Инфографика на уроках изобразительного искусства

Потребность общества в творческой личности, способной к самопознанию и самореализации не может быть удовлетворена при несформированности у обучающихся интеллектуально-познавательной мотивации при изучении учебных дисциплин. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования познавательной мотивации, развитие творческой активности обучающихся. На эту проблему обращали внимание Асеев Владимир Георгиевич, Матюхина Маргарита Викторовна и др.

В современном мире для решения этой задачи применяются многочисленные образовательные инновационные технологии, наиболее интересны из которых метод проектов, индивидуальное и дифференцированное обучение, модульное обучение, развивающие обучение. Кроме выше названных технологий обучения, что эффективным средством повышения мотивации к предмету у обучающихся является и использование на уроках компьютерных технологий.

Изобразительное искусство всегда нуждалась в красочном воспроизведении иллюстративного материала. Роль образной наглядности как средства передачи информации огромна. Именно компьютер, мультимедийный экран, становится тем информационным и наглядным средством обучения, которое позволяет приблизить обучающихся к положению свидетелей исторической действительности, при этом решая целый ряд образовательных и воспитательных задач. Фактически преподаватель, желая использовать подобные электронные ресурсы, вынужден подстраиваться под них, проделывать большую работу для их методически грамотного использования.

Интересной и доступной является программа Microsoft Office Power Point, которая дает возможность создать свои презентации, по–новому представить учебный материал, расширить творческие возможности преподавателя и обучающихся.

Проблема становления и развития компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства многогранна. Рассмотрению вопросов психолого–педагогического обоснования возможности их использования в образовании, посвящены исследования многих известных педагогов, психологов и методистов: Н.М.Амосова, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, В.М.Блинова, П.Я.Гальперина, Б.С.Гершунского, И.М.Глушкова, Б.М.Кедрова, И.Я.Лернера, В.Я.Ляудис, В.И.Михеева, Н.И.Монахова, И.В.Роберт, А.Я.Савельева, Н.А.Селезневой, Н.Ф.Талызиной, О.К.Тихомирова, Д.Б.Эльконина и других.

Несмотря на актуальность данной темы, нынешнее ее состояние является неудовлетворительным. До настоящего времени отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, вопросы использования мультимедийных презентаций и информационных компьютерных технологий слабо связана с учебными планами и программами. Недостаточно изучены и проработаны психолого-педагогические аспекты создания и внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, насытить его информацией.

Главный успех – это интерес обучающихся, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать домашние задания, готовиться к семинарам, не похожими друг на друга.

Современный мультимедийный урок – это не только составленная презентация. Подготовка подобных уроков требует более тщательной подготовки, чем традиционный урок. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность, формы и способы подачи информации на экран, обратную связь с обучающимися.

При изучении истории и теории изобразительного искусства, обучающимся сложно воспринимать информацию на слух. Необходимо разработать методику проведения мультимедийных уроков – бесед по искусству, уроков тематического рисования в помощь учителю изобразительного искусства. Рассмотрим более подробно эти типы уроков:

При создании мультимедиа необходимо учитывать следующие требования: Мотивация, постановка учебной цели, создание предпосылок к восприятию учебного материала, подача учебного материала, оценка.

Участвуя в защите мультимедиа, обучающийся показывает:

• знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, объяснение полученных результатов);

• владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с компьютером, мультимедиатехникой (по необходимости);

• владение коммуникативными навыками;

• умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Создание мультимедиа способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций [2].

По данной теме проводились уроки в школе с использованием мультимедиа технологий и презентации. Дети намного лучше воспринимали визуальную информацию и с большим интересом участвовали в ходе урока. Также во время урока дети познакомились с графическими редакторами Microsoft Paint и Office PowerPoint (Приложение 1–3).

Заключение

Современное общество в своем развитии перешло к новому этапу информационных технологий, основными признаками которого является наличие глобальных сетей ЭВМ, широкомасштабное использование мультимедийных технологий и рост значения когнитивных факторов их использования.

В новых условиях изменяются содержание, методы и организационные формы обучения. Освоение мультимедийных технологий как средства формирования информационной культуры становится актуальной задачей образования.

Успех обучения и использования мультимедийных технологий определяется в первую очередь знаниями, умениями, навыками преподавателя [30].

Инфографика постепенно становится мощным и эффективным инструментом для передачи большой информации. Сфера применения инфографики не ограничивается печатными изданиями. Учителя должны использовать инфографику в своих уроках, чтобы сделать их более интересными и запоминающимися.

