Перечень компетенций обучающегося установленных ФГОС
Таблица 4 – Перечень практических занятий
№ п/п | Тема практических занятий (расчетно-графической работы) | Интерактивная технологии |
п.7 | Обоснование требуемого количества обсадных колонн и глубин их спуска | |
п.7.2 | Расчёт расхода промывочной жидкости | |
п.7.2 | Расчёт перепада давления в местных сопротивлениях циркуляционной системы | |
п.7.2 | Гидравлический расчёт циркуляционной системы | |
3.2 | Исследование поглощающих горизонтов | Разбор конкретных ситуаций |
3.3 | Тампонирующее устройство для ликвидации зон поглощений | |
п.5 | Установление границ прихвата и прихватоопасной ситуации | Разбор конкретных ситуаций |
п.5 | Расчёт установки нефтяных и кислотных ванн | |
п.8.2 | Аварийный инструмент | |
п.8.2 | Изучение типовых аварийных технологических операций | Разбор конкретных ситуаций |
п.8 | Анализ фактически произошедших аварий | Разбор конкретных ситуаций |
п.8 | Составление рапорта об авариях |
Таблица 5 – Задания на курсовое проектирование
Вариант | Тема курсового проекта (курсовой работы) |
Действие буровой бригады при проявлениях | |
Факторы, обуславливающие возникновения и развития ГНВП | |
Признаки ГНВП | |
Бурение многолетних мерзлых пород | |
Бурение в условиях сероводородной агрессии | |
Гидраты | |
Избыточное давление и градиент величин | |
Характеристика каналов фильтрации БР | |
Нарушение устойчивости ствола скважины | |
Ликвидация поглощений в процессе бурения скважин | |
Ликвидация прихватов | |
Ударные механизмы. | |
Некачественное цементирование скважин | |
Применение ванн. | |
Давление в скважине | |
Оборудование устья скважины | |
Бурение на депрессии | |
Исследования проницаемых пластов | |
Свойства пластовых флюидов | |
Осложнения, определяющие прихваты. | |
Ликвидация обрывов | |
Бурение хемогенных пород | |
Аварии с породоразрушающим инструментом | |
Бурение глин | |
Желобообразования | |
Ликвидация частичных поглощений | |
Бурение многолетнемерзлых пород | |
Ликвидация осыпей и обвалов | |
Бурение неустойчивых рыхлых пород | |
Ликвидация обрыва КБТ | |
Затяжки, прихваты КБТ | |
Ликвидация разрушенного долота | |
Ликвидация фонтанов и грифонов | |
Полное поглощение и их ликвидация | |
Ликвидация катастрофических поглощений | |
Промыв замковых соединений КБТ | |
Ликвидация ГНВП | |
Предупреждение пластового флюида | |
Прихваты в аргиллитах при бурении | |
Предупреждение и ликвидация прихватов | |
Желобообразование | |
Бурение солей | |
Прихваты, вызванные набуханием глинистых пород | |
Предупреждение ГНВП | |
Поглощения бурового раствора при бурении скважин | |
Оборудование устья скважин | |
Дифференциальный прихват | |
Действие буровой бригады при проявлениях | |
Образование гидратов в скважине |
Таблица 6 – Этапы (темы задач) курсового проектирования (курсовой работы)
№ | Наименование этапа | Интерактивная технология |
Построение графика совмещённых давлений по производственной скважине. | - | |
Технологические расчеты по скважине | - | |
Разработка технологии и техники предупреждения и ликвидации осложнений и аварий в соответствии с заданием по табл. 5 | - |
Таблица 7 – Интерактивные формы обучения
№ п/п | Технологии | Количество часов по учебному плану (по видам занятий) | |||||
Лекции | ЛР | ПЗ | СРС | КР | |||
Занятие в диалоговом режиме | - | - | - | - | |||
Групповая дискуссия | - | - | - | - | |||
Разбор конкретных ситуаций | - | - | - | - | |||
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной
работы обучающихся
1. Заливин В.Г. Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант.
2. Заливин В.Г. Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант.
