Прибыль как мера эффективности работы предприятия. Виды прибыли и их расчет. Формирование и распределение прибыли. Рентабельность производства, продукции

Прибыль - это превышение дохода предприятия над его расходами.

1. Прибыль от реализации продукции – определяется как разница между выручкой от реализации продукции( без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию продукции.

Прп= ВРП-НДС-А-Зрп

2. Прибыль от прочей реализации или реализации основных фондов-представляет собой разность между их продажной и первоначальной ценой с учетом инфляции.

Прф=Врф-Сф*И, где И-индекс инфляции

3. Прибыль от внереализационных операций-представляет собой разность между доходами от долевого участия в деятельности других предприятий, сдачи имущества в аренду, дивидентов по акциям, а также другими доходами, не связанными с производством продукции и ее реализацией и затратами по этим операциям.

Пвн=Дв-Зв

4. Балансовая прибыль определяется по формуле:

Пб=Прп+Прф+Пвн

5. Чистая прибыль определяется по формуле:

ЧП=Пб-НП, где НП-налог на прибыль 20%

Распределение прибыли находится в компетенции самого предприятия.

ВРП (без НДС и акцизов)- Зрп= Прп+Прф+Пвн=Пб-НП=ЧП.

Чистая прибыль направляется в резервный фонд (на предстоящие расходы и платежи), фонд накопления (для создания нового имущества), фонд потребления (на дополнительное материальное поощрение)

Рентабельность производства-показывает результативность использования имущества предприятия и представляет собой процентное отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств:

Ро= (Пб/Фсг+Фо)*100%

Рентабельность продукции-показывает результативность текущих затрат предприятия. Она представляет собой процентное отношение балансовой прибыли от реализации продукции к ее себестоимости:

Рп=(Прп/Сп)*100%

27. Функции цены. Состав, виды цены и методы ее установления. Ценообразование в нефтегазовом комплексе

Цена - денежное выражение стоимости товара. Состав цены и её экономическая природа проявляется через функции.

В учётной функции отражаются все общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

^ Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и внедрения новых технологий. Цена стимулирует производителя выбирать наиболее экономичный способ производства.

^ Распределительная функцияпредусматривает учёт в цене НДС, акциза и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства,.
^ Виды цен:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- закупочные цены;

- цены на строительную продукцию;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

- розничные цены;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

Методы установления цен:

Расчёт цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Определяется полная себестоимость единицы продукции, добавляется прибыль в процентах от полной себестоимости, и получается цена продукции.
Расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечит ему желаемый объём прибыли.
Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. Предприятие формирует в сознании потребителя представление о ценности товара, используя неценовые методы: предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и т.д.
Объективными параметрами цен на нефть являются мировые (экспортные) цены нефти и нефтепродуктов, а также затраты на добычу, переработку, транспортировку нефти и реализацию нефтепродуктов.

28. Инвестиционная политика предприятия. Сущность, классификация и структура капитальных вложений. Методы экономического обоснования капитальных вложений

Под инвестициями понимаются денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, расширение действующих производственных мощностей, а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов.

Капитальные вложенияпредприятия- это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение, монтаж и наладку машин и оборудования, проектно-изыскательские работы и т.д.

Капитальные вложения классифицируются:

  1. по направлению использования ( производственные и непроизводственные)

2. по формам воспроизводства( на новое строительство, на реконструкцию, на модернизацию оборудования)

3. по источникам финансирования ( централизованные и децентрализованные)

Различают следующие виды структур капитальных вложений:

1.Технологическая- состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доля в общей сметной стоимости.

2.Воспроизводственная-распределение капитальных вложений по формам воспроизводства.

3. Отраслевая.

Территориальная.

Вопросы методики определения экономической эффективности капитальных вложений следует рассматривать в двух основных аспектах:

  • определение общей (абсолютной) экономической эффективности;
  • определение сравнительной экономической эффективности.

Абсолютная экономическая эффективность рассчитывается по формуле:

Е=П/К,где

П- прирост прибыли;

К- капитальные вложения.

Рассчитанный таким образом показатель абсолютной эффективности сравнивается с нормативным показателем Ен=0,15, если он выше, то капитальные вложения обоснованы.

Методика определения сравнительной эффективностиоснована на сравнении приведенных затрат по вариантам вложения инвестиций.

Согласно этой методике экономически целесообразным вариантом считается тот, который обеспечивает минимум приведенных затрат.

Приведенные затраты-это сумма текущих затрат и капитальных вложений, приведенных к единой размерности во времени с помощью нормативного коэффициента экономической эффективности, который равен 0,15, что означает, что на каждый рубль капитальных вложений должно приходится не менее 15 копеек прибыли, тогда они обоснованы. З=С+Ен*К

Наши рекомендации