Перечень умений и знаний, установленных ФГОС ВПО

Студент после освоения программы настоящей дисциплины должен:

знать:

- основы физической культуры и здорового образа жизни.

уметь:

- обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность к будущей профессии;

- приобрести личный опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности в достижении жизненных и профессиональных целей;

владеть:

-системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств.

2. Цели и задачи освоения программы дисциплины

Целью изучения дисциплины «Физическая культура» является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке бакалавра к профессиональной деятельности;

- знание научно- биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

- формирование мотивационно - ценностного отношения студента к физической культуре и установки на здоровый стиль жизни, физического самосовершенствования и самовоспитания потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

3. Место дисциплины в структуре ООП

Учебная дисциплина «Физическая культура» относится к одному из разделов в структуре основной образовательной программы бакалавриата. Настоящая программа составлена для подготовки студентов вечернего отделения, обучающихся по направлению подготовки «Экономика». Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

4. Компетенции обучающегося, формируемые при освоении дисциплины

(результаты освоения дисциплины)

Наименование компетенции:владение средствами самостоятельного, мето-дически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Код компетенции:ОК-16

Направление:080100 «Экономика»

Уровни учебных целей Отличительные признаки
1.Знание способов и методов сохранения и укрепления здоровья; основных способов и средств самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания; должного уровня физической подготовки для профессиональной деятельности.
2.Понимание понятия и содержание здоровье», «здоровый образ жизни» сущности и значения самостоятельных занятий физической культурой; опасности низкой двигательной активности; возможностей использования самостоятельных занятий при решении профессиональных задач.
3.Применение умения составить долгосрочный план по физическому самосовершенствованию; основных требований самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания; контроля уровня и интенсивности нагрузки при самостоятельных занятиях физической культурой; применение средств физической культуры для повышения уровня физической подготовленности.
4.Анализ технологий построения самостоятельных занятий физическими упражнениями; технологий проведения закаливающих процедур; технологий определения уровня физической подготовленности по функциональным пробам и физиологических индексов здоровья.
5.Синтез способов сохранения и укрепления здоровья и знаний в области физической культуры; использование профессионально-прикладной физической подготовки в социальной и профессиональной деятельности.
6.Оценка адекватности физической нагрузки на организм человека; способов оценки и самооценки физического состояния организма; уровня физической подготовленности по функциональным пробам и физиологическим индексам здоровья.  


УРОВНИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ

Код компе-тенции Название компетенции Краткое содержание/определение и структура компетенции. Характеристика порогового уровня сформированности компетенции у выпускников университета Средства и технологии оценивания
ОК-16 Владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности   Знает… понятие и содержание «здоровье», «здоровый образ жизни», способы сохранения и укрепления здоровья; определение и сущность физического упражнения как основного средства физического воспитания; механизмы формирования двигательных действий; действие и механизмы закаливания для укрепления здоровья; основные положения техники безопасности и оказания первой доврачебной помощи при возможных травмах. Тестирование  
Умеет… составить долгосрочный план по физическому самосовершенствованию; контролировать уровень и интенсивность нагрузки при самостоятельных занятиях физической культурой; направленно использовать средства физической культуры для повышения уровня физической подготовленности; определять адекватный уровень физической нагрузки; поддерживать партнерские отношения; выполнять совместные действия в коллективе (команде) на основе сотрудничества, толерантности в учебном процессе.  
Владеет… технологиями построения самостоятельных занятий физическими упражнениями; технологиями проведения закаливающих процедур; технологиями определения уровня физической подготовленности по средствам функциональных проб и физиологических индексов здоровья; технологиями разработки корригирующих комплексов физических упражнений (комплексы упражнений на осанку; упражнений согласно своему заболеванию; упражнений для проработки отдельных групп мышц); способами сохранения, укрепления здоровья, способами оценки и самооценки физического состояния организма.     Опрос
    Пороговый уровень: знает основные способы самостоятельного методически правильного использования физической культуры; владеет представлением о возможности использования самостоятельных занятий физической культурой и спортом в решении профессиональных задач Опрос

В результате освоения программы дисциплины обучающийся бакалавр должен

уметь:

– обеспечить общую и профессионально-прикладную физическую подготовленность к будущей профессии;

– приобрести личный опыт творческого использования физкультурно-спортивной деятельности в достижении жизненных и профессиональных целей;

знать:

– основы физической культуры и здорового образа жизни;

владеть:

–системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств.

5. Основная структура дисциплины

Таблица 1

Структура дисциплины

Вид учебной работы Трудоемкость, часов
Всего Семестр
№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8
Общая трудоемкость дисциплины                
Аудиторные занятия:                
Лекции      
Лабораторные работы                  
Практические занятия                  
Самостоятельная работа    
Вид промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине)         зачет   зачет   Экзамен (36 час на подготовку к экзамену)

6. Содержание дисциплины

6.1.Перечень основных разделов и тем дисциплины

Семестр

Тема 1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента

Лекция 1.

Введение. Основные понятия в сфере физической культуры.

Лекция 2.

Деятельная сущность и ценности физической культуры в различных сферах жизни. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.

Лекция 3.

Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте.

