Система методов обучения и тренировки

Изучаемые двигательные действия в системе подготовки борцовпринято называть физическими упражнениями или техническимидействиями (приемами).Для освоения двигательных действий,которые являются основными средствами физической и технической подготовки борцов используется система методовобучения и тренировки.

Метод – способ выполнения двигательного действия, с помощью которого двигательная задача решается целесообразно, с относительно большей эффективностью.

Эталонная – обобщенная модель рациональной системы движений.

Индивидуальная - соответствующая конкретному человеку.

Основа техники – безусловно необходимые элементы движения, без правильного выполнения которых решить двигательную задачу невозможно.

Определяющее звено техники – наиболее важная часть способа выполнения двигательной задачи (например отталкивание в прыжках).

Детали техники – второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма.

Прежде чем перейти к изложению методов обучения спортивной борьбе необходимо дать определения понятиям, характерным для данного процесса.

Под методикой принято понимать систему средств и методов направленных на достижение результатов обучения.

Метод – способ применения средств обучения. Для более успешной его реализации применяются специальные методические приемы.

Систему методов обучения обеспечивают:

-методы передачи знаний: словесные и наглядные (слово, показ).

-технические средства обучения (аудио, визуальные и аудиовизуальные).

-методы контроля знаний.

-методы программированного обучения (линейные, разветвлённые и адаптированные программы).

-методы разучивания (целостный, по частям и комплексный).

-методы контроля качества освоения приемов.

-способы предупреждения и исправления ошибок.

-методы тренировки (упражнения и варьирования).

К числу методов широко используемых при обучении спортивной борьбе относятся: метод использования слова, метод обеспечения наглядности, метод упражнений, игровой метод и соревновательный.

Все стороны деятельности тренера по спортивной борьбе связаны с использованием слова. По назначению методы словесного воздействия можно условно объединить в следующие группы: методы рассказа, описания, объяснения; методы команд, распоряжения и т.д.; методы разбора, замечания, словесной оценки.

Под наглядностью в педагогике понимают привлечение к процессу познания органов чувств (зрение, слух, двигательные ощущения). Поэтому методы наглядного воздействия можно обобщить в три группы: методы зрительной наглядности - демонстрация приемов и др. упражнений, наглядных пособий, зрительное ориентирование; методы слуховой, звоновой, методы срочной информации. Демонстрация технико-тактического действия имеет свои варианты: идеальный показ, адаптационный (упрощенный), имитационный и лидирующий, когда ученик выполняет прием вместе с тренером.

Метод упражнений – основной метод обучения спортивной борьбе. Он имеет две разновидности: метод повторных стандартных упражнений и метод повторных вариативных упражнений. Первый предполагает выполнение технико-тактических действий в стандартных, чаще всего статических положениях. Этот метод применяется на различных этапах обучения.

Метод повторных вариативных упражнений основан на выполнении технико-тактических действий в вариативных ситуациях: при передвижении соперника в условиях изменения захвата стойки и т.д. Данный метод используется на этапе углубленного разучивания и совершенствования техники борьбы.

Игровой метод широко применяется в тренировке борцов. Он обеспечивает: эмоциональность занятия, совершенствование двигательных качеств. Формирование специализированных навыков борца, выявление и совершенствование личностных и морально-волевых качеств.

Соревновательный метод стимулирует максимальную мобилизацию борцов на выполнение изученных технико-тактических действий.

Сложные приемы техники и тактики изучаются с использованием методического приема – расчленения по частям.

3.2. Одним из важных моментов в разучивании приема является выявление и устранение ошибок. Тренеру необходимо вначале предупредить и устранить грубые ошибки, искажающие структуру приема. Такими ошибками могут быть следующие: наличие ненужных движений: неправильная амплитуда и направление движения; напряженность и несоразмерность усилий; искажение ритма. Эти ошибки могут возникнуть по ряду причин: слабая физическая подготовка – тренер должен подобрать упражнения избирательно воздействующие на развитие необходимых качеств: боязнь – ликвидировать эту причину можно приемами страховки и самостраховки, применение подводящих упражнений, внушением; недостаточное понимание приема – эта причина устраняется дополнительным показом технического действия, активизацией внимания занимающихся; утомление – при возникновении этой причины необходимы отдых, соблюдение достигнутой дозировки упражнений; отрицательный перенос навыка – для избежания таких ошибок надо строго соблюдать принцип последовательности в обучении.