Возможности современных компьютерных мультимедиа технологий должны подталкивать учителей находить новые способы взаимосвязи с учениками. Существующие модели уроков с использованием презентаций должны быть расширены и дополнены, чтобы соответствовать современным стандартам.

Однако как показывает практика, создание правильной презентационной работы с использованием инфографики требует больших усилий. Намного легче создать классическую презентацию, чем инфографику.

Целью создания видеоролика была демонстрация возможностей компьютерных технологий. Использование анимации в своих презентациях, повышает интерес учеников к предмету.

В заключении хотелось бы отметить то, что сотрудничество обучаемых и обучающих, их взаимопонимание является важнейшим условием образования. Необходимо создать обстановку взаимодействия и взаимной ответственности. Только при наличии высокой мотивации всех участников образовательного взаимодействия возможен положительный результат мультимедийного урока [12].

Теоретический и практический материал выпускной квалификационной работы будет полезен учителям, студентам, преподавателям, можно использовать на занятиях в системе дополнительного образования учащихся, на художественно-графических факультетах.

Список использованной литературы

1. Александр Ф., Анастасия Н. Медиаобразование в контексте теории "диалога культур" http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/dialog_k.htm (3.03.12).

2. Андреев А. А. Введение в Интернет-образование: учеб. пособие. М.: Логос, 2003. 73 с.

3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М, 1976. 75 с.

4. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 167 с.

5. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.

6. В чем создавать инфографику: Основные программы. http://infoanalyze.blogspot.com/2012/03/blog-post.html (22.04.12);

7. Дворец единоборств «Ак Барс». http://kazan2013.ru/heritage/objects/дворец–единоборств–«ак–барс»/ (24.03.12).

8. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н., Кириллов В.К. Мультимедиа технология как комплексное средство повышения качества обучения в общеобразовательной школе // Материалы Региональной научно-практической конференции. Чебоксары: ЧТУ им.И.Н.Ульянова, 1999. С. 170 –172.

9. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе // Автореф. дисс. … канд. пед. наук Чебоксары, 2000. 23 с.

10. Егорова Ю.Н., Морозов М.Н. Мультимедиа и гипермедиа в образовательных технологиях // Состояние и перспективы информатизации непрерывного образования в Республике Марий Эл: материалы Первой Респ. конф. Йошкар-Ола, 1996. С.20 – 21.

11. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.

12. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации. М., 2000. 185 с.

13. Инфографика. http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфографика (1.03.12);

14. Казанская академия тенниса. http://kazan2013.ru/heritage/objects/big–tennis–2/ (24.03.12);

15. Кирчатова М. 6 этапов создания инфографики http://infogra.ru/blog/lessons/18.html#cut (5.04.12);

16. Клемешова Н.В. Мультимедиа как дидактическое средство высшей школы //Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Калининград, 1999. 22 с

17. Кручинина Г.А. Новые информационные технологии в учебном процессе. Мультимедийные обучающие программы. Нижний Новгород, 2000. 123 с.

18. Летняя Универсиада 2013. http://ru.wikipedia.org/wiki/Летняя_Универсиада_2013 (28.03.12);

19. Лопатина М.Л. Проблемы формирования графической культуры студентов технических вузов // Состояние, проблемы и тенденции развития графической подготовки в высшей школе. Челябинск, 2007. Т. 1. С. 145 – 147.

20. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учебное пособие. Волгоград: ВГПИ им. А.С.Серафисмовича, 1983. 93 с.

21. Основы web-технологий: курс лекций / П.Б. Храмцов [и др.] М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2003. 234 с.

22. Принципы создания качественной инфографики. http://www.dejurka.ru/articless/design-quality-infographics/ (23.04.12);

23. Символика. http://kazan2013.ru/marketing/licenc/symbolism/ (30.04.12);

24. Скворцов А. Принципы видеоинфографики. http://statviz.ru/smi/istorii/102–principy–videoinfografiki.html (5.05.12);

25. Советы по созданию качественной инфографики. http://infogra.ru/blog/lessons/182.html (4.04.12);

26. Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика. №30. 2003. С.34–36.

27. Футбольный стадион, г. Казань. http://www.issport.ru/objects/?SECTION_ID=107&ID=443 (24.03.12);

28. Шорох П. Инфографика. Зачем нужна инфографика и какой она бывает. http://youreporter.ru/ugc_school/20101019/287183771.html (4.04.12);

29. Энциклопедия Интернет. СПб, 2002. 326 с.

