреждения и ликвидации осложнений и аварий.

причины возникновения осложнений и аварии;

их признаки;

способы предупреждения;

методы ликвидации;

инструмент для ликвидации аварий и технологию его использования;

виды оборудования и техники применяемой для предупреждения и ликвидации осложнений и аварий при бурении нефтяных и газовых скважин;

перспективы и методы совершенствования и развития технологии, бурового оборудования и инструмента, в практике бурения скважин на нефть и газ для предупреждения и ликвидации осложнений и аварий.

уметь:

выбирать правильную методику и приемы предупреждения на ранней стадии возникновения осложнений и аварий, квалифицированно провести расчеты при ликвидации осложнений и аварий;

обрабатывать статистическую информацию, получаемую при проводке скважин;

решать технологические задачи по выбору лучшего алгоритма для распознавания, предупреждения и ликвидации осложнений и аварий исходя из имеющихся сил и средств;

составлять проекты работ по борьбе с осложнениями и авариями при сохранении экологии окружающей среды и недр и при обеспечении безопасных условий труда;

разрабатывать технологический регламент промывки и крепления скважин в зависимости от физико-механических свойств горных пород для обеспечения безаварийной проводки скважины;

производить технические расчеты, связанные с предупреждением и ликвидацией различных видов осложнений и аварий и использовать для этих целей ЭВМ;

составить план ликвидации аварии;

классифицировать: способы бурения, системы разработки и нефтегазовые системы, а также пользоваться ЭВМ.

владеть:

методами определения типа прихвата;

методами глушения скважин;

приёмами работы аварийным инструментом.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для изучения курса требуется знание дисциплин: основы нефтегазопромыслового дела, прикладная физическая и коллоидная химия в бурении, буровые технологические жидкости, технология бурения нефтяных и газовых скважин.

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в: дисциплинах:«Технология бурения нефтяных и газовых скважин», «Буровые технологические жидкости», проектировании, разработке и применения на практике безаварийной технологии бурения нефтяных, газовых и газоконденсатных скважин.

3. Структура дисциплины

Таблица 1 – Количество академических часов, выделенных на дисциплину

Вид учебной работы Трудоемкость, часов
Всего Семестр
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия, в том числе:
лекции
практические/семинарские занятия
Самостоятельная работа (в том числе курсовое проектирование)
Трудоемкость промежуточной аттестации    
Вид промежуточной аттестации КП, зачёт КП, зачёт

Перечень компетенций обучающегося установленных ФГОС - student2.ru 4. Содержание дисциплины

Таблица 2 – Сводные данные по содержанию дисциплины

№ п/п Наименование раздела и темы дисциплины Вид учебной работы
Лекции, час. ПЗ (СЕМ) СРС КП(КР)
Кол. час. Кол. час. Кол. час.
  Введение 0,5            
Давления в скважине и околоствольном пространстве            
1.1 Горное (геостатическое) давление              
1.2 Пластовое (поровое) давление              
1.3 Гидростатическое давление              
1.4 Давление гидроразрыва              
1.5 Давление страгивания (инициирования течения)              
1.6 Динамическое давление              
1.7 Гидродинамическое давление              
1.8 Дифференциальное давление              
1.9 Давление поглощения              
1.10 Забойное давление              
Газоводонефтепроявления (групповая дискуссия)            
2.1 Механизмы поступления флюидов пласта в ствол скважины              
2.2 Свойства пластовых флюидов, обусловливающие характер развития ГНВП и степень фонтаноопасности              
2.3 Основные свойства газов              
2.4 Факторы, обусловливающие возникновение и развитие ГНВП              
2.5 Категории скважин по степени опасности возникновения ГНВП              
2.6 Признаки газонефтеводопроявлений              
2.7 Предупреждение ГНВП              
2.8 Контроль давлений и ликвидация проявлений              
2.9 Действия буровой бригады при проявлениях              
2.10 Оборудование устья скважин              
Поглощения              
3.1 Характеристика каналов фильтрации бурового раствора              
3.2 Исследование проницаемых пластов      
3.3 Методы предупреждения и ликвидации поглощений      
Гидраты компонентов природных газов (групповая дискуссия)            
4.1 Образование гидратов в скважинах              
4.2 Предупреждение и борьба с гидратообразованием              
Осложнения, определяющие прихваты бурильного инструмента (занятие в диалоговом режиме)    
5.1 Заклинивание в желобных выработках              
5.2 Осложнения, связанные с разбуриванием хемогенных пород              
5.3 Сальникообразование              
5.4 Прихват под действием перепада давлений              
5.5 Обвалы горных пород              
5.6 Набухание глинистых пород              
5.7 Зоны с аномально высоким пластовым давлением              
5.8 Нарушение технологического режима бурения скважины              
5.9 Некачественное цементирование скважины              
5.10 Особенности бурения скважин в условиях сероводородной              
Осложнения при бурении скважин в многолетнемёрзлых породах.            
6.1 Виды осложнений              
6.2 Предупреждение и борьба с осложнениями в ММП              
Конструкция скважин 0,5
7.1 График совмещенных условий бурения              
7.2 Гидравлическая программа промывки скважины  
Аварии (занятие в диалоговом режиме)
8.1 Причины возникновения аварий              
8.2 Методы ликвидации аварий      
  Подготовка к ПЗ            
  Защита              
  Итого      
  Подготовка к зачету            
  Всего 108час.

