Изучение элементов перспективы на уроках изобразительного искусства в школе.

Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач изображения натуры. Изучение законов перспективы дает объективное основание для способов изображения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Перспектива, как наука, включает в себя три основных раздела: линейная, воздушная и световая перспектива. Изучение основ перспективы даёт обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы. Занятия основами перспективы являются интереснейшим и нужным разделом учебной программы. Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное.

1)Что же такое воздушная перспектива. Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…». Большое значение в передаче пространства в изображении, как в прочем, и объёма изображаемых предметов, имеет правильное перспективное построение рисунка. Если предметы и объекты в пространственных планах построены без соблюдения закономерностей линейной перспективы, даже верное нахождение тональных и цветовых отношений и учет воздушной перспективы мало что даст для передачи пространства. Предметы, объекты, расположенные вблизи или вдали, должны быть нарисованы в строгом соответствии с их конструкцией и законами линейной перспективы. Итак

основные правила передачи световоздушной перспективы:

* Размеры предметов уменьшаются.

* Контур дальних предметов становится менее четким.

* Чем дальше предмет, тем он становится более светлым и приобретает синий оттенок.

* На дальних предметах нет темных теней и ярких светлых бликов.

* Яркие цвета и мелкие детали мы видим только на первом плане.

2)Изучение световоздушной перспективы в художественной школе, начинается в старших классах параллельно на рисунке, живописи и композиции. К обучению передачи плановости приступают с выполнения упражнений по предметам.

В рисунке это может быть простая растяжка в тоне с линейной перспективой предмета, такие как прямоугольник, квадрат, круг. Затем овощи или фрукты. Как закрепление данной темы выполнение простого натюрморта из 4-х предметов, расположенных на разных планах.

В живописи первое задание это цвето-воздушный коридор, где изучается изменение цвета в перспективе. Берутся три основных и три составных цвета

Выполнение овощей или фруктов. Затем на закрепление, натюрморт из 4-х предметов.

На уроке композиции учащимся демонстрируются фотографии, где четко видна передача далеких перспективных планов.Делается анализ репродукций художников. Например таких как «Заводские девчата» Б.Семенов (рис. 8); «Хлеб пекут» Е. Гордийца

В начале темы выполняется серия упражнений на светлой бумаге, на свободную тему, с передачей шесть-восемь планов. Это может быть аллея, пещера, тоннель с дверями, узкий проход со ступеньками. Важно понять, как строить пространственные планы или кулисы, ослабляя контраст в глубину. Следующим заданием идет сюжетная композиция «Театр», «На выставке», «На дискотеке» и т.д.

Заключение

Рассмотрев особенности программного содержания, мы пришли к выводу, что организации проведения уроков по изучению перспективы в художественных школах уделяется большое внимание. И что в процессе обучения школьник должен усвоить знания в единой, последовательной системе. Для подобного рода занятий очень важен зрительный ряд. На уроке обязательно должно быть:

* Цветовой круг. * Цветовоздушный коридор. * Тоновой коридор. * Репродукции художников. * Работы из фондов школы.

Таким образом, без изучения свойств перспективы и воздушной перспективы невозможно правильное изображение натуры. Эта тема является важным звеном в обучении учащихся передаче действительности.

.24. Изобразительное искусство в системе дополнительного образования.

Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к построению личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих многогранному развитию личности.
Цель дополнительной образовательной программы в области изобразительных искусств – развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:
- научить владеть средствами художественной выразительности;
- научить составлять законченную композицию по эскизам и выполнять ее разными изобразительными средствами;
- формировать интерес к изобразительному искусству ;
- углубить и расширить знания о некоторых приемах работы в творческой деятельности.
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству , способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- развитие у детей фантазии, образного мышления;
- формировать эстетический и художественный вкус;

Доп. обр. программа в области изобразительных искусств дает возможность педагогу непрерывно расширять и постоянно дополнять ее творческими заданиями. Однако в сфере дополнительного образования далеко не все занятия с детьми ставят именно обучающие задачи. Среди других видов занятий можно было бы назвать общеразвивающие и воспитательные занятия, которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. Например, к таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела. Кроме того, довольно часто педагог организует специальные занятия (в рамках учебного расписания), направленные на формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Занятия в системе дополнительного образования всегда предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его обучающихся. В связи с этим, самым главным являются содержание, средства и формы.
Учреждения дополнительного образования реализуют модель образования открытого типа, предполагающую включение каждого ребенка, подрастающего человека в художественно-эстетические и социальные сферы жизнедеятельности. Открытое образование предполагает концентрацию на индивидуальной личности ребенка, на его стремлении к познанию, развитию, самосовершенствованию, творчеству. Открытое образование обеспечивает свободу выбора учреждением дополнительного образования стратегии образования в условиях реализации личностно-ориентированного подхода, сопряженного с социализацией личности каждого обучающегося.

Наши рекомендации