Формирование и распределение прибыли предприятия для целей налогообложения

Прибыль предприятия является важнейшим показателем эффективности его деятельности, источником финансирования производственных и социальных расходов, дополнительного вознаграждения работников.

В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федера­ции (глава 25 «Налог на прибыль предприятия») определены основные условия формирования и распределения прибыли предприятия.

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется полученным доходом предприятия, уменьшенным на величи­ну производственных расходов.

К доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, и внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализа­ции товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

Внереализационными доходами признаются доходы от до­левого участия в других организациях, от операций купли-продажи иностранной валюты; в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а так­же сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имуще­ства в аренду (субаренду); в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вкла­да; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг); в виде дохода прошлых лет; в виде полученный положитель­ной разницы, полученной от переоценки имущества; в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выяв­ленных в результате инвентаризации.

К расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), и внереализацион­ные расходы.

Сумма налога на прибыль предприятия определяется про­изведением налогооблагаемой прибыли на ставку налога на прибыль. Налоговая ставка принимается для предприятий в размере 24 процентов (если иное не предусмотрено законода­тельством).

После уплаты налога из прибыли формируется чистая при­быль предприятия. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется для технического его совершен­ствования, расширения производства и социального развития.

Следует отметить, что абсолютный размер прибыли, харак­теризует экономический эффект, эффективность же деятель­ности предприятия определяется рентабельностью. Наиболее предпочтительны для оценки эффективности деятельности предприятия является:

рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения прибыли к сумме затрат по реализованной продукции;

рентабельность продаж исчисляется отношением прибыли от реализации продукции к сумме полученной выручки;

рентабельность капитала исчисляется отношением прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестиционного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.

Показатели рентабельности позволяют судить об экономи­ческой деятельности предприятия и о возможностях расшире­ния производства за счет собственных накоплений.

НАЛОГИ И ИХ ФУНКЦИИ

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Наши рекомендации