Примечание.Номера ПЗ(СЕМ) и КР берутся из таблиц 4 и 5

Таблица 3 – Перечень лабораторных работ– не предусмотрены уч. планом

№ п/п Наименование лабораторной работы Интерактивная технологии
     

Таблица 4 – Перечень практических занятий

№ п/п Тема практических занятий (расчетно-графической работы) Интерактивная технологии
п.7 Обоснование требуемого количества обсадных колонн и глубин их спуска  
п.7.2 Расчёт расхода промывочной жидкости  
п.7.2 Расчёт перепада давления в местных сопротивлениях циркуляционной системы  
п.7.2 Гидравлический расчёт циркуляционной системы  
3.2 Исследование поглощающих горизонтов Разбор конкретных ситуаций
3.3 Тампонирующее устройство для ликвидации зон поглощений  
п.5 Установление границ прихвата и прихватоопасной ситуации Разбор конкретных ситуаций
п.5 Расчёт установки нефтяных и кислотных ванн  
п.8.2 Аварийный инструмент  
п.8.2 Изучение типовых аварийных технологических операций Разбор конкретных ситуаций
п.8 Анализ фактически произошедших аварий Разбор конкретных ситуаций
п.8 Составление рапорта об авариях  

Таблица 5 – Задания на курсовое проектирование

Вариант Тема курсового проекта (курсовой работы)
Действие буровой бригады при проявлениях
Факторы, обуславливающие возникновения и развития ГНВП
Признаки ГНВП
Бурение многолетних мерзлых пород
Бурение в условиях сероводородной агрессии
Гидраты
Избыточное давление и градиент величин
Характеристика каналов фильтрации БР
Нарушение устойчивости ствола скважины
Ликвидация поглощений в процессе бурения скважин
Ликвидация прихватов
Ударные механизмы.
Некачественное цементирование скважин
Применение ванн.
Давление в скважине
Оборудование устья скважины
Бурение на депрессии
Исследования проницаемых пластов
Свойства пластовых флюидов
Осложнения, определяющие прихваты.
Ликвидация обрывов
Бурение хемогенных пород
Аварии с породоразрушающим инструментом
Бурение глин
Желобообразования
Ликвидация частичных поглощений
Бурение многолетнемерзлых пород
Ликвидация осыпей и обвалов
Бурение неустойчивых рыхлых пород
Ликвидация обрыва КБТ
Затяжки, прихваты КБТ
Ликвидация разрушенного долота
Ликвидация фонтанов и грифонов
Полное поглощение и их ликвидация
Ликвидация катастрофических поглощений
Промыв замковых соединений КБТ
Ликвидация ГНВП
Предупреждение пластового флюида
Прихваты в аргиллитах при бурении
Предупреждение и ликвидация прихватов
Желобообразование
Бурение солей
Прихваты, вызванные набуханием глинистых пород
Предупреждение ГНВП
Поглощения бурового раствора при бурении скважин
Оборудование устья скважин
Дифференциальный прихват
Действие буровой бригады при проявлениях
Образование гидратов в скважине

Таблица 6 – Этапы (темы задач) курсового проектирования (курсовой работы)

Наименование этапа Интерактивная технология
Построение графика совмещённых давлений по производственной скважине. -
Технологические расчеты по скважине -
Разработка технологии и техники предупреждения и ликвидации осложнений и аварий в соответствии с заданием по табл. 5 -

Таблица 7 – Интерактивные формы обучения

№ п/п Технологии Количество часов по учебному плану (по видам занятий)  
Лекции ЛР ПЗ СРС КР
Занятие в диалоговом режиме - - - -
Групповая дискуссия - - - -
Разбор конкретных ситуаций - - - -
               

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной
работы обучающихся

1. Заливин В.Г. Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант.

2. Заливин В.Г. Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант.

3. Заливин В.Г. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант

Наши рекомендации