Проектирование сборочного участка
Планам расстановки оборудования сборочных участков должно, как правило, предшествовать составление схемы сборки агрегата (автомобиля) на основании разработанного технологического процесса. Весьма существенное значение имеет четкое выделение подсборочных работ в общей сборке агрегата (автомобиля). Рабочие места подсборки следует располагать таким образом, чтобы их направление было перпендикулярно к линии общей сборки и подсборочные рабочие места финишных операций и накопительные площадки (тары) с собранными узлами были расположены по возможности ближе к местам установки этих узлов на линии сборки агрегата (автомобиля).
При планировке сборочных участков должное внимание следует уделять вопросам, связанным с доставкой на подсборочные рабочие места и линию общей сборки деталей, комплектующих изделий и агрегатов. В зависимости от принятого вида транспорта должны предусматриваться размеры проездов (проходов), а также средства механизации подъемно-транспортных работ в пределах участка, связанные с выполнением сборочных работ. При расстановке оборудования в пределах подсборочных рабочих мест (линий) целесообразно выдерживать следующую планировочную схему: тара (стеллажи) для накопления деталей, сборочное оборудование (стенды, верстаки), оборудование для испытания узлов (агрегатов), тара (стеллажи) для накопления собранных узлов.
На расстановку оборудования участков сборки силовых и прочих агрегатов существенное влияние оказывает организация восстановления базовых и основных деталей. На предприятиях по ремонту полнокомплектных автомобилей, а в отдельных случаях и на специализированных предприятиях слесарные и станочные работы по восстановлению базовых и основных деталей выполняют непосредственно на сборочном участке.
На рис. 35.5 приведена планировка участка сборки завода с годовой программой 25 тыс. силовых агрегатов автомобиля ГАЗ-3110. Характерной особенностью планировочного решения является транспортная схема, предусматривающая поступление на линию сборки и рабочие места подсборки узлов, деталей и комплектующих изделий при помощи подвесного толкающего конвейера с автоматическим адресованием грузов. На этот конвейер поступают блоки цилиндров и коленчатые валы в сборе с участков их восстановления непосредственно на линию сборки. Прочие детали с участков восстановления поступают через комплектовочный участок. Самостоятельный подвесной конвейер предусмотрен для транспортирования собранных двигателей на участок испытания, доукомплектования и доводки двигателей, а также последующей доставки силовых агрегатов на склад готовой продукции. Двигатели собирают на вертикально-замкнутом тележечном конвейере, который оборудован стендами для заворачивания гаек крепления крышек коренных подшипников, для запрессовки гильз цилиндров и другим технологическим оборудованием. Надхборочным конвейером расположен монорельс, на котором установлены передвижные кантователи подвесного типа для поворачивания блока цилиндров и подсобранного двигателя. На этом же монорельсе имеется электрическая таль, обеспечивающая передачу собранных двигателей на подвесной конвейер, транспортирующий двигатели на участок испытания, доукомплектования и доводки двигателей. В непосредственной близости от линии сборки размещены рабочие места подсборки головок цилиндров, шатунов, поршней с кольцами, жидкостных и масляных насосов, сборки деталей механизма распределения и пр.
Рис. 35.5. Планировка участка сборки силовых агрегатов:
1 — накопитель для блоков цилиндров (элеваторного типа); 2 — конвейер для сборки двигателей; 3 — электрическая таль; 4 — стенд для отвертывания (завертывания) гаек крышек подшипников; 5 — стенд для выпрессовки (запрессовки) крышек; 6 — консольно-поворотный кран; 7 — гидроагрегат; 8 — кантователь; 9 — пресс для запрессовки гильз; 10 — стенд для завертывания гаек головки цилиндров; // — подвесной толкающий конвейер; 12 — подвесной конвейер; 13 — монтажный стол; 14 — накопитель элеваторного типа; 15 — стеллаж; 16 — стенды для ремонта и испытания приборов смазки; 17 — накопитель; 18 — стенд для сборки узлов; 19 — стенд для сборки и испытания жидкостных насосов; 20 — стенды для сборки шатунно-поршневой группы; 21 — стенд для ремонта и сборки головок цилиндров; 22 — рольганг; 23 — моечная машина; 24 — камера для нагревания головок цилиндров; 25 — стенд для гидроиспытания головок цилиндров; 26 — стенд для сборки узлов коробки передач; 27 — подвесной конвейер для сборки коробок передач; 28 — стенд для испытания коробок передач; 29 — монорельс
Для сборки коробок передач предусмотрен горизонтально-замкнутый подвесной толкающий конвейер, оборудованный специальными подвесками для крепления картеров коробки передач. Собранные коробки подвергаются испытанию на стендах с электроиндукционными тормозами. Для оперативного хранения деталей и узлов у сборочных конвейеров и рабочих мест предусмотрены стеллажи-накопители элеваторного типа. Сборочные стенды и установки оснащены гидравлическими силовыми приводами, питание которых осуществляется от групповой насосной станции с грузовым аккумулятором.