Свойства цвета и их изучение на уроках изобразительного искусства

Цвет имеет три свойства: цветовой тон (название), светлота (сколько белого), насыщенность (отличие от ахроматического). Цвета разделяются на тёплые и холодные. Использование цвета в изобразительной деятельности детей изначально происходит спонтанно, на уровне каракулей. Умение видеть и воспроизводить сложные цветовые состояния объектов не приходит само и нуждается в активной помощи со стороны педагога.

Путь научения: от каракулей (простого цвета) – к сложным цветовым оттенкам. Ребёнка нужно учить (показывать), как брать краску на кисточку, как снимать с неё лишнюю воду, как находить нужный оттенок и т.д. В технологии заливки цветом (раскрашивании) на начальной стадии обучения дети часто оставляют просветы (не закрашенные участки), поэтому учителю нужно обращать на это внимание.

Определение цвета у младших школьников носит очень глобальный, нерасчленённый характер. Таким образом, здесь мы имеем прочно установившиеся ассоциативные связи между наименованием цвета и определенным предметом. Примерами этого являются связи: дерево - зеленое, земли - черная, небо - синее и т.д."

Считается, что использование сложного цвета в работах детей есть определенный шаг вперед. Уже старшие дошкольники вполне могут заниматься поисками сложного цвета, особенно, после того как педагог покажет им, как можно пользоваться палитрой.

Использование сложного света сопровождается умением давать сложное определение цветовым оттенкам поверхности предметов.

Изучение детских работ показывает, что в цветовом решении учащиеся начальных классов отмечают такое качество, цвета, как светлота.

Включение основ теории цветоведения в практику преподавания изобразительного искусства для детей требует особо продуманной системы изложения научного материала, с учетом возрастных особенностей и особенностей практической подготовки ребенка. Весьма сложным представляется и вычленение отдельных разделов теории цветоведения.

В практической деятельности ребенка целесообразно дать обоснование возможности получения цвета при смешении различных красок. Здесь необходимо показать цветовой круг.

Дети в игровой форме очень быстро запоминают последовательность положения цветов в спектре - каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленый), где (голубой) сидит (синий) фазан (фиолетовый).

В качестве начального упражнения в работе с красками лучше всего сделать несколько набросков с осенних листьев. Плоские по своей форме и поэтому не обладающие светотеневым построением, осенние листья понятны по своему цветовому состоянию и удобны в изображении начинающих художников.

В работе с живописными материалами детей надо постепенно приучать к правильному называнию красок и в дальнейшем разговаривать с ними профессиональным языком, дисциплинирующим занятия изобразительным искусством.

Нужно обращать внимание детей на то, что предварительно следует подобрать локальный цвет объекта. Локальный цвет или предметный цвет - это собственный цвет объекта воспринимаемый в условиях рассеянного освещения, т.е. не учитывается изменение цвета от изменения условий освещения. Верно подобранный локальный цвет объекта является важным условием ведения живописной работы, но следует также учитывать и многообразие цветовых оттенков поверхностей предметов.

Из теории цветоведения известно, что когда смешиваются два цвета и получается какой-то третий цвет, он теряет в насыщенности исходных компонентов. Понятие "насыщенность" не всегда доступно и легко усваивается. На начальных этапах живописного творчества, при смешении красок и поиске цвета, ребенок еще неосознанно будет манипулировать этим свойством цвета. Детям гораздо легче усвоить, что цвета бывают глухие и звонкие, и показать ему соответствующие примеры.

Лишь на этапе специального обучения под руководством художника-педагога наступает момент, когда, конкретизируя анализ живописной работы ребенка нужно будет сказать ему, например; "Здесь по насыщенности нужно взять более сдержанно", или "Цвет нужно подобрать более насыщенно".

Дети очень быстро усваивают такие особенности цвета как «теплые» и «холодные»: голубые, синие, фиолетовые цвета - холодные; и желтые, оранжевые, красные - теплые.

Появление живописно-пространственного может наблюдаться у некоторых детей с 11-12 лет. Этот этап характеризуется умением передавать трехмерность объектов не только линейным построением, но и выделением светотени живописными средствами.

Художник-педагог должен искать пути формирования живописного видения ребенка с опорой на индивидуальные и общие особенности его развития.

Итак, вполне реальным и наиболее эффективным путем развития живописных способностей у школьников представляется путь теоретического освоения законов цветоведения и практического применения их на практике вместе с совершенствованием технических приемов и навыков в работе с живописными материалами, с обязательным учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Должен соблюдаться принцип последловательности изучения основ цветоведения:

1. в первом классе ознакомить детей с основными и составными цветами спектра, холодными и теплыми.

2. Во втором классе — ознакомить детей с профессиональными названиями художественных красок: лимонно-желтая, крон желтый, охра светлая, охра золотистая, понятие звонких и глухих цветов

3. В третьем классе знакомим детей с законами дополнительных цветов, понятием светлота.

4. В четвертом классе детей надо познакомить с законами цветового контраста

5. В пятом классе знакомим учащихся с более широкой палитрой ху-дожественных красок и учим их различать эти цвета, закон воздушной перспективы, углубление знаний о свойствах цвета.

6. В шестом классе учащихся надо ознакомить с законами тоновых и цветовых отношений, с законами колорита и правилами использования этих законов на практике.

Наши рекомендации