3. Заливин В.Г. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной
аттестации обучающихся по дисциплине
6.1 Перечень контролируемых элементов по реализации компетенций образовательного стандарта и оценочные средства (приведены в табл. 8)
Таблица 8 – Перечень компетенций и этапы их формирования
№ п/п | Компетенция | Лекции | Текущая и промежуточная аттестация | |||||
ПЗ (СЕМ) | СРС | |||||||
№ по табл. 4 | Рейтинг | № по табл. 4 | Рейтинг | |||||
Выполн. | Защита | Выполн. | Защита | |||||
ОК-7 | - | - | - | - | ||||
ПК-2 | 3.1 | |||||||
ПК-4 | 2.2 | |||||||
ПК-8 | 2.8 7.2 | |||||||
ПК-10 | 2.9 5.9 | |||||||
ПК-11 | 7.1 | |||||||
ПК-13 | 2.7 3.3 4.2 | |||||||
ПК-15 | 8.2 5.8 | |||||||
ПК-21 | 7.1 7.2 | |||||||
ПК-22 | 8.2 5.1 | |||||||
ПК-27 | 8.1 4.1 | |||||||
Рейтинг по видам занятий | ||||||||
Общий рейтинг по дисциплине |
Шкалы оценивания
Окончательный рейтинг по дисциплине определяется как сумма суммарного и экзаменационного рейтингов.
Оценка по 4-х балльной системе производится по таблице 9.
Таблица 9 – Шкалы оценивания
Рейтинг, % | Оценка |
Менее 60 | Неудовлетворительно |
От 60 до 73 | Удовлетворительно |
Свыше 73 до 87 | Хорошо |
Свыше 87 до 100 | Отлично |
Текущий контроль успеваемости в течение семестра оценивается по таблицам 9 и 10.
60-100 баллов оценка «5» для информации преподавателя
х - 60 баллов оценка «3»
Таблица 10 – График текущего контроля успеваемости по компетенциям дисциплины
Этапы текущего контроля | Итого | |||||
№1 (1 – 9 нед.) | №2 (10 –13нед.) | №3 (14 – 17 нед.) | ||||
ПЗ № | Рейт. | ПЗ № | Рейт. | ПЗ № | Рейт. | |
1,2,3,4 | 5,6,7,8 | 9,10,11,12 |
Таблица 11 – График текущего контроля выполнения курсового проектирования
Этапы текущего контроля | Итого | |||||
№1 (1-5 нед.) | №2 (6-10 нед.) | №3 (11-15 нед.) | ||||
Задание (этап) | Рейтинг | Задание (этап) | Рейтинг | Задание (этап) | Рейтинг | |
Ресурсы сети Интернет
Не применяются
Перечень компетенций обучающегося установленных ФГОС
Обучающийся, освоивший программу дисциплины, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
общекультурная деятельность:
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
производственно-технологическая деятельность:
способностью осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-2);
способностью оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве (ПК-4);
способностью выполнять технические работы в соответствии с технологическим регламентом (ПК-8);
способностью участвовать в исследовании технологических процессов, совершенствовании технологического оборудования и реконструкции производства (ПК‑10);
способностью оформлять технологическую и техническую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования (ПК-11);
готовностью решать технические задачи по предотвращению и ликвидации осложнений и аварийных ситуаций при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-13);
способностью принимать меры по охране окружающей среды и недр при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья (ПК-15);
проектная деятельность:
способностью осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов (ПК-27);
1.2 Цели и задачи освоения дисциплины
Целью преподавания дисциплины является получение студентами теоретических знаний: об осложнениях и авариях при бурении нефтяных и газовых скважин, основные виды осложнений и аварий, предупреждение осложнений при бурении скважин, способы ликвидации поглощений и газонефтеводопроявлений, противовыбросовое оборудование, также ознакомление с осложнениями связанными с нарушениями целостности стенок скважины, распространенностью и характеристикой ММП, понятие об аварии, основные виды аварий и их ликвидация, ловильный инструмент, применяемый при ликвидации аварий.