3.3В процессе обучения технико-тактическим действиям большое значение имеет так называемый «перенос навыков выработанных ранее». Различают «положительный» и «отрицательный» перенос. При первом ранее изучаемое действие облегчает изучение последующего. Так, например, навык «моста» дает возможность быстро освоить бросок прогибом через «мост».

Примером «отрицательного» переноса навыка может служить трудность освоения броска скручиванием после броска с прогибом.

При «положительном» переносе техника выполнения приема (в ведущих фазах) имеет сходство с предыдущим. При «отрицательном – наоборот.

С физиологической точки зрения перенос навыка можно объяснить тем, что формирующаяся функциональная система вовлекает готовые двигательные координации и от того насколько они по архитектуре движения соответствует ей, перенос навыка будет положительным или отрицательным.

С учетом сказанного выше необходимо строить процесс обучения в спортивной борьбе: объединять приемы в комплексы, группы, разрабатывать систему подводящих и подготовительных упражнений и т.д.

Для более эффективной организации процесса обучения необходимо избегать «отрицательного» переноса двигательных навыков, избирать такую последовательность изучения технических действий., при которых он не проявляется или его действие незначительно.

4. Прежде чем приступить к обучению определенному техническому действию необходимо установить готовность ученика к освоению приема. В противном случае целесообразно провести предварительную подготовку.

Готовность к обучению выявляется с помощью контрольных упражнений и сведений о технической подготовке ученика. В случае, если он не готов разучить прием, выполняется комплекс подготовительных упражнений. Готовность определяется степенью развития физических качеств, запасом двигательных навыков (техническая подготовка) и психической готовностью.

Пути формирования готовности к обучению сложному техническому действию зависят от его особенностей (структура, особенности работы мышц, роль физических качеств). Так, например, перед тем, как начать изучение переворота накатом целесообразно предварительно решить следующие задачи: выполнить комплекс подводящих упражнений (укрепление «моста», переход через мост из положения лежа на боку и др.), развить гибкость, обеспечить психологическую готовность.

При обучении сложным приемам очень важно умело использовать принципы доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

В процессе обучения техническому действию можно ориентировочно выделить следующие этапы:

1. этап начального разучивания; 2. этап закрепления и совершенствования; 3. этап совершенствования и индивидуализации. Следует понимать, что это лишь общая схема процесса обучения. Она конкретизируется в зависимости от контингента учеников, задач обучения и направленности занятий.

Этап начального разучивания. Цель – обучить основам техники приема. Частные задачи этого этапа сводятся к следующему: создать представление о приеме; сформировать умение выполнять прием в целом или по частям; устранить грубые ошибки.

Проанализируем пути решения указанных задач.

Обучение техническому действию начинается с создания у занимающихся правильного представления и понятия о технике приема и тактике его проведения. Необходимо кратко и четко назвать прием, потом образцово его продемонстрировать в быстром и медленном темпе. Анализ техники выполнения приема должен быть по возможности кратким. Следует помнить, что избыток информации о приеме на первом этапе обучения затрудняет достижение цели.

Затем тренер дает задание выполнять прием, замечает и устраняет грубые ошибки, оценивает действия учеников.

Как правило, большинство приемов изучается целостным методом. Однако в некоторых случаях сложные приемы разучиваются по частям. Расчленение приема психологически облегчает процесс его разучивания, позволяет избежать грубых ошибок и уменьшает затрату физических сил.

После выполнения технического действия тренер должен оценить его. Методика оценки может быть различной. Так, можно оценить технику выполнения действий словами «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и т.д.

Число повторений технических действий зависит от индивидуальных особенностей занимающихся и изучаемого материала. При обучении сложным приемам надо чаще делать паузы отдыха. Число повторений по сравнению с изучением простых приемов должно быть меньше, т.к. их выполнение связано с большим нервным и физическим напряжением.

Продолжать обучение при нарастающем утомлении нецелесообразно.

Интервалы отдыха между занятиями в начале обучения должны быть короткими, ибо длительные перерывы отрицательно сказываются на формировании двигательных навыков.