Лекция 4.

Физическая культура личности. Средства формирования физической культуры личности.

Лекция 5.

Физическая культура и спорт, как социальные феномены общества. Социально-экономический эффект физической культуры и спорта.

Тема 2 .Социально-биологические основы физической культуры

Лекция 6.

Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Анатомо-морфологические особенности организма человека.

Лекция 7.

Костная система и ее функции.Мышечная система и ее функции.

Лекция 8.Органы пищеварения и выделения их функции.

Семестр

Тема 2 .Социально-биологические основы физической культуры

Лекция 9.

Физиологические системы организма.Сердечно-сосудистая система.Дыхательная система.Нервная система.

Лекция 10.

Физиологические механизмы и закономерности направленного воздействия физи-ческой тренировки.

Лекция 11.

Двигательная деятельность и повышение устойчивости организма человека к воздействиям внешней среды.

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья

Лекция 12.

Основы валеологии. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни.

Лекция 13.

Основные требования к организации здорового образа жизни и личное отношение к здоровью самого студента. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Лекция 14.

Основы рационального питания.Белки, жиры, углеводы. Их роль в питании человека, нормы потребления.

Лекция 15.

Биологически активные вещества и их роль в жизнедеятельности организма. Витамины в питании, виды, нормы потребления.

Лекция 16.

Сбалансированное питание. Рациональное питание. Особенности питания при учебной и физкультурно-спортивной деятельности.

Лекция 17.

Гигиена умственного и физического труда.

Семестр

Тема 3. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Лекция 18.

Физическая активность и гиподинамия в жизни студента.

Лекция 19.

Закаливание организма, его роль в профилактике ОРВИ и других заболеваний, основные принципы и способы закаливания.

Лекция 20.

Физическое самовоспитание и самосовершенствование личности средствами ФКиС.

Лекция 21.

Определение понятия, цели и задач мониторинга физического здоровья. Нормативно-правовая база организации мониторинга.

Лекция 22.

Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в НИ ИрГТУ. Результаты мониторинга физического здоровья студентов.

Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры

в регулировании работоспособности студента

Лекция 23.

Психофизиологические основы характеристики учебного труда студента, динамика его работоспособности в течение учебного дня, семестра и года.

Лекция 24.

Критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

Лекция 25.

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда.Физические упражнения как средство активного отдыха.

Семестр

Тема 5. Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания

Лекция 26.

Средства и принципы физического воспитания в методике построения занятий по физической культуре.

Лекция 27.

Характеристика основных двигательных качеств человека (сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость).

Лекция 28.

Методы формирования двигательных качеств в процессе физического воспитания.

Лекция 29.

Формирование психических качеств и свойств личности в процессе физического воспитания.

Лекция 30.

Общая физическая подготовка (ОФП) в физическом воспитании человека.

Лекция 31.

Специальная физическая подготовка. Интенсивность физических нагрузок.

Лекция 32.

Формы и организационные основы занятия физическими упражнениями, структура и направленность учебно-тренировочного занятия.

Лекция 33.

Возможность и условия коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности человека средствами физической культуры и спорта.

Семестр

Тема 6. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Лекция 34.

Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы, средства и содержание.

Лекция 35.

Специфика организации самостоятельных занятий, в зависимости от возраста, пола, индивидуального уровня физической подготовки и тренировочного опыта.

Лекция 36.

Виды и методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями (утренняя гимнастика, атлетическая гимнастика, оздоровительный бег и ходьба).

Тема 7. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений

Лекция 37.

Определение понятия «спорт».Классификация видов спорта.Массовый спорт. Спорт высших достижений. Принципиальное отличие спорта от других видов занятий физическими упражнениями. Спортивная классификация.

Лекция 38.

Индивидуальный выбор вида спорта или систем физических упражнений.Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности.

Лекция 39.

Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Современные популярные системы физических упражнений.

Лекция 40.

Студенческие спортивные мероприятия и соревнования различного уровня в регионе. Организация физкультурно-спортивной деятельности в НИ ИрГТУ. Спортивный клуб, спортивные секции.

Лекция 41.

Адаптивная физическая культура и спорт.

Семестр

Тема 8. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

Лекция 42.

Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений. Особенности построения занятий физической культурой для женщин.

Тема 9. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Лекция 43.

Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями, профилактика травматизма. Основы доврачебной помощи при занятиях ФКиС.

Лекция 44.

Врачебный контроль. Функциональные пробы, тесты для диагностики состояния организма.

Тема 10. Профессионально-прикладная физическая подготовка

(ППФП) студентов

Лекция 45.

Особенности различных видов трудовой деятельности человека.Личная и социально-экономическая необходимость специальной физической и психической подготовки бакалавра к будущей профессиональной деятельности.

Лекция 46.

Физическая культура в профессиональной деятельности будущего специалиста в сфере финасово-экономической деятельности и бизнеса. Профессиограмма.

Лекция 47.

Профессионально-прикладная физическая подготовка для работников финансово-экономической сферы и бизнеса.

Тема 11. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра

Лекция 48.

Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки бакалавра к труду в современных условиях. Формы и методы организации и проведения производственной физической культуры.

Наши рекомендации