Работы, выполняемые на АТ и их контроль.
На АТ выполняются следующие виды работ:
· подготовка к полетам (предварительная, предполетная, к повторному полету, послеполетная, день работы на АТ);
· периодические работы;
· регламентные работы;
· контрольно-восстановительное обслуживание (КВО);
· контрольно-восстановительные работы (КоВР);
· целевые осмотры и проверки;
· сезонное обслуживание (подготовка к зимней (летней) эксплуатации);
· работы при хранении;
· войсковой ремонт;
· работы по бюллетеням.
Конкретные виды работ на АТ, объем и периодичность их выполнения определяются РЭ, РО, регламентом по хранению (РХ), указаниями начальника вооружения – заместителя главнокомандующего ВВС по вооружению (старших должностных лиц ИАС авиации видов (родов войск) Вооруженных Сил, главных и центральных управлений Минобороны России, федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых имеется государственная авиация).
Работы на АТ выполняются по технологическим картам, разработанным инженерами части по специальности на основе действующих РЭ, РО, РХ. Определение необходимости разработки технологических карт выполнения целевых осмотров, работ по бюллетеням и разработку этих технологических карт осуществляют инженеры части по специальности.
В зависимости от уровня надежности и освоения АТ личным составом, климатических условий и условий базирования количество летных смен без проведения очередного дня предварительной подготовки (дня работы на АТ) в пределах, допустимых РО, в каждом конкретном случае может устанавливать заместитель командира части по ИАС.
Уменьшать установленный объем работ, увеличивать периодичность выполнения подготовки ВС к полету и регламентных работ, кроме случаев, оговоренных данными Правилами, запрещается.
Продолжительность всех видов подготовок к полетам и регламентных работ, а также необходимые для этого силы и средства определяются на основании директивных или типовых норм времени с учетом условий базирования, квалификации и укомплектованности личным составом, наличия материальных средств и устанавливаются приказом по объединению для конкретных типов АТ ежегодно к началу учебного года.
Для рационального распределения сил и средств, определения потребного времени и количества СТО АТ заместитель командира части по ИАС организует разработку технологических графиков выполнения:
Для руководства ИТС, контроля работ по подготовке и проверке состояния АТ, а также для организации взаимодействия с частями обеспечения в дни выполнения на ней работ назначается дежурный инженер из числа инженеров части по специальности, а от атч – дежурный по аэродромно-техническому обеспечению.
Объем работ на АТ, устанавливаемый для каждого специалиста на день (смену), должен составлять технологически завершенную операцию (комплекс операций) и обеспечивать выполнение начатой работы до конца.
Поручать выполнение неоконченной работы новому исполнителю разрешается начальнику технического расчета (начальнику группы) после личной проверки состояния неоконченной работы и инструктажа нового исполнителя о порядке ее окончания.
При предполетной подготовке и подготовке к повторному полету поручать завершение работ, не оконченных одним лицом, другому лицу запрещается. В случае крайней необходимости подготовка ВС к полету проводится другим специалистом с повторным выполнением всех работ.
Перед началом работ командир ато (начальник технического расчета) инструктирует личный состав по мерам безопасности, уточняет порядок работы на АТ, особенности ее подготовки, очередность применения СТО.
За качество и своевременность выполнения работ на АТ отвечают лица, проводившие эти работы. Обо всех работах должны быть сделаны записи в журнал подготовки за подписью лиц, выполнивших работу и проконтролировавших ее выполнение.
Все работы на ВС выполняются только с разрешения техника ВС и в его присутствии. О начале и окончании работ на ВС специалисты докладывают технику ВС. При временном отсутствии техника ВС для выполнения работ за ВС закрепляется механик.
Контроль работ, выполняемых на АТ, проводится для предупреждения отказов АТ из-за ошибок ИТС, недопущения сокращения объема или нарушений технологии при выполнении работ на ВС.
Объем контроля определяется с учетом местных условий, степени освоения и состояния АТ, подготовленности и натренированности исполнителей работ. Он должен обеспечивать полноту и качество выполнения работ и предотвращать выпуск в полет несправных и подготовленных не в полном объеме ВС.
Контроль проводится после выполнения работы, если есть возможность проверить полноту и качество выполнения подлежащих контролю операций после завершения работы исполнителем, или на определенном этапе выполнения работы, если такой возможности нет.
Полнота и качество выполненной работы (операции) проверяются путем визуального осмотра, проверки работоспособности системы, повторного измерения или считывания показаний приборов контроля, опроса исполнителя.
Для контроля могут также использоваться технические средства контроля типа системы встроенного контроля и предупреждения экипажа, БУР и др. Такой контроль проводится руководящим ИТС из расчета проверки в течение рабочего дня не менее одного раза каждого непосредственно подчиненного исполнителя.
Перечни операций, подлежащих контролю, а также при необходимости и технологические карты контроля отрабатываются под руководством инженера части по специальности и утверждаются заместителем командира части по ИАС. При этом учитываются опыт эксплуатации АТ в частях, данные об ошибках ИТС при работах на ней, сложность выполняемых работ и квалификация исполнителей.