На этапе закрепления и совершенствования техническое действие осваивается более детально. Основными задачами этого этапа будут:

1.Уточнение деталей действия;

2.Создание предпосылок вариативного выполнения.

Согласно физиологическим представлениям на этом этапе происходит закрепление навыка. Техническое действие разучивается целостным методом. Расчленение приема проводится с целью концентрации внимания на отдельных частях или фазах приема. Тренер постепенно усложняет задачи. Дает задание выполнять прием в движении с небольшим сопротивлением, в условиях учебной схватки и т.д. При этом необходимо мобилизовать занимающихся на максимальное проявление физических и волевых качеств. (Н.Г.Озолин)

Большую роль в одновременном обучении технике борца и проявлении на должном уровне физических и психических качеств должны играть методы педагогического стимулирования. К одному из таких методов можно отнести метод обучения сознательному концентрированию мыслей и воли на выполнение поставленных задач: сделать прием как можно быстрее., закончить прием, несмотря на усталость поддерживать высокий темп схватки в условиях утомления и пр. Подобные наставления тренера необходимы для того, чтобы повысить роль сознания в проявлении сил борца. Не менее важно чтобы ученик верил в свои возможности и понимал какие огромные силы скрыты в нем. В связи с этим действенны рассказы о потенциальных возможностях человека, выносливости в минуты ярости, опасности. Это позволит ученикам поверить в себя, поможет им в преодолении утомления, трудностей спортивной борьбы.

На рассматриваемом этапе технические действия можно выполнить на фоне небольшого утомления.

Для уточнения техники необходимо широко использовать методы демонстрации (наглядные пособия, кинограммы, кинофильмы). При углубленном разучивании большое значение приобретает контроль и оценка выполнения действий. При этом целесообразно применять приборы срочной информации.

Следует отметить, что на данном этапе обучения у занимающихся еще могут иметь место ошибки в выполнении приемов, особенно в условиях учебных схваток. Тренер должен разъяснять их временный характер, поддерживать у учеников уверенность в успешном освоении технического действия.

Основной целью этапа совершенствования и индивидуализации технических действий является обеспечение их выполнения в соревновательной обстановке. Конкретными задачами будут: расширение диапазона вариативности технических действий; завершить индивидуализацию техники; определить и довести до совершенства коронные приемы.

На этом этапе стоит задача упрочить динамический стереотип, увеличить подвижность навыка. При этом техническое действие выполняется с различными способами тактической подготовки в разных вариантах.

Совершенствуются технические действия в условиях различных обивающих факторов (утомление, эмоциональное напряжение, посторонние раздражители и т.д.) Кроме того, широко применяется метод «сопряженного воздействия», при котором развитие физических качеств происходит в движениях, характерных для совершенствуемого технического действия. Это повышает эффективность обучения (В.М.Дьячков). Этот подход будет более детально рассматриваться в разделе спортивной тренировки.

Практика показывает, что на определенном этапе тренировочной работы спортсмен вносит изменения в технику выполнения основных приемов. Однако эта перестройка навыка обычно не сопровождается коренными его изменениями.

Чаще всего спортсмен и тренер видоизменяют способ входа в прием, его тактическую подготовку, а так же варианты выполнения (захват).

При этом процесс изучения технического действия начинается как бы заново с той лишь разницей, что происходит он более быстро. Однако иногда спортсмен вынужден видоизменять саму структуру выполнения приема (например в корне новый вариант броска с прогибом, переворота накатом и т.д.).

В данном случае задача усложняется, ибо иногда легче заново обучить действию, чем переделать старый навык (В.Д.Мазниченко). Оценивать эффективность выполнения технического действия лучше всего в условиях соревнований. Критериями мастерства выполнения является активность борца в схватке. Ее можно определить по формуле А=n/t, где А – показатель активности, n- количество реальных попыток проведения приема, t- время схваток. Другой критерий – эффективность техники. Определяется по формуле: K=n1/n, где К – показатель эффективности, n1 – количество оцененных действий, n – количество реальных атак. У сильнейших борцов мира он равен 0,55 – 0,6 усл.ед. Специалисты разработали и ряд других критериев эффективности и надежности техники.

Наши рекомендации