Формирование и распределение прибыли предприятия для целей налогообложения
Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности, источником финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работников.
В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации (глава 25 «Налог на прибыль предприятия») определены основные условия формирования и распределения прибыли предприятия.
Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется полученным доходом предприятия, уменьшенным на величину производственных расходов.
К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, и внереализационные доходы.
Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.
Внереализационными доходами признаются доходы от долевого участия в других организациях, от операций купли-продажи иностранной валюты; в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду); в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг); в виде дохода прошлых лет; в виде полученный положительной разницы, полученной от переоценки имущества; в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.
К расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), и внереализационные расходы.
Сумма налога на прибыль предприятия определяется произведением налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль. Налоговая ставка принимается для предприятий в размере 24 процентов (если иное не предусмотрено законодательством).
После уплаты налога из прибыли формируется чистая прибыль предприятия. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется для технического его совершенствования, расширения производства и социального развития.
Следует отметить, что абсолютный размер прибыли, характеризует экономический эффект, эффективность же деятельности предприятия определяется рентабельностью. Наиболее предпочтительны для оценки эффективности деятельности предприятия является:
рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли к сумме затрат по реализованной продукции;
рентабельность продаж исчисляется отношением прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки;
рентабельность капитала исчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестиционного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.
Показатели рентабельности позволяют судить об экономической деятельности предприятия и о возможностях расширения производства за счет собственных накоплений.
НАЛОГИ И ИХ ФУНКЦИИ
Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции:
фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.
Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).