В технологических картах выполнения работ делаются отметки работ (операций), подлежащих контролю.
Контроль работ, выполняемых на АТ, организуют: в ато – командир ато, в тэч части (техп, сис, ВАРМ) – начальник тэч части (техп, сис, ВАРМ), в полковой группе – начальник полковой группы.
При подготовке ВС к полету, работы, выполняемые техником (старшим техником) ВС, контролирует начальник технического расчета, работы, выполняемые другими специалистами, – техник ВС. Контроль отдельных операций может поручаться и другим должностным лицам ато.
Контроль выполнения периодических и регламентных работ, целевых осмотров и проверок, работ по подготовке к зимней (летней) эксплуатации и при хранении АТ, работ по бюллетеням заводов-изготовителей и войскового ремонта производят прямые начальники или старшие по должности лица ИАС одной с исполнителем специальности. Допускается производить контроль таких работ и лицам ИТС в равных с исполнителями должностях, но имеющих более высокую классную квалификацию.
Лица, осуществляющие контроль выполняемых на ВС работ, записывают в журнал подготовки выявленные недостатки. Руководящий ИТС анализирует обнаруженные недостатки, выявляет причины их возникновения и принимает меры по предупреждению ошибок и нарушений ИТС при выполнении работ на АТ.
Проведение контроля работ не снимает ответственности с непосредственного исполнителя за полноту и качество выполненных им работ.
Содержание и клеймение инструмента.
В целях обеспечения контроля за наличием и недопущения утери или оставления инструмента на борту ВС на весь инструмент и приспособления, используемые при работе на АТ, наносятся специальные клейма.
Пользоваться инструментом (приспособлением), не имеющим клейма, запрещается. Порядок клеймения инструмента и приспособлений изложен в приложении № 3.22 к ФАП ИАО.
Проверка наличия инструмента в соответствии с описью проводится каждый раз после окончания работ на АТ лицами, за которыми инструмент закреплен.
При обнаружении утери инструмента немедленно докладывается по команде и принимаются меры по его розыску, а также меры, исключающие выпуск ВС в полет с оставленным в нем инструментом. Каждый случай утери инструмента подлежит расследованию.
Учет наличия и выдачи инструмента и приспособлений ведется в журналах, формы которых приведены в приложениях № 4.57 и № 4.58 к ФАП ИАО.
Порядок клеймения инструмента (под инструментом также понимаются и приспособления, применяемые при выполнении работ на авиационной технике) следующий:
клеймо наносится на нерабочую поверхность металлической части инструмента керном или электрохимическим способом;
на неметаллический инструмент (киянки, волосяные щетки и т.п.) клеймо наносится методом выжигания;
если инструмент разборный, т.е. состоит из нескольких частей, то клеймо наносится на каждую часть в отдельности;
на каждый предмет инструмента наносится только одно клеймо, которое должно быть разборчивым и хорошо видимым;
при необходимости нанесения нового клейма старое должно быть удалено;
инструмент индивидуального пользования клеймится по каждому ВС, техническому расчету ато, группе аэ (ВАРМ, тэч части, техп (сис) и полковой группе).
Клеймо на бортовом инструменте ВС (инструменте техника ВС) состоит из цифр, обозначающих (слева направо):
первые две цифры – серию ВС;
следующие две (три) цифры – номер ВС в серии;
далее две цифры – номер ящика (сумки) с инструментом;
последние цифры – номер инструмента в описи.
Клеймо на инструменте индивидуального использования для технических расчетов ато и групп аэ состоит из цифр и букв, обозначающих (слева направо):
первые две цифры – последние две цифры номера войсковой части;
следующие за ними две цифры (цифра и буквы) – условный номер ато и расчета (аэ и группы);
последующая пара цифр – порядковый номер специалиста по списку личного состава расчета (группы);
последние цифры – порядковый номер инструмента в описи.
Клеймо на инструменте индивидуального пользования для групп тэч части (ВАРМ), техп (сис) и полковых групп состоит из цифр и букв, обозначающих (слева направо):
первые две цифры – две последние цифры номера войсковой части;
следующие за ними буквы – условное обозначение подразделения и группы в подразделении;
последующие две цифры – порядковый номер специалиста по списку личного состава группы (номер ящика);
последние цифры – порядковый номер инструмента в описи.
Инструмент общего пользования клеймится по техническим расчетам, группам и ато (аэ) так же, как и инструмент индивидуального пользования, но только вместо цифр, обозначающих порядковый номер специалиста, наносятся буквы ОП – «общего пользования».
Клеймо на инструменте спецавтомобилей и прицепов состоит из цифр, обозначающих (слева направо):
три первые цифры – три последние цифры номера шасси;
следующие две цифры – номер ящика (сумки) с инструментом;
последние две цифры – номер инструмента в описи.
Условные обозначения в клейме подразделений, групп и технических расчетов устанавливаются заместителем командира части по ИАС.