В процессе изучения дисциплины студенты должны приобрести общие представления по предупреждению и ликвидации возможных осложнений и аварий при строительстве нефтяных и газовых скважин; основные понятия о технике и технологии применяемой для предупреждения и ликвидации осложнений и аварий.
Выпускник по профилю: - «Бурение нефтяных и газовых скважин», подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
- осуществлять технологические процессы строительства нефтегазовых скважин (ПТД),
- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование для сооружения скважины (ПТД),
- планировать, организовывать и управлять работой первичных производственных подразделений предприятий осуществляющих бурение скважин (ОУД),
- анализировать деятельность работой первичных производственных подразделений предприятий осуществляющих бурение скважин (ОУД),
- документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий осуществляющих бурение скважин (ОУД),
- анализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин (ЭИД),
- проводить регламентированными методиками экспериментальные исследования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин (ЭИД),
- выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчётную документацию (ЭИД),
- собирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин (ПД)
- выполнять с помощью прикладных программных продуктов расчёты по проектированию бурения скважин (ПД),
- составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы (ПД),
- участвовать в составлении проектных решений по управлению качеством (ПД).
1.3 Результаты освоения дисциплины
В результате освоения программы обучающийся должен:
знать:
виды осложнений и аварий при различных технологических операциях в процессе бурения скважин;
документацию на осложнения и аварии, место последних в балансе календарного времени строительства скважины;
основы тепломассообмена и гидродинамических процессов в системе «пласт-скважина»;
горно-геологические характеристики разреза и технические условия осложнений и аварий;
методы и принципиальные технологические схемы и технические устройства для прогнозирования, распознавания, предупреждения и ликвидации осложнений и аварий.
причины возникновения осложнений и аварии;
их признаки;
способы предупреждения;
методы ликвидации;
инструмент для ликвидации аварий и технологию его использования;
виды оборудования и техники применяемой для предупреждения и ликвидации осложнений и аварий при бурении нефтяных и газовых скважин;
перспективы и методы совершенствования и развития технологии, бурового оборудования и инструмента, в практике бурения скважин на нефть и газ для предупреждения и ликвидации осложнений и аварий.
уметь:
выбирать правильную методику и приемы предупреждения на ранней стадии возникновения осложнений и аварий, квалифицированно провести расчеты при ликвидации осложнений и аварий;
обрабатывать статистическую информацию, получаемую при проводке скважин;
решать технологические задачи по выбору лучшего алгоритма для распознавания, предупреждения и ликвидации осложнений и аварий исходя из имеющихся сил и средств;
составлять проекты работ по борьбе с осложнениями и авариями при сохранении экологии окружающей среды и недр и при обеспечении безопасных условий труда;
разрабатывать технологический регламент промывки и крепления скважин в зависимости от физико-механических свойств горных пород для обеспечения безаварийной проводки скважины;
производить технические расчеты, связанные с предупреждением и ликвидацией различных видов осложнений и аварий и использовать для этих целей ЭВМ;
составить план ликвидации аварии;
классифицировать: способы бурения, системы разработки и нефтегазовые системы, а также пользоваться ЭВМ.
владеть:
методами определения типа прихвата;
методами глушения скважин;
приёмами работы аварийным инструментом.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла. Для изучения курса требуется знание дисциплин: основы нефтегазопромыслового дела, прикладная физическая и коллоидная химия в бурении, буровые технологические жидкости, технология бурения нефтяных и газовых скважин.
Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в: дисциплинах:«Технология бурения нефтяных и газовых скважин», «Буровые технологические жидкости», проектировании, разработке и применения на практике безаварийной технологии бурения нефтяных, газовых и газоконденсатных скважин.