30. Янг К.С. Диагноз – интернет–зависимость. М., 2001. 84 с.

31. Chan Lin. Formats and prior knowledge on learning in a computer–based lesson // Journal of Computer Assisted Learning. 2001. N 17. p. 409 – 419.

32. Copyright Information Goes Here. All Rights Reserved. САМАРА, 2009. 187 с.

Приложение 1

Авторский план-конспект урока, проведенного в 3 классе МОБУ СОШ №7 г. Бирска

Тема урока: «Африка»

Цель урока:

Изобразить силуэтом африканских животных с передачей характерных особенностей

Задачи:

Образовательная:

– знакомить с видом изобразительного искусства – графика;

– знакомить с выразительным языком графики – силуэтом;

– обучать гармоничному композиционному размещению на листе.

Развивающая:

– развивать умение наблюдать реальный объект с точки зрения возможности его графического изображения;

– развивать чувство красоты силуэта, выразительности соотношения различных форм.

Воспитательная:

–воспитывать интерес к изобразительной деятельности, в частности графике;

–учить видеть красоту окружающего мира.

Оборудование и материалы:

Для учащихся: акварель, бумага, кисти, карандаш, палитра.

Для учителя: карандаш, бумага формата (А3), ластик, мел, презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! (проверка готовности к уроку)

2. Сообщение нового материала

· Вводная беседа

Учитель: Ребята, вы знаете такой вид изобразительного искусства как графика и силуэт? Откуда и где она появилась? (Ответы детей).

Демонстрация слайд-шоу и беседа с детьми.

Учитель: Графика как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Но графические произведения создавались уже в незапамятные времена, когда люди жили в пещерах. Рисунки процарапывались и наносились красками на стены пещер, они имели контурное силуэтное изображение (Слайды 1–4).

Графика (от греч. Γραφω – пишу) – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (новые слова появляются на доске).

Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат (Слайды 5–8).

Сегодня художники – графики используют для создания своих работ такие материалы как карандаш, уголь, тушь, акварель и гуашь.

Одной из возможностей графики является силуэтное рисование. В 18 веке при дворе франц. Короля Людовика 15 сидел некий министр финансов Этьен де Силуэт. О нём ходило много смешных анекдотов и легенд, однажды, какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно, а как тень. С тех пор такой способ рисования стали называть силуэтом (Слайды 9–11).

Силуэт – это вид рисунка, или однотонное изображение фигур и предметов.

· Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы с вами на листе изобразим африканских животных на фоне заката. Сначала нарисуем карандашом, а потом будем работать в цвете. (Педагогический рисунок на бумаге).

Учитель: Ребята африканских животных мы с вами постараемся изобразить силуэтом. Давайте сперва посмотрим и вспомним, как выглядят африканские животные и растения (Слайды 12–22).

· Показ последовательности работы.

Учитель: Нарисуем линию горизонта ниже середины листа, солнце, дерево, кусты, траву.

Учитель: Как же Африка без животных? Нарисуем слона. Любого другого Африканского животного постарайтесь изобразить сами. Начнём в цвете. Напишем закат яркими «жаркими цветами». Землю, деревья кусты и животных напишем темно-коричневым цветом (кончиком кисточки)

Учитель: Пока наши рисунки сохнут, сделаем небольшую разминку!

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.

Ножками топчут: топ, топ, топ!

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),

После отдыхают (приседают, руки свободные).

3. Самостоятельная работа учащихся

Учитель: Слона и других животных пишем аккуратно, кончиком кисточки. Траву у нас будет невысокой.

4. Итог урока

· Анализ работ учащихся.

Учитель: Если вы завершили работу, то самое время выявить наиболее удачные работы (выставка работ учащихся на доске).

Вопросы для анализа рисунков:

1. У кого наиболее удачно изображены африканские животные?

2. У кого более удачная композиция?

3. У кого хорошо проработан фон? (ответы детей)

· Подведение итогов урока.

Учитель: И так ребята, с какими терминами мы сегодня познакомились? (Ответы детей).

Учитель: Я вижу, что каждый из вас сумел показать в своей работе силуэт. Почти все рисунки выполнены композиционно правильно. А самое главное чувствуется любовь к животным. Все вы молодцы! В основном все справились с заданием. На этом наш урок закончен. До свидания!

Приложение 2

Наши рекомендации