3. Структура дисциплины
Таблица 1 – Количество академических часов, выделенных на дисциплину
Вид учебной работы | Трудоемкость, часов | |
Всего | Семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | ||
Аудиторные занятия, в том числе: | ||
лекции | ||
практические/семинарские занятия | ||
Самостоятельная работа (в том числе курсовое проектирование) | ||
Трудоемкость промежуточной аттестации | ||
Вид промежуточной аттестации | КП, зачёт | КП, зачёт |
4. Содержание дисциплины
Таблица 2 – Сводные данные по содержанию дисциплины
№ п/п | Наименование раздела и темы дисциплины | Вид учебной работы | ||||||
Лекции, час. | ПЗ (СЕМ) | СРС | КП(КР) | |||||
№ | Кол. час. | № | Кол. час. | № | Кол. час. | |||
Введение | 0,5 | |||||||
Давления в скважине и околоствольном пространстве | ||||||||
1.1 | Горное (геостатическое) давление | |||||||
1.2 | Пластовое (поровое) давление | |||||||
1.3 | Гидростатическое давление | |||||||
1.4 | Давление гидроразрыва | |||||||
1.5 | Давление страгивания (инициирования течения) | |||||||
1.6 | Динамическое давление | |||||||
1.7 | Гидродинамическое давление | |||||||
1.8 | Дифференциальное давление | |||||||
1.9 | Давление поглощения | |||||||
1.10 | Забойное давление | |||||||
Газоводонефтепроявления (групповая дискуссия) | ||||||||
2.1 | Механизмы поступления флюидов пласта в ствол скважины | |||||||
2.2 | Свойства пластовых флюидов, обусловливающие характер развития ГНВП и степень фонтаноопасности | |||||||
2.3 | Основные свойства газов | |||||||
2.4 | Факторы, обусловливающие возникновение и развитие ГНВП | |||||||
2.5 | Категории скважин по степени опасности возникновения ГНВП | |||||||
2.6 | Признаки газонефтеводопроявлений | |||||||
2.7 | Предупреждение ГНВП | |||||||
2.8 | Контроль давлений и ликвидация проявлений | |||||||
2.9 | Действия буровой бригады при проявлениях | |||||||
2.10 | Оборудование устья скважин | |||||||
Поглощения | ||||||||
3.1 | Характеристика каналов фильтрации бурового раствора | |||||||
3.2 | Исследование проницаемых пластов | |||||||
3.3 | Методы предупреждения и ликвидации поглощений | |||||||
Гидраты компонентов природных газов (групповая дискуссия) | ||||||||
4.1 | Образование гидратов в скважинах | |||||||
4.2 | Предупреждение и борьба с гидратообразованием | |||||||
Осложнения, определяющие прихваты бурильного инструмента (занятие в диалоговом режиме) | ||||||||
5.1 | Заклинивание в желобных выработках | |||||||
5.2 | Осложнения, связанные с разбуриванием хемогенных пород | |||||||
5.3 | Сальникообразование | |||||||
5.4 | Прихват под действием перепада давлений | |||||||
5.5 | Обвалы горных пород | |||||||
5.6 | Набухание глинистых пород | |||||||
5.7 | Зоны с аномально высоким пластовым давлением | |||||||
5.8 | Нарушение технологического режима бурения скважины | |||||||
5.9 | Некачественное цементирование скважины | |||||||
5.10 | Особенности бурения скважин в условиях сероводородной | |||||||
Осложнения при бурении скважин в многолетнемёрзлых породах. | ||||||||
6.1 | Виды осложнений | |||||||
6.2 | Предупреждение и борьба с осложнениями в ММП | |||||||
Конструкция скважин | 0,5 | |||||||
7.1 | График совмещенных условий бурения | |||||||
7.2 | Гидравлическая программа промывки скважины | |||||||
Аварии (занятие в диалоговом режиме) | ||||||||
8.1 | Причины возникновения аварий | |||||||
8.2 | Методы ликвидации аварий | |||||||
Подготовка к ПЗ | ||||||||
Защита | ||||||||
Итого | ||||||||
Подготовка к зачету | ||||||||
Всего | 108час. |
Примечание.Номера ПЗ(СЕМ) и КР берутся из таблиц 4 и 5
Таблица 3 – Перечень лабораторных работ– не предусмотрены уч. планом
№ п/п | Наименование лабораторной работы | Интерактивная технологии |
Таблица 4 – Перечень практических занятий
№ п/п | Тема практических занятий (расчетно-графической работы) | Интерактивная технологии |
п.7 | Обоснование требуемого количества обсадных колонн и глубин их спуска | |
п.7.2 | Расчёт расхода промывочной жидкости | |
п.7.2 | Расчёт перепада давления в местных сопротивлениях циркуляционной системы | |
п.7.2 | Гидравлический расчёт циркуляционной системы | |
3.2 | Исследование поглощающих горизонтов | Разбор конкретных ситуаций |
3.3 | Тампонирующее устройство для ликвидации зон поглощений | |
п.5 | Установление границ прихвата и прихватоопасной ситуации | Разбор конкретных ситуаций |
п.5 | Расчёт установки нефтяных и кислотных ванн | |
п.8.2 | Аварийный инструмент | |
п.8.2 | Изучение типовых аварийных технологических операций | Разбор конкретных ситуаций |
п.8 | Анализ фактически произошедших аварий | Разбор конкретных ситуаций |
п.8 | Составление рапорта об авариях |
Таблица 5 – Задания на курсовое проектирование
Вариант | Тема курсового проекта (курсовой работы) |
Действие буровой бригады при проявлениях | |
Факторы, обуславливающие возникновения и развития ГНВП | |
Признаки ГНВП | |
Бурение многолетних мерзлых пород | |
Бурение в условиях сероводородной агрессии | |
Гидраты | |
Избыточное давление и градиент величин | |
Характеристика каналов фильтрации БР | |
Нарушение устойчивости ствола скважины | |
Ликвидация поглощений в процессе бурения скважин | |
Ликвидация прихватов | |
Ударные механизмы. | |
Некачественное цементирование скважин | |
Применение ванн. | |
Давление в скважине | |
Оборудование устья скважины | |
Бурение на депрессии | |
Исследования проницаемых пластов | |
Свойства пластовых флюидов | |
Осложнения, определяющие прихваты. | |
Ликвидация обрывов | |
Бурение хемогенных пород | |
Аварии с породоразрушающим инструментом | |
Бурение глин | |
Желобообразования | |
Ликвидация частичных поглощений | |
Бурение многолетнемерзлых пород | |
Ликвидация осыпей и обвалов | |
Бурение неустойчивых рыхлых пород | |
Ликвидация обрыва КБТ | |
Затяжки, прихваты КБТ | |
Ликвидация разрушенного долота | |
Ликвидация фонтанов и грифонов | |
Полное поглощение и их ликвидация | |
Ликвидация катастрофических поглощений | |
Промыв замковых соединений КБТ | |
Ликвидация ГНВП | |
Предупреждение пластового флюида | |
Прихваты в аргиллитах при бурении | |
Предупреждение и ликвидация прихватов | |
Желобообразование | |
Бурение солей | |
Прихваты, вызванные набуханием глинистых пород | |
Предупреждение ГНВП | |
Поглощения бурового раствора при бурении скважин | |
Оборудование устья скважин | |
Дифференциальный прихват | |
Действие буровой бригады при проявлениях | |
Образование гидратов в скважине |
Таблица 6 – Этапы (темы задач) курсового проектирования (курсовой работы)
№ | Наименование этапа | Интерактивная технология |
Построение графика совмещённых давлений по производственной скважине. | - | |
Технологические расчеты по скважине | - | |
Разработка технологии и техники предупреждения и ликвидации осложнений и аварий в соответствии с заданием по табл. 5 | - |
Таблица 7 – Интерактивные формы обучения
№ п/п | Технологии | Количество часов по учебному плану (по видам занятий) | |||||
Лекции | ЛР | ПЗ | СРС | КР | |||
Занятие в диалоговом режиме | - | - | - | - | |||
Групповая дискуссия | - | - | - | - | |||
Разбор конкретных ситуаций | - | - | - | - | |||
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной
работы обучающихся
1. Заливин В.Г. Методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант.
2. Заливин В.Г. Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант.
3. Заливин В.Г. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин». Электронный вариант